| Познавательный психический процесс | Определение познавательного процесса | Функции познавательного процесса | Физиологические механизмы познавательного процесса | Классификация видов | Свойства познавательного процесса |
| 1. Ощущение | Ощущение - это отражение отдельных признаков или свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. | 1. Сигнальная 2. Отражательная (образная) 3. Регулятивная | Ощущение-результат нервных процессов, происходящих в специальных нервных устройствах- анализаторах. Этот процесс не что иное как рефлекс | 1. По количеству органов чувств: - обонятельные - вкусовые - осязательные - зрительные - слуховые 2. По месту расположения рецептора: - интероцептивные - проприоцептивные - экстероцептивные делятся по контакту с раздражителем: а) контактные б) дистантные. | 1. Качество (модальность) 2. Интенсивность 3. Продолжительность и пространственная локализация 4. Абсолютный и относительный пороги ощущений |
| 2. Восприятие | Восприятие - это отражение целостных комплексов свойств или признаков предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. | 1. Отражательная 2. Регулятивная | Физиологической основой восприятия является условно-рефлеторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений | 1. По модальности: - зрительное - слуховое - осязательное - обонятельное - вкусовое 2. По характеру активности: - непроизвольное - произвольное 3. По степени организованности: - неорганизованное - организованное (наблюдение) 4. По характеру и продолжительности: - симультанное - сукцессивное 5. По формам существования материи: - восприятие пространства - восприятие времени - восприятие движения 6. По объекту восприятия: - восприятие предметов - речи - человека - музыки - ситуаций и т.д. | 1. Предметность 2. Целостность 3. Структурность 4. Константность 5. Осмысленность 6. Избирательность 7. Активность 8. Апперцепция |
| 3. Внимание | Внимание -это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. | 1. Целенаправленный отбор значимой информации. 2. Игнорирование других воздействий. 3. Регуляция и контроль действий с целью их улучшения. 4. Усиление видимости, позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие | Возбуждение распределяется неравномерно по коре больших полушарий гол. Мозга и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер (А.А.Ухтомский). Обнаружена значительная роль ретикулярной формации в механизмах внимания. | 1.По степени активности: - непроизвольное - произвольное -послепроизвольное 2. По происхождению: - природное - социальное 3. По использованию средств: - непосредственное - опосредованное 4. По объекту внимания: - внешнее (чувственное) - внутреннее (интеллектуальное) | 1. Устойчивость 2. Переключаемость 3. Избирательность 4. Объем 5. Концентрация 6. Распределение 7. Направленность |
| 4. Память | Память-отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. | 1. Отражательная 2. Регулятивная | С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации, представляющие собой временную нервную связь. Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизме памяти: механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках; механизм памяти связывают с важной ролью в образовании следов памяти нуклеиновых кислот, находящихся в белках нейронов. | 1. По характеру психической активности: - двигательная - образная - эмоциональная - словесно-логическая 2. По характеру целей деятельности: - произвольная - непроизвольная 3. По продолжительности сохранения памяти: - кратковременная - оперативная - иконическая - долговременная .4. По использованию вспомогательных средств: - непосредственная - опосредованная 5. По способу запоминания: - механическая - логическая. 6. По происхождению: - генетическая - приобретенная | Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: - запоминание - сохранение - забывание - воспроизведение |
| 5. Мышление | Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. | Сложная регулятивная функция включает: - понимание - решение проблем, задач - целеобразование - рефлексию | Функционирование мышление связано со сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. В этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышления образуют различные связи. Основным признаком организации корковых связей является их конвергенция (стремление к соединению)к определенным центрам-фокусам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от каждой из связей, сопоставляется с информацией из долговременной памяти и сигналами, приходящими из мотивационных центров, и перекодируется определенным образом (информационный синтез) | 1. По форме: - наглядно-образное - наглядно-действенное - абстрактно-логическое 2. По характеру: - теоретическое - практическое 3. По степени развернутости: - дискурсивное - интуитивное 4. По степени новизны: - репродуктивное - продуктивное | Индивидуальны особенности мышления (по З.И. Калмыковой): - быстрота - гибкость - глубина - доказательность - критичность - логичность - пытливость - самостоятельность |
| 6. Речь | Речь - это процесс общения людей посредством языка. Язык- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. | 1. Коммуникативная (прием и передача информации) 2. Мнестическая (с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память) 3. Экспрессивная (отношение человека к событиям действительности, оценка этих событий и своего эмоционального состояния). 4. Интеллектуальная (речь- орудие мышления). 5. Регулятивная. | Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии головного мозга. Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. | 1. Устная: - диалоговая (разговорная) - монологическая (монолог) - активная - пассивная 2. Письменная 3. Кинетическая речь 4. Внутренняя 5. Внешняя 6. Аффективная | Речевые процессы: - слушание - говорение - аудирование - письмо - чтение. Речь не существует вне языка |
| 7. Воображение | Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. | 1. Познавательная. 2. Регулятивная. 3. Аффективная (участвует в регуляции эмоциональных состояний). | Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы. | 1. По степени волевых усилий: - преднамеренное - непреднамеренное 2. По степени активности: - активное - пассивное 3. По характеру образа: - конкретное - абстрактное - продуктивное - репродуктивное - реалистическое - фантастическое | Свойства воображения: - сила - широта - критичность - комбинирование - агглютинация (создание новых образов на основе объединения отдельных представлений в единое целое) - акцентирование - гипербола (преувеличение) - схематизация - типизация |
| 8. Эмоции и чувства | Особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его актуальных потребностей | 1. Регуляторная 2. Отражательная 3. Предынформационная, или сигнальная 4. Побудительная, или стимулирующая 5. Подкрепляющая 6. Переключательная 7. Коммукативная | Эмоции - результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутр. органов | 1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций: - низшие - высшие. 2. По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения: - чувственный тон - собственно эмоции - настроения - аффекты - стрессы 3. По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности: - эмоции - чувства | 1. Эмоциональная возбудимость 2. Глубина переживания эмоций 3. Эмоциональная лабильность-ригидность 4. Эмоциональная устойчивость 5. Эмоциональная отзывчивость 6. Экспрессивность 7. Оптимизм-пессимизм. 8. Амбивалентность – (одновременное переживание противоположных эмоций) |
| 9. Воля | Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. | 1. Побудительная и направляющая 2. Тормозная 3. Регулирующая 4. Развивающая | Регулятор волевой деятельности - лобные доли коры больших полушарий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой. Функцию регуляции выполняют специальные пирамидальные клетки мозга. | Волевые качества личности (по В.А. Иванникову): 1. Морально-волевые качества: - ответственность, обязательность, самостоятельность, дисциплинированность 2. Эмоционально-волевые: - целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие 3. Собственно волевые: - смелость, мужество, решительность, настойчивость | 1. Сила 2. Устойчивость 3. Широта. |
| 10. Представление. | Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. | 1. Сигнальная 2. Регулирующая 3. Надстроечная | 1. По видам анализаторов: - зрительные - слуховые - обонятельные - осязательные - двигательные - температурные - органические 2. По степени обобщенности: - единичные - общие 3. По степени волевых усилий: - непроизвольные - произвольные | 1. Наглядность 2. Фрагментарность 3. Неустойчивость и непостоянство |