Разработка компонентов в среде Delphi

Все компоненты Delphi являются частью иерархии, которая называется Visual Component Library (VCL). Общим предком всех компонентов является класс TComponent (рис. 9.1.1), в котором собран минимальный набор общих для всех компонентов Delphi свойств.

Свойство ComponentState содержит набор значений, указывающих на текущее состояние компонента. Приведем некоторые значения свойства:

csDesigning компонент находится в режиме проектирования
sDestroyingKOMnoHeHT сейчас будет разрушен;
csLoading компонент загружается из файла формы;
csReading компонент считывает значения из файла формы;
csWriting компонент записывает значения своих свойств в поток;
csUpdating компонент вносит изменения, чтобы отразить изменения в родительской форме.

Класс TComponent вводит концепцию принадлежности. Каждый компонент имеет свойство Owner (владелец), ссылающееся на другой компонент как на своего владельца. В свою очередь, компоненту могут принадлежать другие компоненты, ссылки на которые хранятся в свойстве Components. Конструктор ком­понента принимает один параметр, который используется для задания владельца компонента. Если передаваемый владелец су­ществует, то новый компонент добавляется к списку Components владельца. Свойство Components обеспечивает автоматическое разрушение компонентов, принадлежащих владельцу. Свойст­во ComponentCount показывает количество принадлежащих компонентов, a Componentlndex — номер компонента в массиве Components.

В классе TComponent определено большое количество мето­дов. Наибольший интерес представляет метод Notification. Он вызывается всегда, когда компонент вставляется или удаляется из списка Components владельца. Владелец посылает уведомле­ние каждому члену списка Components. Этот метод переопределя­ется в порождаемых классах для того, чтобы обеспечить действи­тельность ссылок компонента на другие компоненты. Например, при удалении компонента Tablel с формы свойство DataSet компонента DataSourcel, равное Tablel, устанавливается в Nil.

Процесс разработки компонента включает пять этапов:

выбор класса-предка;

создание модуля компонента;

добавление в новый компонент свойств, методов и событий;

тестирование;

регистрацию компонента в среде Delphi;

9.1. Выбор класса-предка

На рис. 9.1.1 изображены базовые классы, формирующие структуру VCL. В самом верху расположен TObject, который является предком для всех классов в Object Pascal. От него про­исходит TPersistent, обеспечивающий методы, необходимые для создания потоковых объектов. Потоковый объект — объект, ко­торый может запоминаться в потоке. Поток представляет собой объект, способный хранить двоичные данные (файлы). Поскольку Delphi реализует файлы форм, используя потоки, то TComponent порождается от TPersistent, предоставляя всем компонентам способность сохраняться в файле формы.

Класс TComponent представляет собой вершину иерархии компонентов и является первым из четырех базовых классов, используемых для создания новых компонентов. Прямые по­томки TComponent — невизуальные компоненты.

9.1.1. Класс TControl

Вершину иерархии визуальных компонентов представляет класс TControl.

Класс TControl вводит понятие родительских элементов управ­ления (parent control). Свойство Parent является окном, кото­рое содержит элемент управления. Например, если компонент Panel 1 содержит Button 1, то свойство Parent компонента Button 1 равно Panel 1.

Свойство ControlStyle определяет различные стили, приме­нимые только к визуальным компонентам, например:

csAcceptControls элемент управления становится родителем любых элементов управления, помещенных на него во время проектирования. Применим только к оконным элементам управления;
csCaptureMouse элемент управления перехватываетсобытия мыши;
сsFrames элемент управления имеет рамку;
csSetCaption свойства Caption и Text элемента управления (если не заданы явно) устанавливаются так, чтобы совпадать со свойством Name;
csOpaque элемент управления скрывает все элементы позади себя.

В классе TControl определено большинство свойств, использу­емых визуальными компонентами: свойства позиционирования (Align, Left, Top, Height, Width), свойства клиентской области (ClientHeight, ClientWidth), свойства внешнего вида (Color, Enabled, Font, ShowHint, Visible), строковые свойства (Caption, Name, Text, Hint), свойства мыши (Cursor, DragCursor, DragKind, DragMode).

Кроме того, класс TControl реализует методы диспетчеризации событий.

Все визуальные компоненты подразделяют на графические элементы управления и оконные элементы управления. Каж­дый тип представляет свою иерархию классов, происходящую соответственно от TGraphicControl и TWinControl. Главная раз­ница между этими типами компонент состоит в том, что графи­ческие компоненты не поддерживают идентификатор окна, и, соответственно, не могут принять фокус ввода.

Оконные компоненты далее разбиваются на две категории. Прямые потомки TWinControl являются оболочками вокруг су­ществующих элементов управления, реализованных в Windows (например, TEdit, TButton, и др.) и, следовательно, знают, как себя рисовать.

Для компонентов, которые требуют идентификатора окна, но не инкапсулируют базовых элементов Windows, которые бы обеспечивали возможность перерисовывать себя, имеется класс TCustomControl.

9.1.2. Класс TGraphicControl

Класс TGraphicControl является базовым для компонентов, которые не нуждаются в получении фокуса ввода и не служат в качестве родительских для других элементов управления (эти функции требуют наличия идентификатора окна).

По умолчанию объекты TGraphicControl не имеют собствен­ного визуального отображения, но для наследников обеспечи­ваются виртуальный метод Paint (вызывается всегда, когда элемент управления должен быть нарисован) и свойство Canvas (используется как «поверхность» для рисования).

9.1.3. Класс TWinControl

Класс TWinControl используется как базовый для создания компонентов, инкапсулирующих соответствующие оконные эле­менты управления Windows, которые сами себя рисуют.

Класс TWinControl обеспечивает свойство Handle, являюще­еся ссылкой на идентификатор окна базового элемента управ­ления. Кроме этого свойства класс реализует свойства, методы и события, поддерживающие клавиатурные события и измене­ния фокуса:

свойства фокуса TabStop, TabOrder;
свойства внешнего вида Ctl3D, Showing;
методы фокуса CanFocus, Focused;
методы выравнивания AlignControl, EnableAlign, Re Align;
оконные методы CreateWnd, CreateParam, RecreateWnd, CreateWindowHandle, DestroyWnd;
события фокуса OnEnter, OnExit;
события клавиатуры OnKeyDown, OnKeyPress, OnKeyUp.

Создание любого потомка этого класса начинается с вызова ме­тода CreateWnd, который вначале вызывает CreateParams для инициализации записи параметров создания окна, а затем вызыва­ет CreateWindowHandle для создания реального идентификатора окна, использующего запись параметров. Затем CreateWnd настра­ивает размеры окна и устанавливает шрифт элемента управления.

9.1.4. Класс TCustomControl

Класс TCustomControl представляет собой комбинацию клас­сов TWinControl и TGraphicControl. Являясь прямым потомком класса TWinControl, TCustomControl наследует способность управления идентификатором окна и всеми сопутствующими возможностями. Кроме этого, как и класс TGraphicControl, класс TCustomControl обеспечивает потомков виртуальным ме­тодом Paint, ассоциированным со свойством Canvas.

Таким образом, в зависимости от того, какой компонент бу­дет исходным (базовым) для создания нового класса, можно выделить 4 случая:

создание Windows-элемента управления (TWinControl);

создание графического элемента управления (TGraphic-Control);

создание нового элемента управления (TCustomControl); О создание невизуального компонента (TComponent).

9.2. Создание модуля компонента и тестового приложения

Определившись с выбором компонента, можно приступить к созданию модуля компонента. Для этого необходимо выпол­нить следующие шаги.

Выполните команду File/ New.../ Component или Component/ New Component.

В диалоговом окне New Component (рис. 9.2.1.) установите основные параметры создания компонента: Ancestor type (имя класса-предка), Class Name (имя класса компонента), Palette Page (вкладка палитры, на которой должен отображаться ком­понент) и Unit file name (имя модуля компонента).

После щелчка на кнопке ОК будет сгенерирован каркас но­вого класса.

По ходу процесса построения компонента необходимо тести­ровать его, не устанавливая в палитру компонентов. Тестовое приложение должно содержать код, который динамически по­мещает новый компонент на форму, изменяет его свойства и вызывает методы.

Упражнение 9.2.1. Разработайте новый компонент, который объединяет компоненты TEdit и TLabel. Компонент Label рас­полагается выше поля редактирования (TEdit). При перемеще­нии поля редактирования TLabel следует за ним. При удалении поля редактирования TLabel также удаляется.

Решение

В качестве предка класса нового компонента используем TEdit.

Выполните команду Component/ New component. Установите следующие значения параметров окна: Ancestor type TEdit

Class Name TLabelEdit

Palette Page Test

Unit file name...\LabelEdit\LabelEdit.pas

Щелкните на кнопке ОК, автоматически будет сгенерирован следующий код:

unit LabelEdit;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type

TLabelEdit = class(TEdit)

private

{ Private declarations }

protected

{ Protected declarations }

public

{ Public declarations }

published

{ Published declarations }

end;

procedure Register;

implementation

procedure Register;

begin

RegisterComponents('Test', [TLabelEdit]);

end;

end.

В модуле описан каркас нового класса и написана процедура регистрации компонента (Register), которая помещает его на страницу Test. Сохраните файл модуля компонента.

Разработка тестового приложения

Создайте новый проект. Сохраните его файлы в папке...\LabelEdit: файл модуля — под именем Main.pas, файл про­екта — Test Application, dpr.

Добавьте имя модуля разрабатываемого компонента в раздел Uses формы тестового приложения:

...

uses..., LabelEdit;

...

В общедоступный раздел класса TForml добавьте поле

le: TLabelEdit;

В обработчике события OnCreate формы динамически со­здайте новый компонент:

procedure TForml.FormCreate(Sender: TObject);

begin

le:=TLabelEdit.Create(Self);

with le do

begin

parent:=forml;

left:=10;

top:=10;

end;

end;

Сохраните файлы проекта.

Эксперимент. Убедитесь, что при запуске в левом верхнем углу формы появляется окно редактирования. ♦

9.3. Добавление свойств, методов и событий

Свойства, как и поля класса, являются атрибутом объекта. Но если поля являются простым хранилищем некоего значения, которое может быть прочитано и изменено, то со свойст­вом связаны некоторые действия, осуществляемые при чтении и изменении его содержимого.

Добавление свойства происходит в три этапа.

1. Создание внутреннего поля класса для хранения значения свойства.

2. Описание и разработка методов доступа к значению свойства.

3. Описание свойства.

В классе TControl свойства Caption/Text, Parent и Hint опре­деляются так:

TControl = class (TComponent)

private

FParent: TWinControl; {внутреннее поле свойства Parent}

FText: PChar; {внутреннее поле свойства Text/Caption}

FHint: string; {внутреннее поле свойства Hint}

function GetText: Tcaption; {метод чтения свойства Text/Caption}

function IsCaptionStored: Boolean;

function IsHintStored: Boolean;

procedure SetText(const Value: TCaption);

{метод записи свойства Text/Caption}

Protected

procedure SetParent{AParent: TWinControl); virtual;

property Caption: TCaption read GetText write SetText stored IsCaptionStored;

property Text: TCaption read GetText write SetText;

public

property Parent: TWinControl read FParent write SetParent;

published

property Hint: string read FHint write FHint stored IsHintStored;

end;

Объявление свойства имеет следующий синтаксис: property <имя свойства>: тип определители;

При объявлении свойства используется зарезервированное слово property, после которого указываются четыре ключевых фрагмента информации. Первый — имя свойства, этот иденти­фикатор используется для ссылок на значение свойства. Таким образом, свойства получают внешний вид полей данных.

Каждое объявление свойства должно определять тип свойства, для этого используется символ двоеточие после имени свойства.

Для указания метода, который будет использоваться для осуществления выборки значения свойства, используется ди­ректива read. Метод должен быть функцией, чей возвращае­мый тип является тем же самым, что и тип свойства.

Однако вместо метода доступа для чтения можно указать внутреннее поле хранения данных, как, например, при описа­нии свойств Hint и Parent. Подобная форма записи приводит к тому, что значение свойства извлекается прямо из внутреннего поля данных.

За спецификацией метода чтения следует определитель ме­тода записи, директива write определяет, какой метод будет ис­пользоваться для присвоения свойству значения. Метод должен быть процедурой, имеющей единственный параметр, тип кото­рого должен совпадать с типом свойства.

При обращении к значению свойства происходит перена­правление на соответствующий метод. Например, оператор s: =Editl. Text; автоматически будет преобразован в оператор s: =Editl. GetText; а оператор Editl. Text: =' Test' — в опе­ратор Editl.Text('Test').

Описание свойства должно содержать определитель read или write или сразу оба. Если описание свойства включает в себя только определитель read, то оно является свойством только для чтения. В свою очередь, свойство, чье описание включает в себя только определитель write, является свойством только для записи. При присвоении свойству, определенному с директивой только для чтения, какого-либо значения или при использова­нии в выражении свойства с директивой только для записи все­гда возникает ошибка.

В отличие от внутренних полей хранения данных свойства не могут быть переданы в процедуру (или функцию) в качестве параметра переменной (параметр var), это объясняется тем, что свойство не существует в памяти.

Когда программист использует Инспектор объектов для измене­ния свойств формы или свойств компонентов, то результирующие изменения заносятся в файл формы. Файлы форм представляют собой файлы ресурсов Windows, и когда приложение запускается, то описание формы подгружается из этого файла. Для определения того, что должно сохраняться в файле формы, служат специфика­торы памяти — необязательные директивы stored, default и node-fault. Эти директивы влияют на информацию о типе во время вы­полнения, генерируемую для свойств published.

Директива stored управляет тем, будет или нет свойство дейст­вительно запоминаться в файле формы. За директивой stored дол­жны следовать либо константы True или False, либо имя поля, имеющего тип Boolean, либо имя метода, у которого нет парамет­ров, и возвращающего значение типа Boolean. Например,

property Hint: string read FHint write FHint stored IsHintStored;

Если свойство не содержит директиву stored, то оно рассмат­ривается как содержащее ее с параметром True.

Директивы default и nodefault управляют значениями свой­ства по умолчанию. За директивой default должна следовать константа того же типа, что и свойство, например:

property Tag: Longint read FTag write FTag default 0;

Чтобы перекрыть наследуемое значение default без указания нового значения, используется директива nodefault. Директи­вы default и nodefault работают только с порядковыми типами и множествами, нижняя и верхняя границы которых лежат в промежутке от 0 до 31. Если такое свойство описано без дирек­тив default и nodefault, то оно рассматривается как с директи­вой nodefault. Для вещественных типов, указателей и строк значение после директивы default может быть только О, NIL и

(пустая строка) соответственно.

Когда Delphi сохраняет компонент, то просматриваются спе­цификаторы памяти published свойств компонента. Если значе­ние текущего свойства отличается от default значения (или ди­ректива default отсутствует) и параметр stored равен True, то значение свойства сохраняется, иначе свойство не сохраняется.

Спецификаторы памяти не поддерживаются свойствами-мас­сивами, а директива default при описании свойства-массива имеет другое назначение.

9.3.1. Простые свойства

Простые свойства — это числовые, строковые и символьные свойства. Они могут непосредственно редактироваться в Инс­пекторе объектов и не требуют специальных методов доступа.

Рассмотрим создание простого свойства Color, описанного в классе TContol (модуль controls.pas):

Type

TControl = class (TComponent)

private

FColor: TColor;

function IsColorStored: Boolean;

procedure SetColor(Value: TColor);

protected

property Color: TColor read FColor write SetColor stored IsColorStored default clWindow;

end;

function TControl.IsColorStored: Boolean;

begin

Result:= not ParentColor;

end;

procedure TControl.SetColor (Value: TColor);

begin

if FColor <> Value then

begin

FColor:= Value;

FParentColor:= False;

Perform(CM_COLORCHANGED, 0, 0);

{вызов Perform позволяет обойти очередь сообщений Windows и послать сообщение, в данном случае — изменить цвет, элементу управления}

end;

end;

9.3.2. Свойства перечислимого типа

Определенные пользователем перечислимые и логические свойства можно редактировать в окне инспектора объектов, вы­бирая подходящее значение свойства в раскрывающемся списке. Рассмотрим создание свойства перечислимого типа на при­мере компонента Shape (модуль extctrls.pas).

Туре

TShapeType = (stRectangle, stSquare, stRoundRect, stRoundSquare, stEllipse, stCircle);

{вначале необходимо определить новый тип — перечислить возможные значения}

Туре

TShape = class(TGraphicControl)

private

FShape: TShapeType;

procedure SetShape(Value: TShapeType);

published

property Shape: TShapeType read FShape write SetShape

default stRectangle;

end;

procedure TShape.SetShape{Value: TShapeType);

begin

if FShape <> Value then

begin

FShape:= Value;

Inva 1 idate; {гарантирует перерисовку компонента}

end;

end;

9.3.3. Свойства типа множества

Свойство типа множества при редактировании в окне Инспек­тора объектов выглядит так же, как множество, определенное синтаксисом языка Pascal. Простейший способ его отредактиро­вать — развернуть свойство в Инспекторе объектов, в результате каждый его элемент станет отдельным логическим значением.

При создании свойства типа множества нужно создать соот­ветствующий тип, описать методы доступа, после чего описать само свойство. В модуле Controls.pas свойсво Align описано сле­дующим образом:

Туре

TAlign = (alNone, alTop, alBottom, alLeft, alRight, alClient);

TAlignSet = set of TAlign; TControl = class(TComponent)

private

FAlign: TAlign;

procedure SetAlign(Value: TAlign);

public

property Align: TAlign read FAlign write SetAlign default alNone;

end;

procedure TControl.SetAlign(Value: TAlign);

var OldAlign: TAlign;

begin

if FAlign <> Value then

begin

OldAlign:= FAlign;

FAlign:= Value;

Anchors:= AnchorAlign[Value];

if not (csLoading in ComponentState) and

(not (csDesigning in ComponentState) or (Parent <> NIL))

then

if ((OldAlign in [alTop, alBottom])=(Value in [alRight, alLeft])) and not (OldAlign in [alNone, alClient]) and not (Value in [alNone, alClient]) then SetBounds(Left, Top, Height, Width)

{изменение границ компонента}

else AdjustSize; {устанавливает заданные размеры компонента}

end;

Request Align; {нструктирует «родителя» переставить компонент

в соответствии со значением свойства Align }

end;

9.3.4. Свойство-объект

Свойства могут являться объектами или другими компонен­тами. Например, у компонента Shape есть свойства-объекты Brush и Реп. Когда свойство является объектом, то оно может быть развернуто в окне инспектора так, чтобы его собственные свойства также могли быть модифицированы. Свойства-объек­ты должны быть потомками класса TPersistent, чтобы их свой­ства, объявленные в разделе published, могли быть записаны в поток данных и отображены в инспекторе объектов.

Для определения объектного свойства компонента необходимо сначала определить объект, который будет использоваться в каче­стве типа свойства. В модуле graphics.pas описан класс TBrush:

TBrush = class(TGraphicsObject)

private

procedure GetData(var BrushData: TBrushData);

procedure SetData(const BrushData: TBrushData);

protected

function GetBitmap: TBitmap;

procedure SetBitmap(Value: TBitmap);

function GetColor: TColor;

procedure SetColor(Value: TColor);

function GetHandle: HBrush.;

procedure SetHandle(Value: HBrush);

function GetStyle: TBrushStyle;

procedure SetStyle(Value: TBrushStyle);

public

constructor Create; destructor Destroy; override;

procedure Assign(Source: TPersistent); override;

property Bitmap: TBitmap read GetBitmap write SetBitmap;

property Handle: HBrush read GetHandle write SetHandle;

published

property Color: TColor read GetColor write SetColor

default clWhite;

property Style: TBrushStyle read GetStyle write SetStyle

default bsSolid;

end;

Метод Assign предназначен для копирования значения свойств экземпляра TBrush:

procedure TBrush.Assign (Source: TPersistent);

begin

if Source is TBrush then

begin

Lock; {блокирует использование объекта}

try

TBrush(Source).Lock;

try

BrushManager.AssignResource(Self, TBrush(Source).FResource);

finally TBrush(Source).Unlock;

end;

finally Unlock; {завершает секцию кода, начатую методом Lock,

снимая блокировку объекта}

end;

exit:

end;

inherited Assign(Source);

end;

Чтобы определить свойство-объект, нужно определить внут­реннее поле. Так как свойство представляет объект, его нужно создать, а по завершении — уничтожить, поэтому в код включены конструктор Create и деструктор Destroy. Кроме того, объявлен метод доступа SetBrush, предназначенный для записи свойства Brush.

TShape = class(TGraphicControl)

private

FBrush: TBrush;

procedure SetBrush(Value: TBrush);

public

constructor Create (AOwner: TComponent); overrider;

destructor Destroy; overrider;

published

property Brush: TBrush read FBrush write SetBrush;

end;

constructor TShape.Create(AOwner: TComponent);

begin

inherited Create(AOwner);

FBrush:= TBrush.Create;

FBrush.OnChange:= StyleChanged;

end;

destructor TShape.Destroy;

begin

FBrush. Freer-inherited Destroy;

end;

procedure TShape.SetBrush (Value: TBrush);

begin

FBrush.Assign(Value);

end;

9.3.5. Свойство-массив

Примерами свойств-массивов могут служить такие свойства, как TMemo.Lines, TScreen.Fonts, TStringGrid.Cells.

Особенности свойства-массива заключаются в следующем:

свойства-массивы объявляются с помощью индексных па­раметров, цель которых — указать количество и тип ин­дексов, которые будут использоваться свойством;

спецификации методов чтения и записи должны ссылать­ся на методы доступа. Методом для определителя read должна быть функция, список параметров которой совпа­дает со списком параметров, описывающих индекс свойст­ва, и возвращающей значение того же типа, что и свойст­во. В свою очередь, методом в определителе write должна быть процедура, список параметров которой совпадает со списком параметров, описывающих индекс свойства. Спи­сок параметров такой процедуры может содержать и до­полнительные свойства.

TCanvas = class (TPersistent)

private

FHandle: HDC; {ссылка на контекст устройства, используется для отображения графической информации}

function GetPixel (X, Y: Integer): TColor; {метод чтения}

procedure SetPixel (X, Y: Integer; Value: TColor);

{метод записи}

protected

public

constructor Create;

destructor Destroy; override;

property Pixels[X, Y: Integer]: TColor read GetPixel write SetPixel;

end;

constructor TCanvas.Create;

begin

inherited Create;

CanvasList. Add (Self); {добавляет в список ссылки на объекты}

end;

destructor TCanvas.Destroy;

begin

CanvasList.Remove (Self); {удаляет из списка ссылки на объекты}

inherited Destroy; end;

function TCanvas.GetPixel (X, Y: Integer): TColor;

begin

RequiredState([csHandleValid]);

GetPixel:= Windows.GetPixel(FHandle, X, Y); end;

procedure TCanvas.SetPixel(X, Y: Integer; Value: TColor);

begin

Changing;

RequiredState([csHandleValid, csPenValid]);

Windows.SetPixel(FHandle, X, Y, ColorToRGB(Value));

Changed;

end;

Доступ к такому свойству-массиву осуществляется следую­щим образом:

Canvas.Pixels [10, 20]:=clRed; что означает:

Canvas.SetPixel (10, 20, clRed);

За описанием свойства-массива может следовать директива default. В данном случае это будет означать, что это свойство становится свойством по умолчанию для данного класса. На­пример:

type

TStringArray = class public property Strings[Index: Integer]: string...; default;

end;

Если у класса есть свойство по умолчанию, то доступ к это­му свойству может быть осуществлен оператором

<имя компонента>[Index], который эквивалентен оператору

<имя компонента>.<имя свойства>[Index].

Класс может иметь только одно свойство по умолчанию. В связи с тем, что компилятор статически определяет свойство по умолчанию у объекта, то смена свойства по умолчанию или его скрытие в наследниках класса может привести к непредсказуе­мым последствиям.

9.3.6. Массив свойств

Определитель Index позволяет разным свойствам иметь один и тот же метод доступа. Его описание состоит из директивы index и последующей за ней константой целого типа в промежутке от -2147483647 до 2147483647. Если у свойства есть определи­тель Index, то определители read и write должны ссылаться на методы, а не на поля. Например:

type

TRectangle = class private

FCoordinates: array[0..3] of Longint;

function GetCoordinate(Index: Integer): Longint;

procedure SetCoordinate{Index: Integer; Value: Longint); public

property Left: Longint index 0 read GetCoordinate

write SetCoordinate; property Top: Longint index 1 read GetCoordinate

write SetCoordinate; property Right: Longint index 2 read GetCoordinate

write SetCoordinate; property Bottom: Longint index 3 read GetCoordinate

write SetCoordinate;

end;

Обращение к свойству, определенному с директивой index, например,

Rectangle.Right:= Rectangle.Left + 100;

{Rectangle: TRectangle}

автоматически преобразуется к вызову метода,

Rectangle.SetCoordinate (2, Rectangle.GetCoordinate(0) + 100);

9.3.7. Перекрытие и переопределение свойств

Описание свойства без указания типа называется перекры­тием свойства. Самый простой способ перекрытия состоит в ис­пользовании зарезервированного слова property и идентифика­тора — имени свойства. Данный способ используется для смены видимости свойства.

Перекрытия свойств могут содержать директивы read, write, stored, default и nodefault. Перекрытие может заменить суще­ствующие наследуемые определители доступа, добавить недо­стающие, увеличить видимость свойства, но оно не может уда­лить существующий определитель или уменьшить видимость свойства. Следующий пример демонстрирует использование пе­рекрытия свойств:

type

TAncestor = class

protected

property Size: Integer read FSize; property Text: String read GetText write SetText; property Color: TColor read FColor write SetColor stored False;

...

end;

TDerived = class(TAncestor)

...

protected

property Size write SetSize; published property Text; property Color stored True default clBlue;

end;

Перекрытие свойства Size добавляет определитель write, что позволяет редактировать свойство, а перекрытие свойств Text и Color меняет их видимость с protected на published. Перекры­тие свойства Color указывает, что оно должно быть сохранено, если его значение отлично от clBlue.

Переопределение свойства включает указание его типа, оно скрывает наследуемое свойство. Это означает, что создается но­вое свойство с тем же именем, что и у предка. Любое описание свойства, которое содержит указание типа, должно быть завер­шенным и включать в себя как минимум один определитель до­ступа:

type TAncestor = class

property Value: Integer read Methodl write Method2; end;

TDescendant = class(TAncestor)

property Value: Integer read Method3 write Method4; end;

9.3.8. Создание событий

Событие — это любое происшествие, вызванное вмешатель­ством пользователя, операционной системы или логикой про­граммы. Событие связано с некоторым программным кодом, отвечающим на это происшествие. Совокупность события и кода, выполняющегося в ответ на это событие, называется свойством-событием и реализуется в виде указателя на некото­рый метод. Метод, на который указывает это свойство, называ­ется обработчиком события.

Свойства-события являются не более чем указателями на ме­тоды. В модуле Controls.pas определены стандартные свойст­ва-события.

Описание свойства-события начинается с описания нового типа, который представляет собой процедуру, одним из параметров которой, является Sender типа TObject, а директива of object делает эту процедуру методом:

TMouseMoveEvent = procedure(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer) of object;

Когда происходит какое-либо событие, например, перемеще­ние мыши, в систему Win32 посылается соответствующее сооб­щение, в нашем случае WM_MOUSEMOVE. Система Win32 пе­редает это событие элементу управления, для которого оно предназначено и на которое он должен тем или иным способом ответить. Элемент управления может ответить на это событие, сначала проверив наличие кода, предусмотренного для выпол­нения. Для этого он проверяет, ссылается ли свойство-событие на какой-либо код. Если да, то элемент выполняет этот код, на­зываемый обработчиком события. Операция по определению наличия метода, связанного с событием-свойством, возлагается на метод диспетчеризации. Эти методы объявляются как защи­щенные методы того компонента, которому они принадлежат.

Описание свойства-события состоит из двух частей: во-пер­вых, событие требует внутреннего поля данных, которое испо­льзуется для хранения указателя на метод; во-вторых, создает­ся соответствующее свойство, которое во время проектирования дает возможность присоединения обработчиков событий:

TControl = class(TComponent) private

FOnMouseMove: TMouseMoveEvent; {внутреннее поле события} procedure WMMouseMove(var Message: TWMMouseMove); message WM_MOUSEMOVE;

protected

procedure MouseMove(Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

dynamic; {метод диспетчеризации}

property OnMouseMove: TMouseMoveEvent read FOnMouseMove

write FOnMouseMove;

end;

Метод диспетчеризации определяет, существует ли свойство-событие на какой-нибудь метод, и если это так, то передает управление соответствующей процедуре:

procedure TControl.MouseMove(Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin

if Assigned (FOnMouseMove) then FOnMouseMove (Self, Shift, X, Y); end;

Чтобы обеспечить возможность переопределения обработки события, необходимо перехватить возникшее событие, обрабо­тать его стандартным образом и передать управление методу диспетчеризации:

procedure TControl.WMMouseMove(var Message: TWMMouseMove); begin inherited; if not (csNoStdEvents in ControlStyle) then

{включение csNoStdEvents во множество ControlStyle заставляет игнорировать стандартные события мыши, клавиатуры. Этот флаг позволяет ускорить запуск приложения, если оно при этом не нуждается в обработке этих событий} with Message do MouseMove(KeysToShiftState(Keys), XPos, YPos); end;

9.3.9. Создание методов

Добавление в компонент методов не отличается от добавле­ния методов в любой другой класс. Однако следует придержи­ваться следующих правил:

исключить взаимозависимость методов;

метод, вызываемый пользователем, не должен приводить компонент в такое состояние, при котором другие методы не действуют;

метод должен иметь осмысленное имя.

Упражнение 9.2.1 (продолжение). Добавим в описание ново­го класса свойство объектного типа TLabel:

type

TLabelEdit = class (TEdit)

private

{ Private declarations }

FLabel: Tlabel; {внутреннее поле}

protected

{ Protected declarations }

function GetLabelCaption: string; virtual;

{метод чтения свойства Caption объектного свойства Label}

procedure SetLabelCaption(Const Value: String); virtual;

{метод записи свойства

Caption объектного свойства Label} public

{ Public declarations }

constructor Create(Aowner: TComponent); override;

destructor Destroy; overrider;

published

{ Published declarations }

property LabelCaption: string read GetLabelCaption write SetLAbelCaption; end;

В конструкторе необходимо создать экземпляр типа TLabel, сохранить ссылку на него во внутреннем поле и задать значе­ние свойства Caption созданного объекта:

constructor TLabelEdit.Create(AOwner: TComponent); begin

inherited Create(Aowner);

FLabel:= TLabel.Create(NIL);

{владельца у свойства-объекта не существует}

FLabel.Caption:= 'Label for Edit'; end;

При разрушении компонента необходимо освободить ресур­сы, занятые созданным объектным свойством:

destructor TLabelEdit.Destroy;

begin

if (FLabel <> NIL) and (FLabel.parent = NIL) Then FLabel.free;

inherited Destroy;

end;

Методы доступа чтения и записи соответственно считывают и записывают значение свойства Caption во внутреннее поле FLabel:

function TLabelEdit.GetLabelCaption: String;

begin

Result:= FLabel.Caption;

end;

procedure TLabelEdit.SetLabelCaption(Const Value: string);

begin

Flabel.Caption:= value;

end;

Эксперимент. Сохраните модуль компонента. Запустите тестовое приложение. Как отображается создаваемый компо­нент? ♦

По-прежнему отображается только компонент Edit. Это свя­зано с тем, что не определено свойство Parent внутреннего ком­понента Label. Напомним, свойство Parent задает компонент, который отвечает за прорисовку принадлежащих ему компо­нентов.

Добавьте в раздел protected описания класса TLabelEdit про­цедуру

procedure SetParent(value: TWinControl); override;

В разделе implementation модуля компонента опишите код процедуры:

procedure TLabelEdit.SetParent{Value: TWinControl};

begin

if (Owner=NIL) or not(csDestroying in Owner.ComponentState)

{если владелец компонента не определен или владелец не разрушается}

then FLabel.Parent:=Value;

{устанавливаем владельца компонента}

inherited SetParent(Value);

end;

Эксперимент. Модифицируйте тестовое приложение в соот­ветствии с рис. 9.3.1. Значения Value компонентов SpinEdit определяют положение компонента LabelEdit.

Запустите тестовое приложение.

Проверьте отображение компонента LabelEdit при различ­ных значениях свойств Left и Тор. ♦

При перемещении компонента Edit надпись (Label) должна перемещаться за ним. Для этого необходимо перехватить собы­тие перемещения — WM_MOVE. Опишите в разделе private описания компонента TLabelEdit заголовок обработчика собы­тия WMMove:

procedure WMMove(var Msg: TWMMove); message WM_MOVE;

Обработчик события WMMove, кроме стандартной обработки события, содержит операторы перемещения компонента Label:

procedure TLabelEdit.WMMove(var Msg: TWMMove); begin inherited;

if Flabel <> NIL then with FLabel do SetBounds(Msg.XPos, Msg.Ypos-Height-5, Width, Height);

{procedure SetBounds(ALeft, ATop, A Width, AHeight: Integer) устанавливает сразу все граничные свойства элемента управления} end;

Эксперимент. Сохраните код модуля компонента. Запусти­те тестовое приложение, убедитесь в правильности перемеще­ния компонента. ♦

9.4. Регистрация компонента в среде Delphi

В процессе регистрации компонент помещается в палитру компонентов Delphi.

Рассмотрим процесс установки компонента на примере ком­понента TLabelEdit, разработанного в упр. 9.2.1.

Выполните команду Component/Install Component. В диало­говом окне Install Component в строке Unit file name укажите имя модуля нового компонента —...\LabelEdit\LabelEdit.pas (рис. 9.4.1). Щелкните на кнопке ОК.

Появится диалоговое окно Confirm с сообщением «Package dclusr50.bpl will be built then installed. Continue?» (Пакет dclusr50.bpl будет переустановлен. Продолжить?), щелкните на кнопке Yes.

Если нет ошибок в файле модуля нового компонента, то ком­понент будет зарегистрирован в палитре компонентов Delphi и будет отображено окно Information с сообщением «Package c:\program files\borland\delphis\Projects\Bpl\ dclusrSO.bpl has been installed. The following new component(s) have been registered: TLabelEdit» (). Щелкните на кнопке ОК.

В палитре компонентов на странице Test появится новый компонент (рис. 9.4.2).

Примечание. Чтобы изменить пиктограмму нового компонента, вос­пользуйтесь программой Image Editor. Выполните команду File/ New/ Component Resource File, затем Resource/ New/ Bitmap. В появившемся диалоговом окне Bitmap Properties установите размер рисунка 24x24 пикселя, установите цвет — VGA (16 color), нажмите OK и измените имя Bitmapl на имя компонента (в нашем случае TLABELEDIT, вводите обя­зательно прописными символами). Затем выполните команду Resource/ Edit и создайте нужный рисунок. После этого сохраните файл в катало­ге, в котором хранится модуль компонента, под тем же именем, но с расширением.DCR, установите компонент еще раз.

В случае повторной установки компонента или же в случае наличия ошибок в модуле компонента будет отображен редак­тор пакета компонентов Package-dclusr50.dpk (рис. 9.4.3), ко­торый позволяет удалять, добавлять, компилировать пакет.

Для сохранения изменений, проведенных в пакете Dclusr50, щелкните на кнопке ОК в диалоговом окне Confirm «Save changes to project Dclusr50?» (Сохранить изменения в проекте DclusrSO?).

Упражнение 9.4.1. Разработайте компонент SimpleTree, ото­бражающий структуру файловой системы в древовидной форме (рис. 9.4.4).

Решение

Создайте каталог SimpleTree.

Выполните команду File\New\Component. В диалоговом окне New Component установите основные параметры:

введите имя класса предка — TCustomControl, так как этот класс предоставляет возможность рисования на ком­поненте и разрешает получать фокус ввода;

имя создаваемого класса — TSimpleTree;

название страницы палитры компонентов, на которую бу­дет помещен компонент — Test;

имя файла модуля, содержащего описания создаваемого класса, —...\SimpleTree\SimleTree.pas;

□ значение строки указания путей для поиска файла оставь­те без изменения.

После щелчка на кнопке ОК откроется окно редактирования модуля...\SimpleTree\SimleTree.pas, который содержит описа­ние класса TSimpleTree и процедуру Register.

В разделе public описания класса опишите конструктор Create: constructor Create{AOwner: TComponent); override;

в котором определим возможность обрабатывать события мыши и установим объем рамки компонента:

constructor TSimpleTree.Create(AOwner: TComponent); begin

inherited Create{AOwner);

ControlStyle:= [csFramed, csCaptureMouse, csDoubleClicks,

csClickEvents ];

{Свойство ControlStyle отвечает за различные атрибуты компонента: csFramed — элемент управления имеет рамку и нуждается в эффектах Ctrl 3D; csCaptureMouse — данный элемент перехватывает события мыши; csDoubleClicks — когда на элементе дважды щелкнули мышью, генерируется событие OnDlClick; csClickEvents — когда на элементе нажата и отпущена мышь, генерируется событие OnClick}

FBorcier:= bsSingle; Width:= 150; Height:= 150;

Tabs top:= True; {возможность перехода на компонент

при нажатии на клавишу Tab}

end;

Задание для самостоятельного выполнения 9.2. Переопределите деструктор класса TSimpleTree.

Чтобы предоставить возможность пользователю компонента изменять внешний вид компонента и его положение на форме, создайте свойство Border и выполните перекрытие свойств Align, Anchors, Color, Ctl3D, Font, TabOrder, TabStop:

...

private

FBorder: TBorderStyle

...

published property Align; property Anchors;

property Border: TBorderStyle read FBorder write SetBorder default bsSingle;

property Color; property Ctl3D; property Font; property TabOrder; property TabStop;

...

end;

...

procedure TSimpleTree.SetBorder(const Value: TBorderStyle);

begin

if FBorder Value then begin FBorder:=Value; RecreateWnd;

{разрушает существующее окно, после чего создает заново}

end; end;

Эксперимент. Сохраните файл компонента.

Создайте тестовое приложение. Сохраните файл модуля под именем Main.pas, файл проекта Test.dpr.

Положите на форму компонент Button (измените свойство Caption на «Создать компонент»), создайте обработчик события onClick кнопки:

procedure TForml.buttonlclick (Sender: TObject);

begin

Tree:=TSimpleTree.Create(Forml);

with Tree do begin Parent:= forml; Left:=5; Top:=5; end; end;

Опишите переменную Tree и подключите модуль SimpleTree.

Запустите тестовое приложение. После щелчка на кнопке на форме должен отобразиться экземпляр класса TSimpleTree. За­кройте приложение, убедитесь, что при этом не происходит ни­каких ошибок. ♦

Добавим в компонент возможность вертикального скрол­линга дерева (ScrollBar). Перекройте метод CreateParams, ко­торый вызывается перед созданием окна (перед вызовом функ­ции Win API CreateWindow):

protected

procedure CreateParams(var Params: TCreateParams); override;

...

procedure TSimpleTree.CreateParams{var Params: TCreateParams);

begin

inherited CreateParams(Params); with Params do begin

if FBorder = bsSingle then Style:=Style or WS_BORDER; Style:«Style or WS_VSCROLL; end; end;

Эксперимент. Запустите тестовое приложение. Убедитесь в появлении вертикальной полосы прокрутки на создаваемом ком­поненте.

Используя справочную систему Delphi, определите, какие стили окон управления существуют и как каждый стиль влия­ет на функциональность окна управления. ♦

Перед отображением компонента вызывается метод Paint. Для рисования древовидной структуры файловой системы не­обходимо его переопределить:

protected

... procedure Paint; override;

...

procedure TSimpleTree.Paint;

begin

end;

Рассмотрим процесс добавления большого количества эле­ментов (узлов) в дерево. При добавлении каждого узла (до того времени, когда они отобразятся в компоненте) происходит пе­рерисовка дерева, вызывающая мигание. Чтобы предотвратить этот эффект, создадим механизм блокировки «отрисовки» при добавлении узлов в дерево, который будет содержать два мето­да BeginPaint (начало блокировки) и EndPaint (окончание блокировки):

...

private

...FUpdateCount: integer;

{в конструкторе задайте начальное значение равным нулю} public

procedure BeginUpdate;

procedure EndUpdate;

procedure TSimpleTree.BeginUpdate; begin

inc(FUpdateCount); end;

procedure TSimpleTree.EndUpdate; begin

Dec(FUpdateCount);

if FUpdateCount = 0 then Invalidate; end;

Для того чтобы не происходила перерисовка дерева в про­цессе добавления узлов, в метод Paint добавляем оператор:

if FUpdateCount > 0 then exit;

Для вычисления положения узла используем значение ши­рины и высоты символа «А». Введем два поля FCharWidth и FCharHeight, соответственно, длина и высота символа текста, обнов­ление значений которых будет происходить в следующем методе:

procedure TSimpleTree.UpdateCharMetrics; begin

Canvas.Font:= Self.Font;

FCharHeight:= Canvas.TextHeight('A') + 2; FCharWidth:= Canvas.TextWidth('A1); end;

Метод UpdateCharMetrics будет вызываться в ответ на собы­тие смены шрифта и размеров компонента:

private

procedure CMFontChanged(var Msg: TMessage);

message CM_FONTCHANGED; procedure WMSize(var Msg: TWMSize); message WM_SIZE;

procedure TSimpleTree.CMFontChanged(var Msg: TMessage); "negin

inherited;

UpdateCharMetrics; end;

procedure TsimpleTree.WMSize(var Msg: TWMSize); begin

inherited;

UpdateCharMetrics; end;

Вернемся к процедуре Paint. Рисование дерева каталогов бу­дем осуществлять последовательно: сначала отобразим узлы де­рева, а затем, если нужно, — линии. Определите свойство DrawLines логического типа, значение True которого задает не­обходимость рисования линий дерева, False — рисование дере­ва без линий.

property DrawLines: boolean read FDrawLines write SetDrawLines default True;

где

procedure TSimpleTree.SetDrawLines(const Value: boolean); begin

if FDrawLines <> Value then begin

FDrawLines:=Value; Repaint; end; end;

He забудьте в конструкторе определить начальное значение поля FDrawLines. После этого метод Paint можно записать сле­дующим образом:

procedure TSimpleTree.Paint;

procedure DoDrawNodes;

begin

end;

procedure DoDrawLines;

begin

end;

begin

if FUpdateCount > 0 then exit;

DoDrawNodes; {рисуем узлы}

if FDrawLines then DoDrawLines; {рисуем линии}

end;

Процедура DoDrawNodes рисует узлы дерева каталогов. Од­нако в конкретный момент времени нужно нарисовать только раскрытые пользователем узлы дерева. Список узлов дерева бу­дем хранить в защищенном (private) поле FDrawList типа TList класса TSimpleTree.

Задание для самостоятельного выполнения

9.3. В конструкторе класса TSimpleTree создайте FDrawList (эк­земпляра класса TList), а в деструкторе освободите память, ассоциированную с этой переменной.

Список FDrawList содержит указатели на узлы дерева. Каж­дый узел представляет собой экземпляр класса TSimpleNode:

TSimpleNode = class(TObject) private

FTree: TSimpleTree/ {указатель на дерево}

FParent: TSimpleNode; {родительский узел}

FChildren: TList; {список дочерних узлов}

FCaption: string; {текст для отображения}

FLevel: integer; {уровень узла}

FIndex: integer;

{индекс в списке дочерних узлов родительского узла}

FX, FY: integer;

{последние координаты, по которым рисовался узел}

FExpanded: boolean; {развернутли}

FAbsolutelndex: integer; {индекс узла в дереве}

procedure Redraw; {перерисовка узла по последним координатам}

procedure DrawAt(X, Y: integer);

{нарисовать узел по координатам X, Y}

function GetChildren(Index: integer): TSimpleNode;

function GetChildrenCount: integer;

function GetSelected: boolean;

procedure SetSelected(const Value: boolean);

procedure SetCaption(const Value: string);

procedure SetExpanded(const Value: boolean); public

constructor Create(ATree: TSimpleTree);

destructor Destroy; override;

procedure ClearChildren; {очистить все дочерние узлы}

property Children[Index: integer]: TSimpleNode read GetChildren;

property ChildrenCount: integer read GetChildrenCount;

property Caption: String read FCaption write SetCaption;

property Level: integer read FLevel;

property Selected: boolean read GetSelected write SetSelected;

{выбран ли узел}

property Absolutelndex: integer read FAbsolutelndex;

property Index: integer read FIndex;

property Expanded: boolean read FExpanded write SetExpanded; end;

Обновление названия каталога:

procedure TSimpleNode.SetCaption(const Value: String); begin

if reaction <> Value then

begin

rtaction:=Value; ГТгее.Invalidate;

Задания для самостоятельного выполнения

9.4. Реализуйте методы GetChildrenCount (возвращает коли­чество элементов, содержащихся в списке FChildren) и GetChildren (возвращает элемент списка FChildren под но­мером Index) класса TSimpleNode.

Обратите внимание на то, что описание класса TSimpleTree содержит элемент типа TSimpleNode, и наоборот. Чтобы сооб­щить компилятору о существовании класса TSimpleTree в раз­деле Туре, опишите классы следующим образом:

type

TSimpleTree = class; TSimpleNode = class (TObject)

end;

TSimpleTree = class(TCustomControl)

end;

Реализуем методы класса TSimpleNode. Конструктор иници­ализирует значения полей, а также выделяет память под пере­менную, которая будет содержать ссылки на подкаталоги:

constructor TSimpleNode.Create(ATree: TSimpleTree); begin

inherited Create;

FTree:=ATree;

FParent:=nil;

FChildren:=TList.Create;

FLevel:=0;

FIndex:=-l;

FExpanded:=False; end;

Деструктор освобождает память, ассоциированную с пере­менной FChildren (список ссылок на дочерние каталоги):

destructor TSimpleNode.Destroy; begin

ClearChildren; FChildren. Freer-inherited Destroy; end;

Удаление всех дочерних подкаталогов выполняет рекурсив­ная процедура, которая освобождает память, занятую под хра­нение ссылок на дочерние подкаталоги текущего подкаталога:

procedure TSimpleNode.ClearChildren;

var i: Integer; begin

for i:=0 to FChildren.Count - 1 do

9.5. При отображении узлов дерева использовались следующие свойства класса TSimpleTree:

property TextColor: TColor index 0 read GetTreeColor

write SetTreeColor; property LinesColor: TColor...; property SelTextColor: TColor property SelBackColor: TColor...;

Используя массив свойств, реализуйте перечисленные выше свойства. Не забудьте в конструкторе Create установить началь­ные значения этих свойств.

К реализации методов GetSelected, SetSelected, SetExpanded вернемся немного позднее.

Таким образом, внутренняя процедура DoDrawNodes метода TSimpleTree.Paint, отображающая узлы дерева, должна выпол­нить такую последовательность операторов:

var i: Integer; begin

for i:=0 to FDrawList.Count - 1 do

TSimpleNode(FDrawList[i]).DrawAt (0, i * FCharHeight); end;

Метод NodelnView предназначен для проверки видимости узла (опишите в разделе private класса TSimpleTree):

function TSimpleTree.NodelnView (Node: TSimpleNode): Boolean; begin

Result:=FDrawList.IndexOf(Node) > -1; end;

Для прорисовки дерева в методе Paint осуществляется рисо­вание линий) внутренняя процедура которого DoDrawLines ме­тода Paint:

procedure DoDrawLines; var MaxLevel: integer; i: integer; j: integer; begin

MaxLevel:=0; Canvas.Pen.Color:=LinesColor;

{устанавливаем цвет рисования линий} for i:=0 to FDrawList.Count - 1 do

{просматриваем все узлы дерева} with TSimpleNode(FDrawList[i]) do if FLevel > 0 then

begin

Canvas.MoveTo(FX + FCharWidth, FY + FCharHeight div 2); Canvas.LineTo(FX, FY + FCharHeight div 2); if (Flndex > 0) and

(not NodeInView(FParent.Children[Flndex - 1])) then Canvas.LineTo(FX, 0) else

if FIndex=0 then Canvas.LineTo (FX, FY - FCharHeight div 2) else Canvas.LineTo (FX, FParent.Children[Flndex - 1].FY); if Flndex < FParent.ChildrenCount - 1 then if not NodelnView(FParent.Children[Flndex + 1]) then Canvas.LineTo(FX, ClientHeight); if MaxLevel < FLevel then MaxLevel:=FLevel; end;

for i:=l to MaxLevel do begin j:=0; while (j < FDrawList.Count) and

(TSimpleNode(FDrawList[j]).Level <> i) do Inc(j); if j = FDrawList.Count then begin

Canvas.MoveTo((i + 1) * FCharWidth, 0); Canvas.LineTo((i + 1) * FCharWidth, ClientHeight); end; end; end;

Задание для самостоятельного выполнения

9.6. Поясните каждый оператор метода TSimpleTree.DoDrawLmes. Приведите все возможные варианты выполнения метода DoDrawLines.

Сформируем список FNodes узлов. В описание класса TSimple-Тгее введем следующие элементы:

private

FNodes: TList; {глобальный массив всех узлов}

FStartlndex: Integer; {абсолютный индекс узла,

с которого начинаем рисовать. Начальное значение равно нулю} FMaxLinesInView: Integer;

{максимальное количество отображаемых узлов} FMaxLines: Integer; {максимальное количество видимых узлов}

function GetNode(Index: integer): TSimpleNode; function GetNodeCount: integer;

...

public

property Nodes[Index: integer]: TSimpleNode

read GetNode; default; {возвращает узел под номером Index} property NodeCount: integer read GetNodeCount;

{общее количество узлов}

end;

Задание для самостоятельного выполнения

9.7. Реализуйте методы GetNode и GetNodeCount. He забудьте выделить память под переменную FNodes в конструкторе, а в деструкторе — освободить.

Формирование списка узлов дерева осуществляется в методе UpdateDrawList, который будет вызываться в ответ на каждое из следующих событий:

изменение размеров компонента,

добавление новых узлов, а скроллинг,

сворачивание или разворачивание какого-либо узла.

procedure TSimpleTree.UpdateDrawList;

function ListFull: Boolean; {проверка на полноту списка}

begin

Result:=FDrawList.Count >= FMaxLinesInView; end;

procedure FormDrawList(Node: TSimpleNode);

{формирование списка} var i: Integer; begin

if not ListFull then FDrawList.Add(Node); Inc(FMaxLines);

if Node. FExpanded then begin {если узел раскрыт}

for i:=0 to Node.ChildrenCount — 1 do FormDrawList(Node.Children[i]); Inc(FMaxLines, Node.ChildrenCount); end; end;

var i, Min: Integer; begin

FMaxLinesInView:=(ClientHeight div FCharHeight) + 1; FDrawList.Clear; FMaxLines:=0;

if FStartlndex + FMaxLinesInView > GetNodeCount then Min:=GetNodeCount -FStartlndex else Min:=FMaxLinesInView; for i:=FStartIndex to FStartlndex + Min — 1 do

FDrawList.Add (FNodes [i]); {добавляем в список узлы}

for i:=0 to GetNodeCount — 1 do

{вычисляем максимальное количество видимых узлов} with Nodes [i] do

if FParent = nil then Inc(FMaxLines)
else if FParent.FExpanded then Inc(FMaxLines);
UpdateScrollBar; {обновляем состояние ScrollBar}

end;

Обновление состояния компонента ScrollBar осуществляет метод UpdateScrollBar:

procedure TSimpleTree.UpdateScrollBar; var Scrolllnfo: TScrollInfo;

{структура, которая содержит параметры отображения полосы прокрутки} begin

if FMaxLinesInView >= FMaxLines then ShowScrollBar(Handle, SBJVERT, False)

{спрятать вертикальную полосу прокрутки} else begin

FillChar(Scrolllnfo, SizeOf(TScrollInfo), 0); Scrolllnfo.cbSize:=SizeOf{TScrollInfo);

Scrolllnfo. fMask:=SIF_ALL; {ограничиваетразмер страницы пропорционально отображению полосы прокрутки, минимальное и максимальное значение для диапазона скроллинга } Scrolllnfo.nMax:=FMaxLines;

{максимальное количество отображаемых строк}

ScrollInfo.nPage:=FMaxLinesInView; {общее количество строк} ScrollInfo.nPos:=FStartIndex; ShowScrollBar(Handle, SB_VERT, True);

{показать вертикальную полосу прокрутки} SetScrollInfo(Handle, SB_VERT, Scrolllnfo, True);

{установить назначенные параметры} end; end;

В раздел private класса TSimpleTree добавьте описание мето­дов UpdateDrawList и UpdateScrollBar.

Метод UpdateScrollBar вызывается также и на изменение размеров компонента. Для полноценной поддержки скроллин­га необходимо обрабатывать сообщение WMVSCROLL:

private

procedure WMVScroll(var Msg: TWMVScroll); message WM_VSCROLL;

procedure TSimpleTree.WMVScroll(var Msg: TWMVScroll); begin

case Msg.ScrollCode of SBJTHUMBPOSITION: begin

{прокручивает на абсолютную позицию.
Текущая позиция определяется значением параметра npos}
SetScrollPos(Handle, SB_VERT, Msg.Pos, True);
FStartlndex:=Msg.Pos;
end;
SB_LINEUP: {вверх}

if FStartlndex > 0 then Dec (FStartlndex) else exit;
SB_LINEDOWN: {прокрутить на одну строку вниз}

if FStartlndex < FMaxLines — FMaxLinesInView + 1 then

Inc(FStartlndex) else exit; else exit; end;

UpdateDrawList; {обновление списка}

Invalidate; {перерисовка компонента}

end;

Эксперимент. Сохраните модуль компонента. Запустите те­стовое приложение. Убедитесь, что при перемещении «бегун­ка» полосы прокрутки компонент ScrollBar исчезает. ♦

Добавим в обработчик события WMSize вызов методов об­новления списка узлов и перерисовки полосы прокрутки:

procedure TsimpleTree.WMSize(var Msg: TWMSize); begin inherited;

UpdateCharMetrics; UpdateDrawList; UpdateScrollBar; end;

Эксперимент. Запустите тестовое приложение. Отображает­ся ли полоса прокрутки? Объясните, почему. ♦

Создаваемое дерево состоит как минимум из одного узла. Главный узел хранится в поле FMainNode типа TSimpleNode и доступен через свойство только для чтения MainNode.

Свойство SelectedNode типа TSimpleNode является указате­лем на выбранный узел, для записи в этот узел вызывается ме­тод SetSelectedNode.

Опишите перечисленные свойства и методы класса TSimple­Tree. Метод SetSelectedNode реализуется следующим образом:

procedure TSimpleTree.SetSelectedNode(const Value: TSimpleNode); var OldNode: TSimpleNode; begin if FSelectedNode <> Value then begin

{если выделенным должен стать другой узел} OldNode:=FSelectedNode; FSelectedNode:= Value; if (OldNode <> nil) and NodelnView(OldNode) then

{если узел, который был выделен ранее, виден —

его следует перерисовать} OldNode.Redraw;

if NodelnView(FSelectedNode) then {если выделенный сейчас узел видим, его также следует перерисовать}

FSelectedNode.Redraw; end; end;

В конструктор TSimpleTree.Create добавьте следующие опе­раторы:

FNodes:=TList.Create;

FMainNode:^TSimpleNode.Create(Self);

FSelectedNode:= FMainNode;

FNodes.Add(FMainNode);

FMainNode.FAbsolutelndex:= 0;

Чтобы обработать события мыши, выполним перекрытие ме­тода MouseDown:

procedure TSimpleTree.MouseDown (Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); var Node: TSimpleNode; begin

inherited MouseDown(Button, Shift, X, Y);

{вызываем обработчик события нажатия кнопок мыши по умолчанию}
Node:=NodeAt [X, Y]; {определяем узел}

if Node <> nil then SelectedNode:=Node;

if (Shift = [ssLeft, ssDouble]) and (FSelectedNode <> nil) then
if FSelectedNode. FExpanded {если выделенный узел раскрыт}
then Collap


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: