ПЛАН:
1. Понятие нравственного воспитания
2. Задачи нравственного воспитания
3. Средства и методы нравственного воспитания
4. Содержание нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста
4.1. Воспитание гуманности
4.2. Воспитание коллективизма
4.3. Воспитание патриотизма и гражданственности
4.4. Воспитание трудолюбия
ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Нравственное воспитание – это планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на чувства, сознание, поведение ребенка с целью формирования у него нравственных качеств, принятых в обществе.
Нравственное развитие – это процесс активного освоения нравственных норм, позитивное изменение личности под воздействием внешних и внутренних факторов
Механизм формирования нравственного развития
Знания и представления + Мотивы + Чувства и отношения + Навыки и привычки + Поступки и поведение = Нравственное качество
Направления работы по нравственному воспитанию
Ø Воспитание начал патриотизма и гражданственности
|
|
Ø Воспитание гуманных отношений
Ø Воспитание коллективизма
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Все задачи нравственного воспитания можно объединить в две группы
Первая группа задач | Вторая группа задач |
Задачи формирования механизма нравственного воспитания | Формирование у ребенка нравственных качеств, соответствующих требованиям общества |
Формирование…: Ø Представлений Ø Нравственных чувств Ø Нравственных привычек и норм Ø Практики поведения | Эта группа задач отражает потребность общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами |
Носит постоянный, неизменный характер | Подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, конкретные условия жизни |
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных методов и средств.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественные средства | Природа | Собственная деятельность детей | Окружающая ребенка обстановка |
Способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Наиболее эффективны при формировании моральных представлений и воспитании чувств | Вызывает гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Способствует формированию у ребенка уверенности в себе | Необходима при воспитании практики нравственного поведения. Общение выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений | Активизирует весь механизм нравственного воспитания. Влияет на формирование определенных нравственных качеств |
Ø Художественная литература Ø Изобразительно искусство Ø Музыка Ø Кино Ø Диафильмы Ø Видеофильмы и др. | Ø Растения Ø Животные и др. | Ø Игра Ø Труд Ø Учение Ø Художественная деятельность общение | Ø Доброжелательность Ø Любовь Ø Гуманность Ø Жестокость Ø Безнравственность и др. |
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами.
|
|
В педагогике существует несколько классификации методов воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.
Исследователь | Основание для классификации | Методы |
Лихачев Б.Т | Логика целостного педагогического процесса и логика его организации при решении задач нравственного воспитания | Первая группа: Метод организации и самоорганизации воспитательного коллектива Ø Коллективная перспектива Ø Коллективная игра Ø Соревнование Ø Единые требования Вторая группа: Методы доверительного взаимодействия Ø Метод уважения Ø Педагогическое требование Ø Убеждение Ø Обсуждение Ø Конфликтная ситуация Третья группа: Методы воздействия Ø Разъяснение Ø Снятие напряжения Ø Актуализация мечты Ø Обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку |
Нечаева В.Г. | Построена на активизации механизма нравственного воспитания | Первая группа:
Метод организации практического опыта общественного поведения
|
Логинова В.И. | Построена на активизации механизма нравственного воспитания, но полнее, чем у Нечаевой В.Г. | Первая группа:
Методы формирования нравственного поведения
|
Как бы ни были хороши методы, эффективный результат они дают только при определенных условиях:
Ø Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав
Ø Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения
Ø Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства
Ø Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации
Ø Метод воспитания следует применять тактично
Ø При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества
Ø Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребёнка
Ø Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости
Ø Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребёнка способам действия
Ø Методы применяются не изолированно, в комплексе, во взаимосвязи.