Конструкция генераторов

Электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин

Практическое занятии 2

Изучение схем и конструкций автомобильных генераторов

Учебные вопросы:

Конструкция генераторов.

Характеристики генераторных установок

Конструкция генераторов.

Отечественные и зарубежные гене­раторы в принципе имеют идентичную конструкцию, в основу которой поло­жена клювообразная полюсная система ротора (рис. 1).

Рисунок 1 Ротор автомобильного генератора:

а – ротор в сборе; б – полюсная система в разобранном виде; 1 и 3 – полюсные половины; 2 – обмотки возбуждения; 4 – контактные кольца; 5 – вал.

Такая система позво­ляет создать многополюсную систему с помощью одной катушки возбуждения. По организации системы охлаждения генераторы можно разделить на два ти­па:

· традиционной конструкции, с венти­лятором на приводном шкиве (рис. 2, а);

· компактной конструкции, с двумя вен­тиляторами у торцевых поверхностей полюсных половин ротора (рис. 2, б).

В первом случае охлаждающий воздух засасывается вентилятором через вентиляционные окна в крышке со стороны контактных колец, во втором - через вентиляционные окна обеих крышек. Ком­пактную конструкцию отличают наличие вентиляционных отверстий на цилиндри­ческих частях крышек и усиленное оребрение.

Рисунок 2 Схемы движения охлаждающего воздуха в генераторах:

а – генераторы традиционной конструкции; б – генераторы компактной конструкции; в – генераторы для повышенной температуры подкапотного пространства. Стрелками указано направление движения охлаждающего воздуха

Малый диаметр внутренних венти­ляторов позволяет увеличить частоту вращения ротора генераторов компактной конструкции, поэтому ряд фирм называет их высокоскоростными. Последние годы как в России, так и за рубежом новые разработки генераторов имеют обычно ком­пактную конструкцию. Для автомобилей с высокой температурой воздуха в мотор­ном отсеке или работающих в условиях повышенной запыленности, применяют конструкцию с поступлением забортного воздуха через кожух с патрубком и воз­духовод (рис.2, в). По общей компоновке генераторы разделяются на конструкции, у которых щеточный узел размещен во внутренней полости генератора, и конструкции с раз­мещением его снаружи под специальным пластмассовым кожухом. В последнем случае контактные кольца ротора имеют малый диаметр, т.к. при сборке генера­тора они должны пройти через внутренний диаметр подшипника задней крышки. Уменьшение диаметра колец способствует повышению ресурса работы щеток.

Отечественные генераторы традиционной конструкции в основном выполняют­ся либо с конструктивной преемственностью генераторов автомобилей ВАЗ, либо длительное время применявшихся на автомобилях многих марок генераторов Г250. На рис. 3 представлен генератор 37.3701, установленный на автомобили ВАЗ-2108.

Статор генератора устанавливается между крышками, причем их посадочные места контактируют с наружной поверхностью пакета статора. Чем глубже статор утоплен в крышке, тем меньше вероятность появления перекоса подшипников, установленных в крышках. Некоторые зарубежные фирмы выпускают генерато­ры, у которых статор полностью утоплен в переднюю крышку, существуют конст­рукции, у которых средние листы пакета выступают над остальными и они явля­ются посадочным местом для крышки.

Рисунок 3 Генератор 37.3701:

1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вентиль (диод) выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 – вывод «ЗО» генератора; 10 – вывод «61» генератора; 11 – вывод регулятора напряжения; 12 – регулятор напряжения; 13 – щетки; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсной наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсной наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – подвижная втулка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: