первый — набор правил для развития эко-деревень; второй — описание возможностей для развития, которые могут быть получены через Трест Земли

* Дополнительные ресурсы — Список людей и групп, с которыми мы вошли в контакт для написания этого отчета, некоторые персональные ответы, которые мы получили, короткие заметки о некоторых группах, не вошедшие в обзор, а также библиография.

Для тех читателей, которые не могут прочесть весь отчет, мы рекомендуем начать с разделов 1 и 3, а затем прочитать как можно больше из разделов 2 и 4

Характерные черты эко-деревень

До настоящего времени не существует общепризнанного определения эко-деревни. Для целей нашего отчета мы определим эко-деревню как поселение со всеми чертами человеческой деятельности разумных пределов, в котором человеческая деятельность безопасно интегрирована в природную среду таким образом, что поддерживает здоровое развитие человека и может успешно продолжаться неопределенно долгое время.

Давайте поближе рассмотрим это определение.

Человеческий масштаб

Это такой, при котором все в общине знают друг друга и при этом каждый чувствует, что может влиять на направление развития поселения. Имеются практические свидетельства, как в современных промышленных странах, так и в других культурах, что верхний предел такой группы составляет примерно 500 человек. В очень сильных и изолированных поселениях он может быть и выше, вплоть до 1000 человек, в то время как в ситуациях, типичных для современных промышленных обществ, он обычно ниже, даже ниже 100.

Парламенты и законодательные органы во всем мире, к примеру, не превышают 500 человек. Было обнаружено, что предприятие, переваливая за черту 500, либо чрезвычайно бюрократизируется, распадается на фрагменты. Антропологи выявили, что стабильные деревни зачастую не превышают 500 человек. Датские группы соседствующих семей, раздираемые всеми противоречиями современного общества, пришли к тому, что 30 жилищ, или приблизительно 75 человек, составляют верхний предел для сохранения чувства дружного сообщества.

В нашем отчете мы будем придерживаться духа разумных человеческих пределов, что в большинстве случаев означает группы менее 500 человек.

Поселение со всеми чертами человеческой деятельности

Все черты нормальной человеческой деятельности должны быть представлены в сбалансированной пропорции: проживание, отдых, общественная жизнь и коммерция. В отличие от этого, большинство современных поселений промышленного мира — городские, пригородные и сельские — разделены по функциям: одни районы пригодны для проживания, другие для покупок, третьи для производства и т.д. Эти районы превышают размеры, в которых люди чувствуют себя комфортно, даже в пределах одной функции. Концепция эко-деревни заменяет большой масштаб и специализацию на интеграцию функций в разумных размерах, так что эко-деревня становится слепком всего общества в миниатюре. Однако, это вовсе не означает, что эко-деревни станут полностью самообеспечиваемы или изолированы от окружающих поселений. Лучше всего проиллюстрировать то, что мы ожидаем от эко-деревень, на примере трудоустройства. В идеальном случае количество рабочих мест в деревне будет соответствовать числу трудоспособного населения, но мы также допускаем, что некоторые жители деревни будут работать за ее пределами, и, напротив, часть рабочих мест будет занята людьми, проживающими вовне.

Кроме того, есть целый ряд специализированных услуг, которые очевидно не могут быть размещены в каждой эко-деревне — такие как больницы, аэропорты и т.д. И все же, с разделением труда между деревнями, любой крупный общественный институт может быть успешно управляем группой и сетью эко-деревень, как указывает успешный опыт кооперативов Мондрагон. Это имеет большое значение, так как ключевым понятием в нашем определении эко-деревень и устойчивых поселений является то, что они спланированы таким образом, чтобы полностью функционирующее общество могло в основном состоять из таких единиц.

Опыт Датских совместно живущих семей показывает, что для чувства разнообразия и "полноты" требуется, по крайней мере, 15 домов или 40 человек. В нашем отчете мы не будем слишком строгими с цифрами, но лишь очертим идеальный размер эко-деревни как столь малый, где все жители знают друг друга и столь большой, чтобы допустить достаточное разнообразие и населения, и видов деятельности.

Человеческая деятельность безопасно интегрирована в природную среду

Этот третий аспект привносит приставку "эко" в эко-деревню. Один из наиболее важных моментов данного принципа есть идеал равенства между человеком и остальными формами жизни, при котором человек не пытается доминировать над природой, а скорее находит подобающее место в ней. Другим важным принципом является цикличное использование материальных ресурсов вместо линейного подхода (вырыть, использовать один раз и выбросить навсегда), характерного для индустриального общества. Это приводит эко-деревни к использованию возобновимых источников энергии (солнечной, ветровой и т.д.) вместо ископаемых источников; к компостированию органических отходов, которые таким образом возвращаются земле, вместо того, чтобы забивать свалки и очистные сооружения; к вторичной переработке как можно большего количества стоков; к неупотреблению ядовитых и вредных веществ.

Поддерживает здоровое развитие человека

Четвертый принцип признает, что эко-деревни, в конце концов, являются человеческими общинами и без истинного здоровья ее читателей вряд ли могут быть успешными. Что же такое "здоровое развитие человека"? Мы не будем здесь пытаться дать точный ответ на этот вопрос, достаточно лишь сказать, что в нашем представлении оно включает сбалансированное и целостное развитие всех аспектов человеческой жизни — физической, эмоциональной, умственной и духовной. Здоровое развитие требует выражения не только в жизни отдельных индивидуумов, но также в жизни всего поселения в целом. Данный принцип имеет свои следствия в экономике, управлении и во всех общественных отношениях.

Может успешно продолжаться неопределенно долгое время

Последний принцип — принцип устойчивости — обязывает к определенной честности в концепции эко-деревни. Без него было бы легко (или, по крайней мере, легче) в короткое время создать поселения людей разумных размеров, которые будут казаться гармонично вписанными в природу и иметь все необходимые черты эко-поселения, но на самом деле будут в скрытом виде проживать капитал, накопленный в других частях общества; или зависеть от антиэкологической деятельности в других частях общества; или же не будут включать какой-нибудь важный аспект жизни (такой, как детей и стариков). Эти "слепые пятна" встречаются во многих существующих целевых общинах (и даже в большей степени, чем во всем индустриальном обществе!). Конечно же, мы все взаимозависимы и поселение разумных размеров не может быть совершенно многоплановым (мы не строим воздушных замков); но принцип устойчивости требует истинной честности и неэксплуатации по отношению к другим частям современного мира, как человеческого, так и всего остального, а также по отношению к потомкам.

Устойчивые поселения

Наконец, еще одно важное определение: для целей данного отчета мы будем использовать "устойчивые поселения" в качестве более широкого термина, включающего эко-деревни, скопления и сети эко-деревень и негеографические "общины" (как, например, различные деловые сообщества). В этом смысле, эко-деревня представляет собой конкретное место, либо в деревне, либо в городе-пригороде, которое достаточно невелико, чтобы вписываться в человеческий масштаб. Город не может быть эко-деревней, но город, состоящий из эко-деревень, может представлять собой устойчивое эко-поселение. Подобным образом, деловое сообщество, чьи члены живут в различных эко-деревнях, не является эко-деревней, но может быть типом устойчивого поселения.

Основной акцент данного отчета будет сделан на эко-деревнях, но многие из направлений, приложимых к ним, могут быть применимы также к другим типам устойчивых поселений. Очень важные уроки для эко-деревень можно извлечь из других типов устойчивых поселений, так что мы часто не будем делать четкого разграничения между теми и другими.

Вперед, а не назад

Если эко-деревни представляют собой столь великолепную идею, почему же мы уже не живем в них?

Этот вопрос и вызов, брошенный им, является ключевым как для отчета, так и для движения эко-деревень в целом.

Один из самых частых ответов состоит в том, что на самом деле большинство людей живут-таки в "эко-деревнях". Согласно этому взгляду, самой лучшей моделью эко-деревни является традиционная крестьянская деревня, и для того, чтобы обрести первозданную гармонию с природой и друг с другом, мы все должны вернуться к этому образу жизни. Мы не согласны с этим. Безусловно справедливо, что можно многому научиться у этих деревень (в которых по-прежнему живет около половины населения планеты). Однако, мы не думаем, что они воплощают идеал эко-деревни в том виде, как он здесь описан. Немногие бы сегодня (включая наиболее традиционных фермеров!) решились описывать эти деревни как имеющие все черты человеческой деятельности, способствующие здоровому развитию. Работа тяжела, продолжительность жизни невелика, возможности для развития личности и образования скудны (практически сведены к нулю для женщин), разнообразие жизненных укладов очень незначительно.

Вдобавок, гармония между этими деревнями и окружающей средой зачастую прямо зависит от низкой плотности населения -роскошь, которой мы больше не владеем. Жители традиционных деревень во всем мире используют три основных типа сельского хозяйства: вырубка или сжигание леса, суходолье и дождевое орошение; искусственное орошение. Из них первое наносит самый большой вред природе и требует очень низкой плотности населения; но и искусственное орошение, способное поддерживать большую плотность населения, вредит природе, как показывает опыт предшествующих цивилизаций, основанных на ирригации. И, наконец, традиционные деревни вряд ли можно считать образцами гармонии между людьми. Сельская жизнь, с современной точки зрения, зачастую болезненно патриархальна: ссоры и недоверие между дворами, между соседними деревнями, подозрительное отношение ко всему внешнему миру.

Мы еще вернемся к традиционным деревням и тем урокам, которые можно извлечь из них. Теперь же мы хотим со всей ясностью определить эко-деревни как отчетливо пост-индустриальный (и, вероятно, даже пост-сельскохозяйственный) феномен. Хотя они и вбирают в себя весь человеческий опыт, но никак не являются возвратом к любому предыдущему образу жизни. Эко-деревни вырастают из потребностей и возможностей, вызванных:

- новыми экологическими ограничениями (из-за высокого уровня плотности населения и технологии);

- новой техникой и технологиями (от лучшего понимания экосистем до более разветвленных каналов коммуникации; от эффективных технологий по возобновимому использованию ресурсов до новых форм организации общества);

- новым уровнем сознания (символизированным отчасти фотографией Земли из космоса, включающем глобальное знание, копленное за миллионы лет истории жизни на этой маленькой планете в безбрежности Вселенной).

Если эко-деревни действительно возникают из этих потребностей и возможностей, то ответ на вопрос, почему же мы до сих пор не живем в них, достаточно прост: эти потребности и возможности настолько новы, что мы как общество еще не успели осознать их. Хотя проницательные наблюдатели и первопроходцы понимали важность устойчивого образа жизни уже давно, большая часть технологий и знаний, на которых, вероятно, будут базироваться эко-деревни, появились менее 20-ти лет назад, а многие из них лишь в последние несколько лет. Несомненно, что многие из технологий еще даже не разработаны! В самом деле, лишь в последние три года лавинообразно стало нарастать понимание того, что вектор истории направлен к необходимости устойчивых моделей жизни. Мы, в лучшем случае, находимся в самом начале эры устойчивости, и можем ожидать, что основное развитие технологий и знаний, которые будут характеризовать эту эру, еще впереди.

В то же время, индустриальное общество, несмотря на его, очевидно возрастающий, недостаток устойчивости, имеет многовековую инерцию строительства общественных институтов и развития капитала. Учитывая мощную инфраструктуру промышленной эры и силу общественных стереотипов, для большинства людей гораздо легче продолжать возводить те же самые неустойчивые структуры, чем быть пионерами в области создания устойчивых поселений.

Проблемы эко-деревень

Однако, хоть и трудно быть первооткрывателями в строительстве устойчивых поселений, но не невозможно, и на этом пути встречаются награды! В самом деле, многочисленные группы делают это на протяжении десятков лет, как показывают исследования, приведенные в этом отчете. Чтобы оценить трудности, с которыми сталкивались первопроходцы, давайте рассмотрим проблемы, связанные со строительством эко-деревень.

Проблема биосистемы

Для того, чтобы осуществить идеал — безвредно вписать эко-деревню в естественную среду обитания, требуется, чтобы она была экологически дружественна в следующих аспектах:

Сохраняла природную среду на своей территории

Производила пищу, топливо и другие биоресурсы на месте

Перерабатывала свои органические отходы

Обеззараживала любые первоначально токсичные отходы. Перерабатывала все твердые отходы

Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах посредством применения продуктов, произведенных вне ее

Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах вследствие использования и складирования любых продуктов.

Проблема строительной среды

Для осуществления же этого идеала необходимо чтобы эко-деревня:

была построена из экологически дружественных материалов

использовала возобновимые источники энергии

обезвреживала все твердые, жидкие и газообразные отходы жилищ и других строений

в минимальной степени использовала моторизованный транспорт

была построена таким образом, чтобы в минимальной степени воздействовать на местную экосистему.

Для того чтобы осуществить идеал всестороннего развития личности требуется, чтобы здания в поселке:

имели хорошее соотношение общественного и личного пространства

способствовали взаимодействию жителей

способствовали широкому кругу деятельности

Проблема экономической системы

Для того, чтобы эко-деревня воплотила идеал здорового развития личности и представляла все черты человеческой деятельности, требуется значительная экономическая активность. Для осуществления идеалов справедливости и неэксплуатации, которые являются частью принципа устойчивости, необходимо, чтобы экономическая активность членов эко-деревни не зависела ни от эксплуатации других людей или мест, ни от эксплуатации будущего настоящим. Значение этих целей не так явно как, например, значение возобновимых источников энергии. Мы можем определить наиболее вероятные вопросы, которые встанут перед эко-деревней в экономическом плане:

Что такое устойчивая экономическая деятельность, как в смысле поддержания жизни членов поселения, так и устойчивость в экологическом смысле?

Какие части поселения должны быть общественными и какие

Более конкретно, какой должна быть собственность на землю и на строения?

Каким образом можно совместить экономическую и экологическую эффективность с целью уменьшения, как расходов, так и воздействия на внешнюю среду?

Каковы наиболее подходящие формы деловой организации для ассоциированных предприятий эко-деревни?

Есть ли приемлемая альтернатива либо дополнения экономике, основанной на деньгах, для экономического обмена внутри деревень и между ними?

Проблема управления

Как и в случае с экономикой, идеалы справедливости и неэксплуатации указывают общее направление развития эко-деревень, но не дают четких указаний в отношении того, как воплощать эти идеалы. И здесь мы снова можем выделить вопросы, которые наиболее вероятно встанут перед эко-деревней в области управления:

Как будут приниматься решения, какие методы будут использоваться и для каких типов решений?

Как будут разрешаться конфликты?

Как будут претворяться в жизнь решения, принятые общиной?

Какова будет роль руководства и ожидания к нему?

Каковы будут отношения эко-деревни с администрацией ее района?

Проблема объединяющих ценностей

Для того, чтобы справиться со всеми проблемами, члены эко-деревни должны иметь нечто, что держит их вместе, некую основу в виде общих ценностей и взглядов. Развитие и поддержание этого связующего материала представляет собой еще один уровень проблемы, который поднимает следующие вопросы:

Какова правильная пропорция единства и разнообразия?

Какие общие ценности, какое поведение и виды деятельности должны ожидаться в группе?

Каким должно быть общее видение группы, если оно вообще должно быть?

Каким путем группа должна найти, разработать и развить это видение?

Сколь близкими должны быть межличностные отношения между членами группы?

Как лучше всего развить эту близость?

Каковы будут взаимоотношения с теми, кто находится за пределами группы?

Проблема целостной системы

Есть еще более глубокая и зачастую невидимая проблема "целостной системы". Возможно, самая большая трудность, с которой сталкивается любой, кто пытаемся создать эко-деревню, состоит в том, что это начинание требует изменения очень многих сторон жизни. Основатели общин обычно пытаются или чувствуют себя обязанными работать над всеми аспектами изменений одновременно, но почти все они требуют гораздо большего времени и средств, чем ожидалось. Вдобавок, каждая область изменения взаимодействует с другими областями непредсказуемым образом. В процессе этих изменений финансовые ресурсы, эмоциональные ресурсы и межличностные отношения находятся под сильным стрессом. Когда попытки создать общину приводили к неудаче, то одной из причин (вместе с другими, более специфичными) почти всегда было стремление группы сделать слишком многое слишком быстро, не сообразуясь со своими ресурсами.

Проблема целостной системы, таким образом, состоит в том, чтобы составить правдивое представление о размахе предприятия и затем выработать подход, который позволит общине развиваться стабильными шагами. Иными словами, "устойчивость" не есть только характеристика "завершенной" общины, она должна стать частью мышления и привычек с самого начала. Для строительства успешной эко-деревни требуется равновесие между тремя основными фазами:

исследование и проект;

воплощение и

поддержание

— для каждой из областей проблем

Даже простое отслеживание всех этих трудностей легко может стать сложным (вот почему это проблема!), но различные графические диаграммы и таблицы могут помочь разобраться в этой сложности. Мы обсудим один из таких зрительных подходов позже в разделе "Советы". А сейчас будет полезно начать с простой диаграммы, представляющей основные отношения между этими проблемами. Диаграмма представляет собой "строительный блок", где одни части системы "покоятся" на других. Биосистема и строительная среда представляют собой наиболее очевидные и зримые "требования" для эко-деревни. Это самые "верхние" кирпичи. Проблемы, связанные с ними, непросты, но в каком-то смысле они самые несложные или, по крайней мере, самые прямые и являются частью общих проблем.

Целостная система
  Био-система Строительная среда  
Экономическая система Управление
Объединяющие ценности
 

Согласно диаграмме, достижение успеха в сфере биосистемы и строительной среды зависит ("построено на") от успешного решения экономических и управленческих проблем. Успех в этих областях, в свою очередь, зависит от успешного решения задачи объединяющих ценностей.

И, наконец, все эти специфические области зависят от успешного решения проблем целостной системы. Поскольку эта проблема не является набором конкретных задач или требований, как другие, но представляет собой проблему поддержания правильных отношений между всеми ними, то мы определили ее как всеохватывающую, а не лежащую в основании всех остальных. Она не является строительным блоком, а скорее живой целостностью.

Взятые в своей совокупности, эти проблемы легко могут показаться (и быть!) непреодолимыми, и не должно удивлять, что, насколько нам удалось выяснить, пока еще нет общин, в полной мере воплощающих идеал эко-деревни. Вы можете сказать, что это плохая новость. Хорошая же новость состоит в том, что есть много общин и других групп, которые добились значительного успеха в разработке подходов к каждой из этих проблем и есть еще больше общин, которые уже через несколько лет смогут считаться полноправными эко-деревнями. Те группы, которые теперь устремили бы свои усилия на достижение этой цели — либо, начав новую общину, либо, усовершенствуя уже существующую — к счастью, не должны начинать с нуля.


Раздел второй

Плечи, на которые можно забраться

Об этом разделе

Заглавие этого раздела — "Плечи, на которые можно забраться" является ссылкой на ответ сэра Исаака Ньютона. На вопрос, почему он смог открыть законы физики, которые никто до него не мог открыть, Ньютон ответил: "Если я смог заглянуть дальше, то это оттого, что я встал на плечи гигантов". Общины, проекты и технологии, приведенные здесь, не всегда можно охарактеризовать, как "гигантов", но, взятые вместе, они предоставляют широкий спектр опыта, на основании которого можно делать выводы (плечи, на которые можно встать) для совершения последующих шагов в развитии устойчивых поселений. Эти примеры и описания были выбраны с целью обеспечить предельно представительную картину современного состояния движения эко-деревень. Мы включили сюда как общины, которые выглядят очень многообещающими в качестве примеров эко-деревень. так и общины, у которых можно поучиться на их примере.

Мы постарались вместить многие (хотя и не все) примеры в единую структуру. В пределах этой структуры, однако, присутствует большое разнообразие по длине и стилю. Некоторые из примеров были написаны членами общины, другие — сотрудниками Института Контекста и добровольцами. Мы решили сохранить это разнообразие, а не укладывать его в Прокрустово ложе, с тем, чтобы лучше отразить разнообразие, существующее в пределах самого движения эко-деревень.

Во всех примерах общин нашими источниками были материалы, подготовленные либо в результате интервьюирования членов общин, либо самими членами. Это исследование не было задумано как всесторонний критический анализ, а скорее, как обзор. Тем не менее, источники нашей информации были (насколько мы могли судить) вполне откровенны, и читатель сможет убедиться, что они осветили не только сильные, но и слабые стороны.


Традиционные деревни

Ричард Кричфилд

Нижеприведенный материал является отрывком из книги Кричфилда "Деревни", написанной в 1983 году и основанной на 12-летнем изучении деревень по всему миру. В этом отрывке он подводит итог и сводит воедино характерные черты жизни традиционных сельскохозяйственных деревень. Таким образом, он как бы открывает перед нами окно в эту культурную традицию со всеми ее сильными сторонами и ограничениями.

Роберт Редфилд — американский антрополог, которого я так часто цитировал, первым предположил в 1954 году, что все деревни обладают сходными чертами культуры. В своей книге "Крестьянское Общество и Культура", изданной в 1956 году, Редфилд писал:

"Крестьянское общество и культура имеют нечто общее в своем основании. Это своего рода человеческая общность со сходными чертами по всему миру". В отличие от Оскара Льюиса с его 70 чертами "культуры бедности", которые применимы, в основном, к латиноамериканскому городскому миру, Редфилд никогда не развивал свою идею в деталях. И все же, уже на протяжении многих лет я нахожу очень полезным держать список характерных черт, которые схожи для многих деревень, которые я посетил: это помогает, как автомобильная карта. Ниже приведено то, что может быть названо "универсальной деревенской культурой", чтобы читатель мог сравнить это с деревнями, которые ему известны (или нашим собственным обществом). Если черты или фразы дословно взяты из работ Редфилда или Льюиса, я обозначал их значками (Р) или (Л). Все остальное собрано из прочих источников или основано на моих собственных наблюдениях.

Личность

Продолжительность жизни сельского жителя меньше среднестатистической (Л); в самых бедных деревнях мужчины в среднем доживают до более глубокой старости, чем женщины, которые половину своей жизни находятся в состоянии беременности;

как мужчины, так и женщины живут настоящим, мыслят конкретно и способны к спонтанному веселью; сельские жители фаталистичны, открыты, прямы и консервативны, имеют унаследованные традиционно и материалистические стремления;

зерновые (пшено, рис, кукуруза, тапиока и сорго) составляют питательный рацион;

возраст уважается, традиции и обычаи чтятся.

Семья

Глава сельской семьи — отец или старший сын, или, очень редко, овдовевшая мать — должны добывать пропитание, заботиться о крове и одежде для всех ее членов; а каждый член семьи, в свою очередь, обязан работать для всей семьи под руководством отца; это придает его власти экономическую основу;

семья является главной ценностью, и кровные родственные связи значат очень много; семейная жизнь характеризуется теснотой, стадностью и недостатком личного пространства (Л);

относительно большой процент доходов идет на религиозные обряды, алкоголь и сигареты. и небольшой процент — на лекарства, образование и одежду; большинство мужчин и некоторые старые женщины курят;

семьи группируются вокруг матери и эмоциональные связи с родителями сильнее, чем со сверстниками;

женщина обретает власть в доме как мать взрослых сыновей.

Секс и любовь

Подход к браку скорее практичен, нежели романтичен, а подход к любви, как правило плотский; половая жизнь часто обсуждается среди односельчан одного возраста;

ранний брак снижает напряженность от запретов (прямо направленных против женщин) на добрачные половые связи;

ценится девственность невест;

невеста зачастую выбирается на основе ее репутации в работе или по приданному, и красивые или хорошо образованные молодые женщины с трудом находят себе пару;

брак обеспечивает экономическое благосостояние и, соответственно, одинокие люди редки в деревнях, хотя все же встречаются;

браки по любви начинают признаваться, но все еще с большим вмешательством родителей;

внебрачные связи сурово караются, если их обнаруживают, но все равно практикуются;

практически полностью отсутствует проституция и гомосексуализм;

большинство сельских браков представляют собой "упорное партнерство" тесно связанной Работы и семейной жизни, но глубокая привязанность может Развиться на основе сострадания и совместных нужд.

Земля

Это самая сильная область Редфилда. Большинство сельчан любят свою родную землю, хотят владеть землей, привязаны к местам проживания и обычаям предков, испытывают благоговение перед природой (Р); может возникнуть почти органическая связь между людьми, их работой на земле и землей.

Труд

Тяжелая физическая работа является краеугольным камнем жизни каждого крестьянина; отсюда проистекает мнение, что крестьянская работа благородна, а торговля презренна (Р), и что способность к работе отражает зрелость и чувство собственного достоинства (Р);

по завершении тяжелой работы испытывается радость (Р), моральный дух отчетливо поднимается во время периодов интенсивного труда в полях, например, во время уборки урожая, и напротив, отмечается соответствующая дезориентация и деморализация во время периодов продолжительного безделья;

работоспособность и экономность считаются основными ценностями, хотя им и не всегда следуют; крестьяне полагают, что привычка к тяжелой работе должна прививаться с раннего детства (Р);

дети становятся независимыми в выполнении домашних работ еще с младенчества; юноша в такой же степени подготовлен к зарабатыванию хлеба насущного на земле, как и сорокалетний; дети работают с радостью, чтобы доказать, что они взрослеют;

существует преувеличенный страх болезней и потери трудоспособности, хотя нет страха смерти, так как неработающий теряет свой статус;

есть некоторая подозрительность, смешанная с почтением, к городской жизни (Р);

отношения между родителями и детьми становятся натянутыми, если дети перерастают родителей в образовании и теряют, как это часто случается, традиционное отношение к работе и земле.

Крестьянский моральный кодекс

Этот аспект традиционной деревни является одним из самых поразительных; кроме Явы и Судана (и большой части племенной Африки, где практикуется полигамия), деревенская мораль поощряет моногамные, безразводные браки с множеством детей (даже в мусульманских обществах, где мужчина в теории может иметь четырех жен; я редко встречал сельскую женщину, даже среди самых набожных мусульманок, которая бы не выражала отчаянии если ее муж пытался заиметь вторую более молодую жену);

большое количество детей по традиции приветствовалось как дополнительные рабочие руки, поддержка в старости и большая безопасность против потенциальных врагов; отсюда регулирование численности семьи считалось аморальным и противоречащим "Божьей воле". В последние несколько лет такое отношение стало меняться по мере того, как возникли стимулы к меньшему количеству детей, в частности, в надежде дать им лучшее образование.

Существует молчаливое признание того, что хотя крестьянин прост, морально он превозносится, если конечно его благосостояние приобретено не за счет других односельчан.

Родители, старшие братья и сестры, пожилые люди (и в пост-конфуцианских деревнях также государство) прославляются, их уважают и им подчиняются;

насилие, воровство, ложь и алчность осуждаются.

Крестьянский моральный кодекс имеет гораздо больше общего со строгими Десятью Заповедями, чем с человеколюбивой Нагорной Проповедью.

Религия

Сельские жители весьма скептичны по отношению к организованной религии, будь то христианство, мусульманство, индуизм, буддизм или что-то другое, а также к попам, имамам, брахманам, или монахам; что однако, сочетается с глубокой личной верой;

сельчане верят в личного бога, заботящегося об их благополучии, который руководит силами добра в вечной битве с силами зла;

они склонны верить, что жизнь в какой-то степени "уже предначертана" — отсюда проистекает их фатализм;

большинство верит в систему наказаний за грехи и воздаяний за добродетели после смерти; почти повсеместно верят в рай и ад;

зло объясняется кознями сатаны или других демонов, которые делают людей похотливыми и неистовыми;

религия выступает как утешительница, хотя несчастья — болезнь, смерть, наводнения, засухи, голод, землетрясения — обычно принимаются философски, как участь всего сущего.

Сверхъестественное поддерживает религию

Это одни из существенных психологических водоразделов между сельскими жителями и нами:

они неизменно склонны верить в добрые и злые приметы, ведьмовство, спиритизм, магию, демонов, привидения, дурной глаз завистливых или даже восхищенных соседей, целебные зелья, исцеление верой, защитную силу амулетов и талисманов;

сельские жители склонны искать и находить объяснения естественных явлений и человеческого поведения в сверхъестественном, а не в современной научной логике;

существует сходная тенденция предпочитать традиционные лекарства и травы (особенно если причастна магия) современным медицинским методам (инъекции предпочитаются оральным препаратам, вероятно, по той же причине);

вера в сверхъестественное подкрепляется в деревнях гораздо большей встречаемостью явных психических феноменов, чем на современном Западе.

Взгляды на внешний мир

Вселенная индивидуума соизмерима для него с дальностью его путешествий, что для многих сельчан означает всего несколько миль в любом направлении; соответственно этому их горизонты обычно ограничены пределами ближайшего рыночного города и несколькими окрестными деревнями; неграмотность довольно высока, но даже грамотные крестьяне редко находят время для чтения;

я обнаружил на удивление мало любопытства к внешнему миру и знания о нем даже среди вполне образованных сельских жителей, мало интереса к газетам; телевидение дотянулось до большинства деревень за последние несколько лет, но если его и смотрят, то предпочтение отдают фантазиям, вроде фильма о Кунг-Фу, а не тому, что чем-то напоминает об их собственной жизни;

сельским жителям не свойственен национализм, но есть склонность отождествлять себя с местным регионом или этнической группой;

есть страх перед большими городами (порой сельчане вынуждены искать работу в городе, но они и там стремятся воспроизвести деревню, поселяясь рядом с односельчанами);

деревня остается точкой отсчета, по отношению к которой они определяют свое местоположение в мире и отношения со всем человечеством;

с самого детства сельский житель формирует в сознании картину своего места, своих отношений с односельчанами и внешним миром, прочно сбалансированного так, что он всегда чувствует свою связь с общиной, чьи общественные и семейные ценности вечны;

что до политики, то сельские жители хотят, чтобы их оставили в покое;

они признают внешнюю власть в священниках и религиозных учителях, школьных учителях, агрономах и сельхозтехниках, ветеринарах, врачах и родильных домах; и все же при малейшей возможности избегают внешних принуждений и негодуют на злоупотребления;

полицию уважают и ей подчиняются, если она поддерживает закон и порядок; полицию ненавидят, если она жестока;

сельчане редко отождествляют свои интересы с интересами горожан; среди них бытует представление о последних как о "расточительных", "ленивых" и "вероломных";

типичный житель деревни почти не имеет представления о географии мира и часто ничего не слыхал о таких вещах, как ядерное оружие, полет на Луну, или проблемы народонаселения, продовольствия и энергии.

Сельское общество

Деревня — это весь мир для ее обитателя, и Фостре был абсолютно прав, говоря, что страх осуждения соседом или "а что скажут люди" является гораздо более действенной силой, чем указы правительства или страх перед Богом;

общественное давление деревни порождает сильное желание подчиняться принятому ходу вещей;

сплетни являются основным развлечением, сельские жители проявляют большой интерес к жизни друг друга и, соответственно, полностью безразличны ко всем и всему, что находится за пределами деревни;

соседние поселения всегда имеют дурную славу;

обычно существует некоторая система деревенских прав и обязанностей, регулирующая такие вопросы, как выпас скота, заготовку дров, сенокос и строительство дорог и каналов.

Услуги, которые один сосед оказывает другому, такие как бесплатное гостеприимство или одалживание денег без процентов, должны быть возвращены в той же форме;

есть некоторая степень взаимовыручки;

все понимают, что у каждого — своя роль в целостном организме; протекает соответственно погоде и времени года, равно как и традиционные обряды и церемонии, которые тщательно соблюдаются;

жильем в основном служат мазанки, хотя имеются значительные вариации в зависимости от подручного строительного материала (травяные дома в Судане, деревянные шалаши на Филиппинах, каменные коттеджи с расписными окнами на Яве и т. д.);

сельские жители живут вблизи своих животных и обычно общаются с ними на особом языке;

нет никакой разницы, либо она небольшая во внешнем облике домов и одежды богатых и бедных;

неожиданная черта большинства деревень — богатые семьи работают гораздо больше и склонны жить несколько в стороне;

общественная жизнь вращается вокруг рождений, свадеб и смертей, местной школы и деревенской церкви; храма или мечети;

товары первой необходимости, такие как спички, сахар и чай закупают часто и небольшими партиями в кредит у деревенского купца, у которого большинство сельчан находится в долгу, (Л) во время острой необходимости у него же берут взаймы под лихоимский процент, а услугами банков пользуются очень редко; (Л)

успеху соседей завидуют, а те по возможности стараются скрыть свое достояние; существуют ограничения на развитие личности ради семейных и деревенских ценностей; (Р)

ежедневные общественные отношения отмечены большой приветливостью и сложными традиционными формами приветствия, которые могут быть или не быть искренними;

судя по моему личному опыту, крестьяне проявляют обычно исключительное радушие и доброту к иностранцам после начального периода сдержанности и подозрительности.

Внутри сельской культуры, конечно, можно встретить бесконечные исключения из правил и местные вариации. Так, например, у яванцев отмечается уникально большой процент разводов, а в латиноамериканских деревнях можно столкнуться с воинственным поведением или тем, что можно назвать показной мужественностью. Сходный культ мужского превосходства существует и в средиземноморских деревнях, и на мусульманском Ближнем Востоке (но не в мусульманской Индии, Бангладеш, Малайзии или Индонезии — разграничительная линия похоже пролегает выше Гангской Долины).


Ферма (The Farm)

Адрес: 34, The Farm, Summertown, ТN 38483, USA

Тел: 615/964-3574

Интернет: www.thefarmcommunity.com

Расположение: 35°09' с.ш., 90°58' з.д.

Количество жителей: 280-300

Начало проекта: 1971

Лицо для контакта: Альберт Бейтс (Аlbert Bates)

Членство: открытое

Подготовлено: Карлой Кольи Дьюаной Фиксейн посредством интервью с Альбертом Бейтсом и его статьей.

"Ферма" известна как наиболее успешная и долгоживущая из общин "хиппи". Она также известна своей эволюцией экономики и системы управления на протяжении последних 20 лет и широким воздействием ее услуг и сфер бизнеса.

Краткий обзор

"Ферма" образовалась как община из 320 хиппи, которые покинули район Хейт-Ашбери в Сан-Франциско в переоборудованных школьных автобусах последовав за своим пророком, Стивеном Гаскином. После года путешествий группа приобрела землю и основалась на 1750 акрах (1 акр = 0,4 га - прим. ред.) в южной части штата Теннесси. Почти все их деньги были потрачены на уплату первичного взноса за землю, поэтому они жили в автобусах и землянках, пока не открыли нескольких предприятий.

Число обитатели постоянно увеличивалось в первое десятилетие. Достигнув 1400 человек в 1980 году, и затем стал неуклонно сокращаться на протяжении нескольких лет, пока не стабилизировалось на цифре менее 300. Находясь в количественном пике, группа столкнулась с трудностями управления и распределения Ресурсов. Ее также постиг экономический крах в фермерском бизнесе в 80-е годы. После того, как начался отток населения. группа реорганизовалась и разрешила накопление собственности. хотя некоторые продолжали жить коммунально.

Ныне на "Ферме" работает от 30 до 40 фирм, она превратилась во влиятельную политическую силу штата и продолжает генерировать нововведения в строительстве солнечных домов, акушерстве, соевой технологии, помощи странам Третьего мира и общинном образе жизни. В числе изобретений "Фермы" утробный стетоскоп, основанный на эффекте Доплера. портативный счетчик ионизирующей радиации, технология пассивных солнечных обогревателей.

Объединяющие ценности

"Ферма" была основана хиппи — последователями Стивена Гаскина, которые искали убежища от сильных наркотиков и Хайт-Ашбери после "лета любви". Они предпочитали альтернативный образ жизни материализму, который в изобилии находили в окружавшей их культуре, и искали свое общество.

Чистый воздух, здоровые дети, честная работа, ненасилие, безопасная энергия, дешевый транспорт и рок-н-ролл были долгосрочными целями общины.

Группа обнаружила, что для поддержания общины нужны основательные межличностные навыки. Сюда входит способность временами сдерживать свое "я" и признавать, что надо принимать во внимание окружающих и помогать им.

Общественные структуры/Руководство/Принятие решений

"Ферма" выросла с 320 основателей до максимального размера 1400 в 1980 году и затем стабилизировалась на приблизительно 300 жителях. Находясь в зените численности, группа была слишком велика. Согласно Альберту Бейтсу: "Она была совершенно неэкологична, чрезвычайно бюрократизирована, распределение товаров перестало быть справедливым, и очень многое шло наперекос. Я приписываю это потере разумных размеров, потере чувства соразмерности при такой величине".

"Ферма" не является корпорацией, но управляет двумя корпорациями. Один Фонд является холдинговой компанией для общественной собственности, включая землю, основные строения и важнейшие виды бизнеса. Второй Фонд — холдинговая компания для общественных религий — он включает в себя 35 членов.

Принятие решений основано на простом большинстве голосов. Основные решения принимаются во время ежегодных бюджетно-плановых сессий, которые проводятся еженедельно в течение примерно трех месяцев. На каждом еженедельном заседании обсуждается один аспект бюджета и происходит голосование по этому пункту. Например, одно заседание может быть посвящено клинике и может обсуждаться вопрос оплаты амбулаторного обслуживания.

Подгруппы, такие как Второй Фонд, отвечают за специальные области, включая управление коммерческими предприятиями.

Растения/Животные

Первоначально в качестве источника дохода "Ферма" выращивала и обрабатывала сорго. Выращенные органическим путем овощи обеспечивали группу питанием и приносили прибыль. "Ферма" была пионером во внедрении соевой технологии: выращивании и обработки больших объемов сои. Первым патентом группы стал пресс для изготовления тофу (соевый творог - прим. ред.); проводились опыты с различными видами переработки сои. Грибок для производства темпе, который продает "ферма", используется во всем мире, и кроме того, они продают соевое молоко и тофу.

Фермерские операции расширились и были образованы дочерние фермы, но в середине 1980-х они перестали приносить доход. В настоящее время сельское хозяйство преимущественно ограничено личными приусадебными участками.

Энергия/Вода/Отходы

Первоначально группа использовала бензомоторы, керосиновые лампы, дровяные печи и пропановые горелки для приготовления пищи. Электричество использовалось ограниченно. преимущественно от автобусных батарей или альтернативных систем (ветрогенераторов, фотоэлектрических элементов, микрогидроэлектростанций и педальных генераторов). "Ферма" была распространителем фотоэлектрических элементов, но высокая стоимость принудила группу обратиться к энергосети, хотя потребляла энергии чрезвычайно мало.

Пассивные солнечные нагреватели использовались во многих домах, солнечные водогреи были спроектированы и улучшены. Входная солнечная сушилка находится в действии уже в течение десяти лет.

Были разработаны до опытных моделей электрические тележки и гибридные газо- и солнечно-электрические машины.

Вода поступает из местных колодцев, проверяется и обрабатывается согласно стандартам, принятым в штате. Один из членов общины является дипломированным специалистом по системам водоснабжения.

Группа широко пользовалась вторичными ресурсами, особенно в первые десять лет. Отходы первоначально отправлялись на свалку, но "Ферма" посредством лоббирования добилась принятия в штате правил сортировки отходов и пользуется этим. От системы общественного компостирования пришлось отказаться из-за высоких цен на ее обслуживание. Но семьи компостируют свои отходы.

Архитектура

Архитектура "Фермы" зависела от дешевых или даже бесплатных строительных материалов и включала несколько опытных проектов.

Первоначально основатели жили в караване школьных автобусов, которые они переоборудовали до своего отъезда из Сан-Франциско. К автобусам делались пристройки из бросовых материалов. Стивен Гаскин сказал: "Автобусная архитектура была в такой же степени искусством, как и наукой. Но автобусы, а также несколько армейских палаток времен Корейской войны, фанерные сараи и навесы из полиэтиленовой пленки превращались в холодильники, когда их засыпало снегом. На "Ферме" вскоре был разработан свой отличный стиль палаточных домов, сделанных из армейских палаток с полом из обрезков досок, рамами с боков, пенопластовой изоляцией и даже ржавыми жестяными крышами, с использованием деталей от автобусов, материала со свалок и утильсырья".

"Пещерный Дом" был построен частичным вкапыванием школьного автобуса и пристройкой отделения из ферроцемента с примыкающим парником. "Дом Солнца" был построен на южном склоне с пассивным солнечным обогреванием. Остальные 27 жилищ, сооруженных между 1974 и 1978 использовали солнечное обогревание и тщательную изоляцию, включая прототип "Консервированного Обогревательного Дома", в котором был применен принцип двойной оболочки.

Школа с солнечным отоплением была построена в 1978 году из вторичных бетонных блоков.


Экономика

Основные активы (земля, главные строения, акции в главных компаниях) хранятся в Фонде, который зарегистрирован как корпорация. Фонд управляет инфраструктурой общины. Текущие капиталы получают путем обложения всех здоровых трудоспособных членов общества налогами в равной доле. Бюджетные статьи включаются большинством голосов и общая сумма делится на общее число платящих членов для определения стоимости каждой акции. В настоящий момент она составляет $95 в месяц.

В 1983 году группа реорганизовала общественную экономику, разрешив накопление собственности частными жителями. Однако, 35 членов общины все еще практикуют общественную экономику. Их совместное имущество содержится и управляется Вторым Фондом.

Большинство членов общины тем или иным образом трудоустроены в том числе и в сфере услуг общины. Из тех, кто работает за зарплату, около 85 % работает в фирмах, которыми владеет "Ферма". Некоторые из них работают вовне, например, производят или устанавливают спутниковые антенны. Оставшиеся 15% работают дома или за его пределами, обычно в сфере Здравоохранения или бухгалтерского учета. Группа явилась пионером в переустройстве акушерства.

Первоначально группа выращивала сорго и производила мелассу на продажу Многие работали на временных работах батраками вне общины, ожидая того времени, когда откроются новые виды деятельности внутри. Среди 30-40 видов бизнеса в общине есть издательство, производство и сбыт электроники (карманные радиометры, спутниковые антенны), торговля поделками в стиле Майя, изделиями из дерева, производство сельхозпродуктов (соевые производные, тофу, затравка для темпе, мед). На "Ферме" также работает красильня по окраске одежды, строительная фирма, автомастерская и сенной кооператив.

Культурная жизнь

На "Ферме" есть три основных некоммерческих организации:

"Изобилие США", через которую "Ферма" делится своими благами с бедняками всего мира; "Россинант", создающий "проекты, которые бросают вызов пределам человеческих учреждений" и в настоящее время занимающийся Американской системой здравоохранения, и Национальная Коалиция Школ Альтернативных Поселений, создающая платформу для общения внутри движения за альтернативные школы.

Достижения/Проблемы

Наибольшим достижением является исторический опыт группы, который сохраняется первоначальными поселенцами. Группа многому научилась на своем опыте и использует его для планирования будущей деятельности. Но иногда это же является и слабой стороной, так как болезненный опыт прежних неудач сковывает свободу будущего экспериментирования.

Самая большая проблема заключается в нахождении ресурсов для "усердной работы и активного взгляда на мир для оказания на него положительного воздействия".


Кристальные Воды (Cristal Waters)

Адрес: 56 Isabella Ave., Nambour, Queensland, Australia 4560

Тел.(61)074./412 749; Фах:(61)074/417 250

Интернет: www.ecologicalsolutions.com.au/crystalwaters

Расположение: 26°48' ю.ш., 153°00' в.д.

Количество жителей: 131 (приблизительно 85 взрослых) плюс около 20 посетителей

Начало проекта:1985

Лицо для контакта: Макс Линдеггер, дизайнер пермакупьтуры

"Кристальные Воды", возможно, является лучшим примером сельской эко-деревни, которая укладывается в характеристики, описанные выше и может служить моделью для многих в этом движении.

Краткий обзор

«Кристальные Воды» — "самая первая в мире пермакультурная деревня", расположенная на 640 акрах (259 гектарах), примыкающих к Национальному парку Конондейл Рендж в провинции Куинсленд в Австралии. Место знаменито своей чистой водой, мягким климатом, и близостью к разнообразным сельскохозяйственным и природным Ресурсам. Хотя официально деревня была основана в 1985 году, в этом месте уже проживала группа людей, практиковавших общинный образ жизни в течение нескольких лет. Они обратились к пермакультурным дизайнерам Максу Линдеггеру (давшему интервью для этого исследования) и Роберту Тапу, а впоследствии еще и к консультанту по вопросам пермакультуры Джеффу Янгу, с просьбой помочь разработать проект и правовое заявление для получения разрешения на строительство истинно пермакультурной деревни.

"Пермакультура" — это гибридное слово, примененное австралийским дизайнером, экологом и зоологом Биллом Моллисоном для обозначения системы "перманентного сельского хозяйства", работающей в гармонии с естественными процессами с минимальными затратами труда и без вреда для экологии. Моллисон написал несколько книг по этому предмету, в том числе недавно выпущенную "Пермакультура: руководство для дизайнера". С тех пор, однако, слово "пермакультура" расширило свое значение, и дизайнеры "Кристальных Вод" признают также раннюю работу Иана МакХарга, автора книги "Дизайн вместе с природой", оказавшую важное влияние на их мышление (и до некоторой степени, отделяют себя от противоречивого порой Моллисона).

"Устойчивое сельское хозяйство, — пишут Линддеггер и его коллега Роберт Тап, — есть нечто большее, чем просто система обеспечения продовольствием. Это краеугольный камень, чье влияние проникает во все потребности нашей жизни в деревне".

Они видят свою роль в "развитии сельского сообщества, ставящего своей целью разнообразие пищевых продуктов и источников энергии, экономических предприятий и общественной активности, которые приведут к большей стабильности и устойчивости к суровым изменениям, будь то экологические, политические, экономические или социальные".

После своего завершения "Кристальные Воды" станут домом для 300 человек, проживающих на 83 участках и занимающихся широким спектром сельскохозяйственных, образовательных, сервисных и других видов деятельности. В настоящее время здесь живут приблизительно 150 человек (постоянные жители плюс гости). Не существует процесса отбора для жителей, а также каких-либо политических или религиозных ограничений, кроме тех, которые описаны в уставе и проекте: содержать "Кристальные Воды" как тихую, культурно живую и экологически устойчивую общину.

Хотя общественная жизнь здесь очень важна, упор в планировании делается на физическую часть. Впечатляющие планы и критерии были разработаны для каждой стадии проекта в соответствии с принципами Пермакультуры. Чтобы проиллюстрировать это, Руководство для жителя "Кристальных Вод" приводит следующие руководящие принципы:

• тщательный проект домов и садов;

• прочное и гармоничное сочетание сделанного людьми с природной средой;

• сокращение энергопотребления во всей деревне посредством хорошего планирования и аккуратного использования энергии;

• поддержание и по возможности улучшение локальных экосистем и сохранение существующей природной среды;

• поддержание чистой среды обитания на территории деревни посредством наилучшего землепользования и домостроительства, вторичной переработки и использования отходов, избегания токсичных веществ;

• поощрение и стимулирование взаимопомощи.

Руководство также предлагает значительно более детальные рекомендации по проектированию домов, относящиеся к проблемам теплообмена, дренажа, естественного освещения, использования энергии, методов строительства, насекомых-паразитов и т. д.

Многие наблюдатели полагают, что "Кристальные Воды", несмотря на то, что им еще очень много предстоит завершить, являются одним из лучших примеров функционирующей эко-деревни.

Объединяющие ценности

Пермакультура — система интегрированного проживания и земледелия, быстро завоевывающая популярность, — является одной из основных причин, по которой люди приходят жить в "Кристальные Воды". Хотя Линдеггер отмечает, что большинство проживающих, вероятно, по-разному определило бы Пермакульуру, он полагает, что увлечение ее идеалами является общим знаменателем для всей деревни.

Одну ценность он выделяет как очень важную — и отличительную от характера многих обычных австралийских общин — терпимость. "Кристальные Воды" — это поселение, живущее по принципу: "Живи сам и давай жить другим", где буддисты, бахаисты и Фундаментальные христиане живут в гармонии друг с другом.

Линдеггер полагает, что "желание, чтобы деревня процветала" также является очень важной составляющей "объединяющих ценностей". Он отмечает, что более 800000 австралийцев покинуло крупные городские центры в недавние годы, главным образом из-за высокой преступности, насилия и загрязнения среды. Люди хотят жить в успешном сообществе, и обитатели "Кристальных Вод" решительно настроены доказать, что "пермакультурные деревни" возможны.

Другой отличительной ценностью "Кристальных Вод" является уважение к старшим. Пожилые люди считаются источниками мудрости и те, кто нуждаются в помощи, получают заботу всей деревни, так как все понимают, что со временем в помощи будет нуждаться каждый.

Линдеггер также отмечает, что размеры "Кристальных Вод" не позволяют иметь в общине "врагов"; межличностная работа по сглаживанию конфликтов неизбежна. Это делает деревню "более трудным" местом для проживания, но побуждает жителей развивать лучшие отношения между собой, которые сплачивают деревню в долгосрочном плане.

И все же текучесть есть. В любое данное время 10% жилой площади свободно из-за того, что жители оставляют деревню — цифра, "сопоставимая с аналогичной для жителей пригородов", — замечает Линдеггер.

В целом, в деревне действует тот же этический код, что и в Обществе Земельного Банка (Earthen Society): "Забота о земле, забота о человеке, раздача того, что превышает наши потребности".

Общественные структуры/Руководство /Принятие решений

"Кристальные Воды" основаны как Корпорация в соответствии с австралийским законом (Building Units and Group Titles Act) от 1980 года, который первоначально был предназначен для городских высотных домов. Этот закон требует, чтобы каждый человек, который владеет земельным участком, был частью этой Корпорации. Члены, входящие в Корпорацию, затем избирают представителей, которые образуют "Комитет Корпорации" — "правительство внутри правительства", по словам Линдеггера.

Комитет Корпорации отвечает за общественную собственность, которая составляет (Согласно Линдеггеру, "Кристальные Воды" являются одним из немногих примеров, где подобное произошло успешно"): 15% земли разбито на личные участки, оставшиеся 5% принадлежат кооперативам.

В ведении Комитета находятся содержание дорог, водоснабжение. электроснабжение и системы связи, а также использование (во избежание злоупотреблений) сельскохозяйственной земли, охрана уязвимых экологических зон и наблюдение за "зонами тишины".

"Зона тишины" (иногда называемые "священные зоны") — это участки, выделенные на стадии проектирования и отведенные для совместного владения. Жители могут использовать их для совершения религиозных обрядов, медитации, созерцания и других подобных занятий. В деревне нет никаких церквей и "зоны тишины" являются несектантскими по природе.

Комитет Корпорации также регулирует общественную жизнь, принимая различные законы (правила и постановления). Новых членов тщательно инструктируют в отношении того, что ожидают от них в общине. Однако, не существует каких-либо структур для соблюдения этих правил. Для этих целей в деревне практикуют сочетание "похвал" и "общественного давления" с "болезненно открытыми обсуждениями, где люди слышат о себе вещи, которых они предпочли бы не слышать". Для разрешения споров, чтобы не прибегать к внешнему арбитражу и суду, выбирают "совет старейшин" — людей, которые, по общему мнению, обладают "зрелостью, здравым смыслом и пониманием".

Растения/Животные

В "Кристальных Водах" чрезвычайно важное место занимают растения. Имеется два древесных питомника (один из них специализируется на бамбуке); сады и огороды на основе пермакультуры являются одной их главных причин существования деревни. Многие обитатели выращивают продукцию для рынка, и при этом тщательно документируется, какие растения растут хорошо, как лучше возделывать их, как культивировать почву и т.д.

Однако, планы деревни оговаривают, что цель ее вовсе не в том, чтобы производить товарную сельхозпродукцию, но чтобы "достичь высокой степени самообеспеченности", и зерновые, которые "экспортируются" из деревни, выбираются с точки зрения их пригодности, с учетом самой земли и способности деревни обрабатывать урожай (например, сушка).

Кошек и собак держать нельзя (для того, чтобы защитить естественных обитателей этих мест, таких как кенгуру и валлаби), но все остальные домашние животные допускаются в той степени, в которой они вписываются в критерий пермакультруы. Интеграция является ключевой составляющей. "Очень немногие области будут отведены исключительно для выпаса или исключительно для огородничества", — говорится в одном из описаний деревни. "Мы полагаем, что это — превосходная возможность в довольно больших размерах применить истинно интегрированную систему пермакультуры".

Как только будут построены дамбы и пруды, в них будет запущена рыба.

Энергия/Вода/Отходы

Пермакультура предусматривает тщательное планирование энергии, отходов и воды, и "Кристальные Воды" воплощают этот принцип в высокой степени. Например, участки выбраны с учетом максимального доступа солнца в зимнее время; они имеют достаточно большую площадь для впитывания загрязненных стоков; расположены таким образом, чтобы получать воду за счет сил притяжения и т. д. В деревне весьма приветствуется вторичная переработка, а также компостирование.

Вода считается "возможно, самым важным критерием проекта". Питьевая вода обеспечивается водосборными системами с крыш, а вода для технических целей поступает из ручья Килкой, протекающего по территории деревни. Строительство дамб планируется с рекреативными целями, для уменьшения наводнений и для положительных микроклиматических эффектов.

Электричество поставляется местными электростанциями, но в ограниченном количестве (около 2000 ватт на жилище). В результате этого жители должны планировать установку энергосберегающих систем в своих домах. Советуется также устанавливать солнечные батареи и батарейные банки (аккумуляторы - прим. ред.) с доступом к основным источникам энергии в качестве страховки. Само собой, энергоэффективность, хорошая изоляция и использование альтернативного топлива весьма распространены во всей деревне.

Архитектура

В основе проекта "Кристальных Вод" лежит идея создания "среды, подобной парку, где преобладают люди, а не машины". Места для домов выбраны с особой тщательностью, чтобы извлечь выгоду из природного ландшафта, обеспечить интимность, красивые виды и доступ в любую погоду, как для транспорта, так и для пешеходов.

"Кристальные Воды" планируются так, чтобы вписаться в существующий ландшафт под существующий проект. Дома небольшие, и построены с учетом применения альтернативных источников энергии и водных систем (например, пассивного солнечного обогрева). Приветствуется использование естественных строительных материалов, таких как саман, землебит (утрамбованная земля - прим. ред.) и камень, как по причине их преимуществ в домах с пассивным солнечным обогревом, так и из-за их экологичности, а также возможности повторного использования в будущих строениях. Община также поощряет простые методы строительства, в частности, дома из бревен.

Экономика

Кооперативные предприятия составляют очень большую часть "Кристальных Вод". Кристал Уотерс Кооп Лтд, управляемый советом представителей из 7 человек, является "предпринимательской рукой" общины. Он предоставляет услуги в области пермакультуры и управляет иными видами бизнеса (например, сдачей в аренду посетителям кемпингового оборудования). Кооператив также владеет определенной общественной собственностью и управляет общинным рынком, на котором продаются органические чистые продукты, выращенные без истощения почвенного слоя. Доходы повторно вкладываются в кооператив. Существуют планы использования фондов кооператива для создания новых малых форм бизнеса по мере роста деревни.

Деревня создала также Инвестиционный Фонд, управляемый Кооперативом, для того, чтобы привлечь "этичных вкладчиков" и обеспечить общину капиталом для строительства коммерческих зданий в Деревенском центре, а также других потенциально прибыльных структур (таких, как хижины для гостей).

Жители деревни часто спонтанно собираются вместе и организуют предприятие, либо привносят свое дело и деловые связи при вступлении в общину. Например, в настоящее время в "Кристальных Водах" имеются консультационный бизнес, два питомника, печатная и секретарская служба, подвоз продовольствия, художники и ремесленники (например, по изготовлению мебели), травники, строительные услуги и издательство. Вдобавок предлагаются курсы пермакультуры, изготовления бумаги, улучшения зрения — "и что только душе угодно", по словам Линдеггера.

Линдеггер признает, что в этом списке есть пробелы и что "возможно, есть и б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: