Нравственное Воспитание

ПЛАН:

1. Понятие нравственного воспитания

2. Задачи нравственного воспитания

3. Средства и методы нравственного воспитания

4. Содержание нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста

4.1. Воспитание гуманности

4.2. Воспитание коллективизма

4.3. Воспитание патриотизма и гражданственности

4.4. Воспитание трудолюбия

ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Нравственное воспитание – это планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на чувства, сознание, поведение ребенка с целью формирования у него нравственных качеств, принятых в обществе.

Нравственное развитие – это процесс активного освоения нравственных норм, позитивное изменение личности под воздействием внешних и внутренних факторов

Механизм формирования нравственного развития

Знания и представления + Мотивы + Чувства и отношения + Навыки и привычки + Поступки и поведение = Нравственное качество

Направления работы по нравственному воспитанию

Ø Воспитание начал патриотизма и гражданственности

Ø Воспитание гуманных отношений

Ø Воспитание коллективизма

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Все задачи нравственного воспитания можно объединить в две группы

Первая группа задач Вторая группа задач
Задачи формирования механизма нравственного воспитания Формирование у ребенка нравственных качеств, соответствующих требованиям общества
Формирование…: Ø Представлений Ø Нравственных чувств Ø Нравственных привычек и норм Ø Практики поведения Эта группа задач отражает потребность общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами
Носит постоянный, неизменный характер Подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, конкретные условия жизни

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных методов и средств.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественные средства Природа Собственная деятельность детей Окружающая ребенка обстановка
Способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Наиболее эффективны при формировании моральных представлений и воспитании чувств Вызывает гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Способствует формированию у ребенка уверенности в себе Необходима при воспитании практики нравственного поведения. Общение выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений Активизирует весь механизм нравственного воспитания. Влияет на формирование определенных нравственных качеств
Ø Художественная литература Ø Изобразительно искусство Ø Музыка Ø Кино Ø Диафильмы Ø Видеофильмы и др. Ø Растения Ø Животные и др. Ø Игра Ø Труд Ø Учение Ø Художественная деятельность общение Ø Доброжелательность Ø Любовь Ø Гуманность Ø Жестокость Ø Безнравственность и др.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами.

В педагогике существует несколько классификации методов воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.

Исследователь Основание для классификации Методы
Лихачев Б.Т Логика целостного педагогического процесса и логика его организации при решении задач нравственного воспитания Первая группа: Метод организации и самоорганизации воспитательного коллектива Ø Коллективная перспектива Ø Коллективная игра Ø Соревнование Ø Единые требования Вторая группа: Методы доверительного взаимодействия Ø Метод уважения Ø Педагогическое требование Ø Убеждение Ø Обсуждение Ø Конфликтная ситуация Третья группа: Методы воздействия Ø Разъяснение Ø Снятие напряжения Ø Актуализация мечты Ø Обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку
Нечаева В.Г. Построена на активизации механизма нравственного воспитания Первая группа: Метод организации практического опыта общественного поведения
  • Метод приучения
  • Показ действия
  • Пример взрослых или других детей
  • Метод организации деятельности
Вторая группа: Методы формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок
  • Беседы
  • Чтение худ. произ.
  • Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Логинова В.И. Построена на активизации механизма нравственного воспитания, но полнее, чем у Нечаевой В.Г. Первая группа: Методы формирования нравственного поведения
  • Приучение
  • Упражнение
  • Руководство деятельностью
Вторая группа: Методы формирования нравственного сознания
  • убеждения в форме разъяснения
  • внушение
  • беседа
Третья группа: Методы стимулирования чувств и отношений
  • пример
  • поощрения
  • наказания

Как бы ни были хороши методы, эффективный результат они дают только при определенных условиях:

Ø Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав

Ø Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения

Ø Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства

Ø Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации

Ø Метод воспитания следует применять тактично

Ø При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества

Ø Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребёнка

Ø Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости

Ø Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребёнка способам действия

Ø Методы применяются не изолированно, в комплексе, во взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: