Познавательный психический процесс
| Определение познавательного процесса
| Функции познавательного процесса
| Физиологические механизмы познавательного процесса
| Классификация видов
| Свойства
познавательного процесса
|
1. Ощущение
| Ощущение - это отражение отдельных признаков или свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
| 1. Сигнальная
2. Отражательная (образная)
3. Регулятивная
| Ощущение-результат нервных процессов, происходящих в специальных нервных устройствах- анализаторах. Этот процесс не что иное как рефлекс
| 1. По количеству органов чувств:
- обонятельные
- вкусовые
- осязательные
- зрительные
- слуховые
2. По месту расположения рецептора:
- интероцептивные
- проприоцептивные
- экстероцептивные делятся
по контакту с раздражителем:
а) контактные
б) дистантные.
| 1. Качество (модальность)
2. Интенсивность
3. Продолжительность и пространственная локализация
4. Абсолютный и относительный пороги ощущений
|
2. Восприятие
| Восприятие - это отражение целостных комплексов свойств или признаков предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
| 1. Отражательная
2. Регулятивная
| Физиологической основой восприятия является условно-рефлеторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений
| 1. По модальности:
- зрительное
- слуховое
- осязательное
- обонятельное
- вкусовое
2. По характеру активности:
- непроизвольное
- произвольное
3. По степени организованности:
- неорганизованное
- организованное (наблюдение)
4. По характеру и продолжительности:
- симультанное
- сукцессивное
5. По формам существования материи:
- восприятие пространства
- восприятие времени
- восприятие движения
6. По объекту восприятия:
- восприятие предметов
- речи
- человека
- музыки
- ситуаций и т.д.
| 1. Предметность
2. Целостность
3. Структурность
4. Константность
5. Осмысленность
6. Избирательность
7. Активность
8. Апперцепция
|
3. Внимание
| Внимание -это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
| 1. Целенаправленный отбор значимой информации.
2. Игнорирование других воздействий.
3. Регуляция и контроль действий с целью их улучшения.
4. Усиление видимости, позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие
| Возбуждение распределяется неравномерно по коре больших полушарий гол. Мозга и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер
(А.А.Ухтомский).
Обнаружена значительная роль ретикулярной формации в механизмах внимания.
| 1.По степени активности:
- непроизвольное
- произвольное
-послепроизвольное
2. По происхождению:
- природное
- социальное
3. По использованию средств:
- непосредственное
- опосредованное
4. По объекту внимания:
- внешнее (чувственное)
- внутреннее (интеллектуальное)
| 1. Устойчивость
2. Переключаемость
3. Избирательность
4. Объем
5. Концентрация
6. Распределение
7. Направленность
|
4. Память
| Память-отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
| 1. Отражательная
2. Регулятивная
| С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации, представляющие собой временную нервную связь.
Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизме памяти: механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках; механизм памяти связывают с важной ролью в образовании следов памяти нуклеиновых кислот, находящихся в белках нейронов.
| 1. По характеру психической активности:
- двигательная
- образная
- эмоциональная
- словесно-логическая
2. По характеру целей деятельности:
- произвольная
- непроизвольная
3. По продолжительности сохранения памяти:
- кратковременная
- оперативная
- иконическая
- долговременная
.4. По использованию вспомогательных средств:
- непосредственная
- опосредованная
5. По способу запоминания:
- механическая
- логическая.
6. По происхождению:
- генетическая
- приобретенная
| Память существует в четырех взаимосвязанных процессах:
- запоминание
- сохранение
- забывание
- воспроизведение
|
5. Мышление
| Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
| Сложная регулятивная функция включает:
- понимание
- решение проблем, задач
- целеобразование
- рефлексию
| Функционирование мышление связано со сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. В этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышления образуют различные связи. Основным признаком организации корковых связей является их конвергенция (стремление к соединению)к определенным центрам-фокусам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от каждой из связей, сопоставляется с информацией из долговременной памяти и сигналами, приходящими из мотивационных центров, и перекодируется определенным образом (информационный синтез)
| 1. По форме:
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
- абстрактно-логическое
2. По характеру:
- теоретическое
- практическое
3. По степени развернутости:
- дискурсивное
- интуитивное
4. По степени новизны:
- репродуктивное
- продуктивное
| Индивидуальны особенности мышления (по З.И. Калмыковой):
- быстрота
- гибкость
- глубина
- доказательность
- критичность
- логичность
- пытливость
- самостоятельность
|
6. Речь
| Речь - это процесс общения людей посредством языка.
Язык- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
| 1. Коммуникативная (прием и передача информации)
2. Мнестическая (с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память)
3. Экспрессивная (отношение человека к событиям действительности, оценка этих событий и своего эмоционального состояния).
4. Интеллектуальная (речь- орудие мышления).
5. Регулятивная.
| Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии головного мозга. Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы.
| 1. Устная:
- диалоговая (разговорная)
- монологическая (монолог)
- активная
- пассивная
2. Письменная
3. Кинетическая речь
4. Внутренняя
5. Внешняя
6. Аффективная
| Речевые процессы:
- слушание
- говорение
- аудирование
- письмо
- чтение.
Речь не существует вне языка
|
7. Воображение
| Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
| 1. Познавательная.
2. Регулятивная.
3. Аффективная (участвует в регуляции эмоциональных состояний).
| Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.
| 1. По степени волевых усилий:
- преднамеренное
- непреднамеренное
2. По степени активности:
- активное
- пассивное
3. По характеру образа:
- конкретное
- абстрактное
- продуктивное
- репродуктивное
- реалистическое
- фантастическое
| Свойства воображения:
- сила
- широта
- критичность
- комбинирование
- агглютинация (создание новых образов на основе объединения отдельных представлений в единое целое)
- акцентирование
- гипербола (преувеличение)
- схематизация
- типизация
|
8. Эмоции и чувства
| Особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его актуальных потребностей
| 1. Регуляторная
2. Отражательная
3. Предынформационная, или сигнальная
4. Побудительная, или стимулирующая
5. Подкрепляющая
6. Переключательная
7. Коммукативная
| Эмоции - результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутр. органов
| 1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций:
- низшие
- высшие.
2. По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения:
- чувственный тон
- собственно эмоции
- настроения
- аффекты
- стрессы
3. По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности:
- эмоции
- чувства
| 1. Эмоциональная возбудимость
2. Глубина переживания эмоций
3. Эмоциональная лабильность-ригидность
4. Эмоциональная устойчивость
5. Эмоциональная отзывчивость
6. Экспрессивность
7. Оптимизм-пессимизм.
8. Амбивалентность –
(одновременное переживание противоположных эмоций)
|
9. Воля
| Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
| 1. Побудительная и направляющая
2. Тормозная
3. Регулирующая
4. Развивающая
| Регулятор волевой деятельности - лобные доли коры больших полушарий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой. Функцию регуляции выполняют специальные пирамидальные клетки мозга.
| Волевые качества личности
(по В.А. Иванникову):
1. Морально-волевые качества:
- ответственность, обязательность, самостоятельность, дисциплинированность
2. Эмоционально-волевые:
- целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие
3. Собственно волевые:
- смелость, мужество, решительность, настойчивость
| 1. Сила
2. Устойчивость
3. Широта.
|
10. Представление.
| Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
| 1. Сигнальная
2. Регулирующая
3. Надстроечная
|
| 1. По видам анализаторов:
- зрительные
- слуховые
- обонятельные
- осязательные
- двигательные
- температурные
- органические
2. По степени обобщенности:
- единичные
- общие
3. По степени волевых усилий:
- непроизвольные
- произвольные
| 1. Наглядность
2. Фрагментарность
3. Неустойчивость и непостоянство
|