Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
1) терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Бланк тестируемого________________
Список А (терминальные ценности):
| – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
| –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
| – здоровье (физическое и психическое); | |
| – интересная работа; | |
| – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
| – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
| – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
| – наличие хороших и верных друзей; | |
| – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
| – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
| – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
| – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
| – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
| – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
| – счастливая семейная жизнь; | |
| – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
| – творчество (возможность творческой деятельности); | |
| – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
| – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
| – воспитанность (хорошие манеры); | |
| – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
| – жизнерадостность (чувство юмора); | |
| – исполнительность (дисциплинированность); | |
| – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
| – непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
| – образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
| – ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
| – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
| – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
| – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
| – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
| – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
| – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
| – честность (правдивость, искренность); | |
| – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
| – чуткость (заботливость). |






