Приёмы организации рефлексии с учащимися

«Рефлексивный круг»

Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.

Педагог задает алгоритм рефлексии:

- расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;

- что нового вы узнали, чему научились;

- каковы причины этого;

- как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Затем все участники педагогического взаимодействия

поочередно высказываются в соответствии с заданным ал­горитмом.

Педагог своим высказыванием завершает рефлексив­ный круг.

"Рефлексивная мишень"

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, мень­ше) сектора,

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1 -и сектор - оценка содержания; 2-й сектор – оценка приемов, методов, формы взаимодействия; 3-й сектор - оценка деятельности педагога; 4-й сектор - оценка своей деятельности

Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ста­вится им в "молоко" или в поле "О" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.

После того, как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог орга­низует ее краткий анализ

.

«Мини-сочинение»

Участникам педагогического взаимодействия предла­гается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании урока (внеклассного дела, се­минара, игры, четверти, полугодия, учебного года и т.д.) на темы:

- "Я - в уроке, урок— во мне" ("Я - в семинаре, семи­нар - во мне" (мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности; значение урока, семинара для развития уча­щегося - самооценка);

- "Мои мысли о своем участии в деле";

- "Как я оцениваю результаты дела";

- "Что мне дал этот урок (дело)". Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их

анализ

«Ключевое слово»

Участникам педагогического взаимодействия (учащимся, студентам, педагогам, участникам семинара и т.д.) пред­лагается на маленьких листочках бумаги, которые зара­нее педагог может подготовить и раздать каждому, напи­сать одно слово, с которым у них ассоциируется содержа­ние состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.

Для выполнения этой работы дается 2-3 мин. По исте­чении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.

После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать уча­щимся.

Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 мин по цепочке назы­вает вслух свое слово.

«Зарядка»

Участникам педагогического взаимодействия, встав­шим в круг, педагог предлагает через выполнение опреде­ленных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологи­ям, деятельности некоторых творческих групп, учащего­ся, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.

Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысо­кая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

«Анкета-газета»

На большом листе бумаги (ватмана) участникам педа­гогического взаимодействия (учащимся, слушателям и т.д.) предлагается выразить свое отношение, дать оцен­ку состоявшегося взаимодействия (урока, внеклассного дела, игры, семинара и т.д.) в виде рисунков, друже­ских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, пред­ложений, вопросов и т.п.

После того как в оформлении и выпуске газеты все при­няли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

«Цепочка, пожеланий»

Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последова­тельности) предлагается обратиться с пожеланиями к себо и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.

Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя оп­ределенный итог.

«Заверши фразу»

Участникам состоявшегося педагогического взаимодей­ствия для выявления результативности урока (внеклассного дела, семинара и т.д.), раскрытия у учащихся сфор-мированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, каса­ющихся содержания, атмосферы, организации взаимодей­ствия.

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием ("По тропе Берендея") при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:

- "Природа - это...";

- "Обращение с природой для меня - это...";

- "Среди этапов игры-путешествия мне особенно понра­вился...";

- "Во время игры я приобрел...";

- "Игра заставила меня задуматься о...";

- "По отношению человека к природе можно судить о..." и т.д.

Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участни­кам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

«Острова»

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каж­дому участнику взаимодействия предлагается выйти к кар­те и маркером (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душев­ное, эмоционально-чувственное состояние участника пос­ле состоявшегося взаимодействия.

Например: "Мое состояние после состоявшегося взаи­модействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нари­сую свой кораблик, дрейфующим между островами Удо­вольствия, Радости и Просветления.

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение и педагог может предложить проанализировать ее.

Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменялось состояние учащихся.

«Рефлексивный ринг»

Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлекси­руя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

- эмоциональное состояние, мотивы деятельности, со­стояние знаний;

- причины состояния;

- оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углуб­ляя рефлексию.

Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглаша­ется по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, за­тем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

«Пять пальцев».

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее:

- Мизинец (м) - мысль: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

- Безымянный (Б)- «близка ли цель?»: что я сегодня сделал, для достижения своей цели?

- Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?

Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

- Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствую себя, что я сделал для своего здоровья?

«Все у меня в руках"

Время: 5 мин. на объяснение; 10-20 мин. на индивидуальную работу; 15 мин. на осмотр «выставки» или 30 мин. на написание, сортировку и обобщение содержания карточек.

Материал: листы бумаги всем участникам, карточки (разноцветные), фломастеры каждому участнику, кнопки или скотч.

Проведение:

Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

большой палец — над этой темой я хотел (а) бы еще поработать;

указательный — здесь мне были даны конкретные указания;

средний — мне здесь совсем не понравилось;

безымянный — психологическая атмосфера;

мизинец — мне здесь не хватало...

Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки выв­шиваются на «выставке» и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

Можно в ходе работы семинара предложить участникам за­полнить эти листки и отдельные ответы перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме

«Вопросник»

Назначение метода: фиксация собственных мотивов учения, интересов.

Требования к реализации метода. Оптимальное количество участников — до 30 человек. Необходимое оборудование: вопросник (мини-анкета). Порядок реализации метода.

В начале учебного года, семестра участникам предлагается ответить на вопросы, предложенные руководителем. Вопросник может выглядеть так:

• Какие знания тебе необходимы?

• Сколько раз в неделю ты хотел бы заниматься каждым пред­метом?

• Какие дисциплины тебя особенно привлекают?

• Чему помимо основных предметов ты хотел бы научиться?

• Каким видом творчества, спорта, техники ты хотел бы зани­маться?

Вопросник может составляться с опорой на содержание заня­тия, предмета, коммуникации.

«Картина по кругу»

Цель: подготовка опорного рисуночного материала для зак­репления изученного на занятиях.

Возможно использование по завершении учебного модуля или темы.

Технология основана на принципе опосредованного запоминания.

Необходимые материалы: бумага формата А4, изобразительные материалы. Для реализации данной технологии адекватно расположение участников педагогического процесса в кругу

Проведение: каждый участник получает лист бумаги и карандаш. Вспоминает то, что для него явилось самым ярким и

полезным в содержании изученной темы и представляет это на листе бумаги в виде символа (слова, картинки).

Далее по команде преподавателя листы бумаги передаются партнеру, сидящему справа. Упражнение завершается тогда, когда листы пройдут полный круг (количество символов будет равно количеству участников).

«Таблица готовности»

Назначение метода: фиксация уровня готовности к началу занятия.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество участников — до 30 человек.

Необходимое оборудование: 30 карточек красного цвета (5 баллов), желтого цвета (4 балла), синего цвета (3 балла). Таб­лица готовности (вывешивается на стене, на доске).

5 баллов (хочу знать, делать, решать) 4 балла (я готов к работе) 3 балла (я не очень хорошо себя чувствую, я не понимаю материал, мне нужна помощь)
     
     
     

Порядок реализации метода.

Участникам перед началом занятия предлагается при помощи карточки определить уровень своей готовности к занятию. Руко­водитель анализирует готовность группы, проводя необходимую коррекцию хода занятия.

«Температура + Совет»

Время: 30 мин. на подготовку плакатов, 5 мин. на объясне­ние перед началом работы, по 10 мин. на рассмотрение каждо­го плаката и ответы на карточках, 5 мин. на проверку резуль­татов и замену листов с термометрами.

Материал: лист большого формата, фломастеры, листы с изображениями термометра, самоклеющиеся маркеры, кар­точки, папка или ящик.

Проведение:

«Термометр» и опрос на карточках можно сочетать, осо­бенно если необходимо подводить итоги несколько раз по завершении той или иной темы семинара. Единообразные вопросы пишутся на большом листе, перед началом каждой новой темы возле него вывешивается второй лист с изображением термометра (его размножают в необходимом количестве экземпляров по числу тем). В перерывах между занятиями каж­дая тема оценивается участниками, которые отвечают на указанные на листках с термометрами вопросы, наклеивая марке­ры или делая отметки фломастером. Предложения и советы пишутся на карточках и складываются в папку или специаль­ный ящик со щелью.

В конце перерыва преподава­тель собирает листки с термо­метром, надписывает их, обо­значая тему занятия и вопросы, предлагавшиеся для ответа, складывает карточки из ящика в конверт, также надписав его.

В конце семинара отдельные темы можно сравнить между собой по листкам с изображени­ем термометра и оценкам на них (листки вывешиваются на стене).

Карточки передаются докладчикам, и (или) их содержание обобщается и представляется в виде сообщения руководите­лем семинара на общем собрании.

«Облака и солнце»

Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 5 мин. каждому участнику (на ответ); 30 мин. для работы с карточками, сортировки и обобщения содержания.

Материал: листы бумаги большого формата; фломастеры или один фломастер, привязанный; карточки двух цветов; кнопки или скотч.

Проведение:

На больших листах пишутся вопросы (по одному на каждом листе), и помещается положительный или отрицательный символ — рисунок, изображающий солнце (например, возле вопроса: «Что особенно понравилось?»), или облако (например, возле вопроса: «Что совсем не понравилось?»).

Участники пишут ответы прямо на больших листах (привязанными возле них фломастерами) или заполняют по каждому вопросу одну из разноцветных карточек, которые затем прикреп­ляются на больших листах. В последнем случае затрачивается существенно меньше времени, так как все участники работают одновременно, кроме того, карточки можно по-разному сортировать.

«Заключительная дискуссия»

Назначение метода: ретроспективный анализ изученной темы, индивидуальная и групповая рефлексия прошедших учеб­ных занятий.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся — до 25 человек.

Необходимое оборудование.

1. Таблица в тетради.

Название темы успех радость
     

2. Таблица на доске

Название темы успех радость
     

3. Кружки с порядковым номером темы (количество кружков зависит от количества изученных разделов).

Порядок реализации метода.

Использование техники наиболее эффективно на заключитель­ном учебном занятии. Названия тем-разделов записываются в таблице на доске. В тетради в такой же таблице учащимся предлагается проранжировать данные темы-разделы с позиции «Ус­пех», «Радость». Руководитель активизирует процесс ранжирова­ния при помощи вопросов, например: «Почему именно этот ранг присвоен этому разделу?». Далее предлагается представить ранг темы-раздела при помощи кружка на доске в общей таблице. Производится подсчет рангов и анализ полученных результатов с выборочными ответами учащихся на вопрос руководителя «Почему данный раздел набрал большее количество баллов с позиции «успеха» или «радости»?».

«Что я хочу знать?»

Это простое упражнение позволяет по окончании раздела или темы сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. Чем сложнее был процесс обучения, тем полезнее это задание для группы.

Порядок реализации: преподаватель предлагает записать несколько незаконченных предложений в вопросительной форме.

1. Я хотел бы знать, верно ли...

2. Я спрашиваю себя, как...

3. Я думаю о том...

4. Больше всего меня занимает мысль...

На поставленные вопросы группа может найти ответы к следующему семинару (уроку).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: