Познавательные процессы

Познавательный психиче­ский про­цесс Определение познавательного процесса Функции познавательного процесса Физиологические меха­низмы познавательного процесса Классификация ви­дов Свойства познавательного процесса
1. Ощущение Ощущение - это отражение отдельных признаков или свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. 1. Сигнальная 2. Отражательная (образная) 3. Регулятивная Ощущение-результат нервных процессов, происходящих в специ­альных нервных уст­ройствах- анализаторах. Этот процесс не что иное как рефлекс 1. По количеству органов чувств: - обонятельные - вкусовые - осязательные - зрительные - слуховые 2. По месту расположения рецептора: - интероцептивные - проприоцептивные - экстероцептивные делятся по контакту с раздражителем: а) контактные б) дистантные. 1. Качество (модальность) 2. Интенсивность 3. Продолжительность и пространственная локализация 4. Абсолютный и относительный пороги ощущений
2. Восприятие Восприятие - это отражение целостных комплексов свойств или признаков предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. 1. Отражательная 2. Регулятивная Физиологической осно­вой восприятия явля­ется условно-рефлетор­ная деятельность внут­рианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливаю­щих целостность и предметность отра­жаемых явлений 1. По модальности: - зри­тельное - слуховое - ося­зательное - обонятель­ное - вкусовое 2. По характеру активно­сти: - непроизвольное - произвольное 3. По степени организо­ванности: - неорганизо­ванное - организован­ное (наблюдение) 4. По характеру и про­должительности: - си­мультанное - сукцес­сивное 5. По формам существо­вания материи: - вос­приятие пространства - восприятие времени - восприятие движения 6. По объекту воспри­ятия: - восприятие предметов - речи - чело­века - музыки - ситуаций и т.д. 1. Предметность 2. Целостность 3. Структурность 4. Константность 5. Осмысленность 6. Избирательность 7. Активность 8. Апперцепция
3. Внимание Внимание -это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. 1. Целенаправлен­ный отбор зна­чимой инфор­мации. 2. Игнорирование других воздей­ствий. 3. Регуляция и кон­троль действий с целью их улуч­шения. 4. Усиление видимости, позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие Возбуждение распре­деляется неравномерно по коре больших полу­шарий гол. Мозга и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают домини­рующий характер (А.А.Ухтомский). Обнаружена значи­тельная роль ретику­лярной формации в ме­ханизмах внимания. 1.По степени активности: - непроизвольное - про­извольное -послепро­извольное 2. По происхождению: - природное - социаль­ное 3. По использованию средств: - непосредст­венное - опосредован­ное 4. По объекту внимания: - внешнее (чувственное) - внутреннее (интеллек­туальное) 1. Устойчивость 2. Переключаемость 3. Избирательность 4. Объем 5. Концентрация 6. Распределение 7. Направленность
4. Память Память-отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. 1. Отражательная 2. Регулятивная С точки зрения рефлек­торной теории И.П. Павлова в основе про­цессов памяти лежат ассоциации, представ­ляющие собой времен­ную нервную связь. Современная наука вы­двигает ряд гипотез о механизме памяти: ме­ханизмом памяти яв­ляются самовозобнов­ляющиеся биотоки в нервных клетках; меха­низм памяти связывают с важной ролью в обра­зовании следов памяти нуклеиновых кислот, находящихся в белках нейронов. 1. По характеру психической активности: - двигательная - образная - эмоциональная - словесно-логическая 2. По характеру целей деятельности: - произвольная - непроизвольная 3. По продолжительности сохранения памяти: - кратковременная - оперативная - иконическая - долговременная .4. По использованию вспомогательных средств: - непосредст­венная - опосредован­ная 5. По способу запомина­ния: - механическая - ло­гическая. 6. По происхождению: - генетическая - приобре­тенная Память существует в четырех взаимосвя­занных процессах: - запоминание - со­хранение - забыва­ние - воспроизведе­ние
5. Мышление Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Сложная регуля­тивная функция включает: - пони­мание - решение проблем, за­дач - целеобразо­вание - рефлек­сию Функционирование мышление связано со сложной аналитико-синтетической деятель­ностью мозга. В этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, кото­рые в процессе мыш­ления образуют раз­личные связи. Основ­ным признаком органи­зации корковых связей является их конверген­ция (стремление к со­единению)к опреде­ленным центрам-фоку­сам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от каждой из связей, сопоставля­ется с информацией из долговременной па­мяти и сигналами, при­ходящими из мотива­ционных центров, и пе­рекодируется опреде­ленным образом (ин­формационный синтез) 1. По форме: - наглядно-образное - наглядно-действенное - абстрактно-логическое 2. По характеру: - теоретическое - практическое 3. По степени развернутости: - дискурсивное - интуитивное 4. По степени новизны: - репродуктивное - продуктивное Индивидуальны особенности мыш­ления (по З.И. Кал­мыковой): - быстрота - гибкость - глубина - доказательность - критичность - логич­ность - пытливость - самостоятельность
6. Речь Речь - это процесс общения людей посредством языка. Язык- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. 1. Коммуникатив­ная (прием и передача ин­формации) 2. Мнестическая (с помощью речи информация пе­реводится в кратковремен­ную и долго­временную па­мять) 3. Экспрессивная (отношение че­ловека к собы­тиям действи­тельности, оценка этих со­бытий и своего эмоционального состояния). 4. Интеллектуаль­ная (речь- ору­дие мышления). 5. Регулятивная. Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии го­ловного мозга. Речь че­ловека возникла и раз­вивалась на основе слу­ховой системы. 1. Устная: - диалоговая (разговорная) - монологическая (монолог) - активная - пассивная 2. Письменная 3. Кинетическая речь 4. Внутренняя 5. Внешняя 6. Аффективная Речевые процессы: - слушание - говоре­ние - аудирование - письмо - чтение. Речь не существует вне языка
7. Воображе­ние Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. 1. Познавательная. 2. Регулятивная. 3. Аффективная (участвует в ре­гуляции эмо­циональных со­стояний). Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полуша­рий. Это сложная ана­литико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распада­ются и объединяются в новые системы. 1. По степени волевых усилий: - преднамеренное - непреднамеренное 2. По степени активности: - активное - пассивное 3. По характеру образа: - конкретное - абстракт­ное - продуктивное - репро­дуктивное - реалистическое - фан­тастическое Свойства воображе­ния: - сила - широта - критичность - комби­нирование - агглюти­нация (создание но­вых образов на ос­нове объединения отдельных пред­ставлений в единое целое) - акцентиро­вание - гипербола (преувеличение) - схематизация - типи­зация
8. Эмоции и чувства Особый класс психических явлений, протекающих в форме пе­реживаний, отражающих отношение человека к удовлетво­рению или неудовле­творению его актуальных потребно­стей 1. Регуляторная 2. Отражательная 3. Предынформационная, или сигнальная 4. Побудительная, или стимулирующая 5. Подкрепляющая 6. Переключательная 7. Коммукативная Эмоции - результат дея­тельности мозга, ком­плексной работы коры, подкорки и вегетатив­ной нервной системы. Отражаемые в созна­нии объекты вызывают сильные очаги возбуж­дения в коре, которые передаются в стволо­вую часть мозга и под­корку, в которой нахо­дятся центры, управ­ляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутр. органов 1. По характеру потреб­ностей, лежащих в ос­нове эмоций: - низшие - высшие. 2. По силе, быстроте про­текания и осознанно­сти причин возникно­вения: - чувственный тон - собственно эмо­ции - настроения - аф­фекты - стрессы 3. По степени осознанно­сти, предметности, ус­тойчивости и обоб­щенности: - эмоции - чувства 1. Эмоциональная возбудимость 2. Глубина переживания эмоций 3. Эмоцио­нальная лабиль­ность-ригидность 4. Эмоциональная ус­тойчивость 5. Эмоцио­нальная отзывчи­вость 6. Экспрессив­ность 7. Оптимизм-пессимизм. 8. Амбивалентность – (одновременное переживание проти­воположных эмо­ций)
9. Воля Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. 1. Побудительная и направляющая 2. Тормозная 3. Регулирующая 4. Развивающая Регулятор волевой дея­тельности - лобные доли коры больших полуша­рий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный мо­мент результата с пред­варительно составлен­ной программой. Функ­цию регуляции выпол­няют специальные пи­рамидальные клетки мозга. Волевые качества лич­ности (по В.А. Иванни­кову): 1. Морально-волевые качества: - ответствен­ность, обязательность, самостоятельность, дисциплинированность 2. Эмоционально-воле­вые: - целеустремлен­ность, выдержка, тер­пение, спокойствие 3. Собственно волевые: - смелость, мужество, решительность, настой­чивость 1. Сила 2. Ус­тойчивость 3. Ши­рота.
10. Представление. Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. 1. Сигнальная 2. Регулирующая 3. Надстроечная   1. По видам анализаторов: - зрительные - слуховые - обонятельные - осязательные - двигательные - температурные - органические 2. По степени обобщенности: - единичные - общие 3. По степени волевых усилий: - непроизвольные - произвольные 1. Наглядность 2. Фрагментарность 3. Неустойчивость и непостоянство

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: