Электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин
Практическое занятии 2
Изучение схем и конструкций автомобильных генераторов
Учебные вопросы:
Конструкция генераторов.
Характеристики генераторных установок
Конструкция генераторов.
Отечественные и зарубежные генераторы в принципе имеют идентичную конструкцию, в основу которой положена клювообразная полюсная система ротора (рис. 1).
Рисунок 1 Ротор автомобильного генератора:
а – ротор в сборе; б – полюсная система в разобранном виде; 1 и 3 – полюсные половины; 2 – обмотки возбуждения; 4 – контактные кольца; 5 – вал.
Такая система позволяет создать многополюсную систему с помощью одной катушки возбуждения. По организации системы охлаждения генераторы можно разделить на два типа:
· традиционной конструкции, с вентилятором на приводном шкиве (рис. 2, а);
· компактной конструкции, с двумя вентиляторами у торцевых поверхностей полюсных половин ротора (рис. 2, б).
|
|
В первом случае охлаждающий воздух засасывается вентилятором через вентиляционные окна в крышке со стороны контактных колец, во втором - через вентиляционные окна обеих крышек. Компактную конструкцию отличают наличие вентиляционных отверстий на цилиндрических частях крышек и усиленное оребрение.
Рисунок 2 Схемы движения охлаждающего воздуха в генераторах:
а – генераторы традиционной конструкции; б – генераторы компактной конструкции; в – генераторы для повышенной температуры подкапотного пространства. Стрелками указано направление движения охлаждающего воздуха
Малый диаметр внутренних вентиляторов позволяет увеличить частоту вращения ротора генераторов компактной конструкции, поэтому ряд фирм называет их высокоскоростными. Последние годы как в России, так и за рубежом новые разработки генераторов имеют обычно компактную конструкцию. Для автомобилей с высокой температурой воздуха в моторном отсеке или работающих в условиях повышенной запыленности, применяют конструкцию с поступлением забортного воздуха через кожух с патрубком и воздуховод (рис.2, в). По общей компоновке генераторы разделяются на конструкции, у которых щеточный узел размещен во внутренней полости генератора, и конструкции с размещением его снаружи под специальным пластмассовым кожухом. В последнем случае контактные кольца ротора имеют малый диаметр, т.к. при сборке генератора они должны пройти через внутренний диаметр подшипника задней крышки. Уменьшение диаметра колец способствует повышению ресурса работы щеток.
Отечественные генераторы традиционной конструкции в основном выполняются либо с конструктивной преемственностью генераторов автомобилей ВАЗ, либо длительное время применявшихся на автомобилях многих марок генераторов Г250. На рис. 3 представлен генератор 37.3701, установленный на автомобили ВАЗ-2108.
|
|
Статор генератора устанавливается между крышками, причем их посадочные места контактируют с наружной поверхностью пакета статора. Чем глубже статор утоплен в крышке, тем меньше вероятность появления перекоса подшипников, установленных в крышках. Некоторые зарубежные фирмы выпускают генераторы, у которых статор полностью утоплен в переднюю крышку, существуют конструкции, у которых средние листы пакета выступают над остальными и они являются посадочным местом для крышки.
Рисунок 3 Генератор 37.3701:
1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вентиль (диод) выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 – вывод «ЗО» генератора; 10 – вывод «61» генератора; 11 – вывод регулятора напряжения; 12 – регулятор напряжения; 13 – щетки; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсной наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсной наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – подвижная втулка.