Принципы нравственной экономики

Привалов Н.Г., доктор экон. наук, профессор СПГГУ

Привалова С.Г., кандидат экон. наук, доцент СПбГУГА

Принципы нравственной экономики

Потребность в новой экономике обусловлена усиливающимся цивилизационным кризисом [1]. Методологической основой для создания концепции нравственной экономики может служить нравственно-религиозный неоинституционализм, разработанный авторами в качестве экономического направления Новой теософии, как альтернативы позитивистской философии Огюста Конта [2, С.179; 3, С.219 и др.]. Данные принципы основаны в первую очередь на десяти Заповедях Ветхого Завета, однако учитывают позитивный опыт нравственной проповеди других мировых религий и нравственные правила ведения экономики у различных народов. Поэтому они могут считаться универсальными.

1. За все в ответе перед Богом. Осознание того, что за все грехи против других людей, в том числе в хозяйственной сфере, в конечном счете придется держать ответ перед Богом. Это должно служить внутренним тормозом перед совершением безнравственных поступков и нарушением этических и юридических правил ведения хозяйства. Соответственно этому принципу должны разрабатываться юридические нормы - законы, подзаконные акты и регламентирующие документы. На государственной службе, в системе образования, воспитания и в хозяйственной деятельности шире применять научно и религиозно обоснованные религиозные ритуалы, не превращая это, однако, в фанатизм или другую крайность – формализм.

2. Не сотвори себе кумира. Получение прибыли не может быть главной целью нравственной экономики. Соответственно основным показателем общественного прогресса не является количественный рост экономики и техническое развитие. В идеологии, образовании и воспитании должна быть исключена ориентация общества и личности на достижение материального успеха любой ценой. Богатство отдельным людям дано Богом и должно служить всему обществу.

Соответственно во внутрифирменной идеологии достижение материального успеха не должно преподноситься в качестве главной цели. Труд должен быть исполнением заповеди добывать хлеб «в поте лица своего». Среди кумиров христиане называют чревоугодие и сластолюбие, особенно пьянство. В экономической политике борьба с этими страстями должна выражаться в сокращении производства алкоголя, табака и других веществ наркотического действия вплоть до их постепенного запрета в будущем. Борьба с потреблением наркотических веществ непосредственно на производстве (наркотики, алкоголь, табакокурение, нездоровые зависимости типа компьютерных игр) может в конечном счета привести не только к нравственному оздоровлению коллектива, но также к повышению производительности труда.

3. Помни день субботний. Один из дней недели должен быть посвящен труду духовному и Богу. Наемные работники имеют право на еженедельный отдых, на разумное ограничение рабочего дня и рабочей недели, на ежегодный оплачиваемый отпуск. Задача государства – формировать идеологию здорового отдыха, избегая крайностей (алкоголизм при социализме и сплошные отупляющие шоу-программы в массовой буржуазной культуре).

4. Почитай старших. Уважением должны пользоваться государство, органы государственной власти, атрибуты и символы государства, государственные денежные знаки, руководители организаций и коллективов, старшие товарищи по хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно, они должны своим поведением заслуживать этого уважения. Для выявления общественного мнения о руководстве шире применять обратную связь (опросы, обсуждения и т.п.), не превращая, однако, процесс управления в бесконечные обязаловки-совещания. В случае необходимости усиливать административные механизмы управления, расширяя полномочия руководителей при сохранении принципа общественного контроля.

В обществе должно быть возвращено уважение к мужчине, как отцу, мужу, главе семьи, руководителю предприятия и часто главе государства, который несет персональную ответственность перед Богом за своих подопечных (детей, жену, подчиненных, подданных и т.п.). Феминизм нужно вернуть в свои разумные границы, за пределами которых наступает разрушение института семьи, в частности, по причине разлагающего общество лозунга экономической (и прочей) независимости женщины от мужчины (а, по сути, от Бога).

5. Не убивай. Экономическое соревнование должно быть честным, не допускающим насилие в любой форме, запрещенной законом. Конкуренция не должна приводить к росту монополизации одних и безвозвратному разорению других. Необходимы более жесткие законодательные меры в отношении монополий вплоть до юридического расформирования и национализации. Необходимы механизмы защиты жизнеспособных, но разоряющихся по независящим от них причинам, производителей. Обеспечить надежную защиту прав потребителей от недобросовестных производителей и продавцов. Необходимо пресечение мошенничества во всех формах. Наемные работники должны работать в человеческих условиях труда, с соблюдением всех мер безопасности.

6. Не прелюбодействуй. Запрещается эксплуатировать в хозяйственной жизни пороки и инстинкты людей – и прежде всего половой инстинкт. Ввести соответствующую нравственно-духовную цензуру на СМИ (включая Интернет) и рекламу. Особое внимание при этом уделить защите нравственности детей и молодежи. При этом в кадровой и социальной политике предприятия реально учитывать гендерные различия и воспроизводственную функцию женщины. Возрождать традиции пожизненного найма и трудовых династий, имевшие место в советское время и используемые, в частности, в крупных корпорациях Японии.

7. Не укради. Необходимо переоценить приватизированную собственность, провести проверку законности ее приобретения и вернуть государству либо трудовым коллективам незаконно приобретенное имущество. Сотрудничать с интерполом по возвращению незаконно вывезенных капиталов из России. Активизировать работу по возвращению российскому государству находящейся за границей собственности императорской семьи, земель и другой недвижимости, принадлежавшей ранее России, ее подданным и российским организациям (РПЦ и др.). Необходимо ужесточить наказания за воровство в крупных размерах, особенно связанное со служебным положением, использованием сложных технических устройств (Интернет, сотовая связь и т.п.), т.к. это приводит к большому общественному ущербу. Во внутрифирменной политике использовать опыт коллективной собственности (например, по программам ESOP в США и Западной Европе) и иной опыт развитых стран по участию трудового коллектива в управлении и прибылях для снижения отчуждения между наемными работниками и собственниками предприятия. В то же время любая собственность, признанная законом, должна считаться неприкосновенной. Это должно снизить мотивацию к кражам на предприятиях.

8. Не лжесвидетельствуй. Должно всячески осуждаться и наказываться использование заведомо ложной информации (например, в рекламе), обман и мошенничество в хозяйственной сфере. Сюда следует отнести и сокрытие от населения общественно важной информации – например, о состоянии окружающей среды, об авариях и иных опасностях, угрожающих жизни, физическому и духовному здоровью людей. Необходимо уточнить и регламентировать понятие коммерческой тайны, ограничив сферу его применения. В то же время очень важно соблюдать государственную и военную тайну, пересмотрев при необходимости сферу ее применения. Честность со стороны производителей должна укрепить их имидж и обеспечить социальную поддержку со стороны потребителей, местного населения и наемного персонала.

9. Не пожелай имущества ближнего твоего. Осуждается и наказывается всяческое воровство и незаконное посягательство на любое чужое имущество, находящееся в любой форме собственности. Формы собственности юридически равноценны. Возможность конфискации и иного насильственного отчуждения допускается только через суд. Изъятие имущества в государственных целях при отсутствии вины собственника возможно при предоставлении равноценной замены.

10. Возлюби ближнего своего. Взаимное уважение, терпимость и партнерство – вот что необходимо для выживания в целом человеческой цивилизации в условиях усиления миграционных процессов и межнациональных контактов. При сохранении национальной самобытности и культуры коренного населения допускается межрасовое смешение, что предполагает ассимиляцию меньшинства большинством. В экономике это соответствует социальному партнерству, в частности в трудовых и межсекторных отношениях, и коммерческому партнерству, например, в фирменном обслуживании потребителей. Социальное партнерство не должно строиться исключительно на денежных корпоративных интересах, как это имеет место в традиционном понимании тред-юнионистской модели, или исключительно на правах человека, а фактически на принципах эгоизма меньшинства, как это имеет место в западном понимании гражданского общества. Социальное партнерство и гражданское общество должны иметь своей основой традиционные религии и нравственность.

11. Богу Богово, а кесарю кесарево. Усиление социальной направленности государственной политики, проповедь любви к ближнему не означают размягчения государства. Наоборот – требуется его всяческое усиление, для чего нужно увеличение налогового бремени, особенно в отношении рентных доходов, предметов роскоши и имущества особо высокой стоимости, передаваемого по наследству.

На уровне предприятия это может означать перераспределение налоговой нагрузки: ресурсодобывающие предприятия и отдельные физические лица со сверхдоходами, по образцу развитых стран, станут платить значительно больше налогов, чем это имеет место сейчас. В то же время остальные предприятия и основная масса населения могут сократить свое налоговое бремя, тем самым получив стимул к инвестициям. В нравственном плане это означает исполнение заповеди делиться со своим ближним, что до определенных пределов может играть большую роль в поддержании социальной справедливости.

12. Кто не работает, тот не ест. Внедрение в общественное сознание нетерпимости к злостным тунеядцам и паразитам, что должно быть подкреплено мерами уголовного характера. Рассмотреть вопрос о возрождении статьи в Уголовном кодексе о тунеядстве. В некоторых странах за злостное тунеядство наказывают по законам шариата - например, в Нигерии за это могут приговорить к 30 ударам розог и полугоду тюрьмы [4]. Это должно увеличить размер экономически активного населения (рабочей силы). На предприятиях могут быть специально созданы при бюджетном финансировании новые рабочие места для социальной реабилитации ранее не работавших, либо временно утративших работоспособность.

9. Человек – не царь природы, а тварь среди прочих.

Необходимо вернуть экологическое сознание, а по сути системное мышление, поскольку загрязнение своей среды обитания стало следствием утраты человеком системной связи с Богом и природой. Необходимо вернуться в природные циклы и учитывать их наряду с другими глобальными естественными законами в своей жизнедеятельности. Полезным в этом плане может быть опыт восточных и языческих религий. Особое внимание уделить сохранению и восстановлению источников чистой питьевой воды. Усилению трудовой мотивации могут служить внедрение природоохранных технологий, выпуск предприятием экологически чистых продуктов, что является помимо прочего мощным конкурентным преимуществом. Для укрепления здоровья работников также может быть полезен научно обоснованный график работы, например, с учетом природно-климатических и индивидуальных циклов.

10. Человек – образ Божий. Человек создан Богом по своему образу и подобию и потому грехом в принципе является неуважительное отношение к ближнему. Этим можно обосновать различные программы по развитию гуманных производственных отношений внутри персонала, и между наемным персоналом – и администрацией, что проявляется в практике внутрифирменного социального партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Привалов Н.Г. О возможной катастрофе 2030-2050 годов// Век глобализации. 2009. № 1;

2. Привалов Н.Г Парадигма равновесия как вклад российской науки в новое мировоззрение ХХ1 столетия// Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Труды 9-й Международной научно-практической конференции. Ч.4. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007;

3. Привалов Н.Г Новая теософия и экономический неоконсерватизм// Альтернативы экономического роста: инновационное и экономическое развитие российской экономики: материалы III Научных чтений профессоров-экономистов и докторантов (Екатеринбург, 2-4 февраля 2010 г.): в 2 ч. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. Ч.1;

4. Цепляев Виталий. УК и труд всё перетрут // Аргументы и факты. 2011. № 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: