Особенности организации продажи с учетом фактора «модель покупательского поведения»

Цели:

1. познакомиться с различными моделями покупательского поведения,

2. применить знание моделей покупательского поведения при выполнения самостоятельных работ №3 и №4.

Модель типов покупательского поведения на потребительском рынке по Г. Асселю (рис. 1) предполагает четыре основные типы покупательского поведения с учётом

1. степени вовлечённости в процесс покупки,

2. осознания различий между марками.

  Высокая степень вовлечённости Низкая степень вовлечённости
Значительные различия между марками I. Комплексное поведение IV. Поведение, ориентированное на широкий выбор товаров
Незначительные различия марок II. Поведение, сглаживающее диссонанс III. Привычное покупательское поведение

Рис. 1. Четыре типа покупательского поведения

Показатель «степень вовлечённости потребителя в процесс покупки» является комплексным (известно, что высокая вовлечённость потребителя в процесс покупки может быть обусловлена риском, редкостью покупки, высокой стоимостью покупки; относительно низкая вовлечённость покупателя, напротив, характеризуется низким риском, частотой покупки, невысокой стоимостью покупки, например, в случае приобретения дешёвых товаров каждодневного потребления).

Эти четыре типа покупательского поведения (рис. 1) могут стать исходным фактором разработки стратегии продаж (табл. 1).

Табл. 1. Зависимости между типами покупательского поведения и стратегиями продажи
Тип покупательского поведения Особенности ситуации (с точки зрения вовлечения в процесс и осознания различий марок) Формула процесса
I. Комплексное поведение («обучающего-ся» покупателя) Высокая степень вовлечения потребителя в процесс покупки, осознание им значительных различий в товарах (марках). Ситуация покупки дорогих товаров или товаров, отражающих вкус потребителя Убеждение-установка - поведение (тщательное обдумывание)
II. Поведение, сглаживающее диссонанс Высокая степень вовлечения, но различия между марками неявны (потребитель не осведомлён о них или различия действительно несущественные). Решение о покупке принимается быстро, исходя, в основном из уровня цены или сервиса в торговой точке. Покупка- формирование нового убеждения - формирование новой установки
III. Привычное покупатель-ское поведение («рутинного» покупателя) Низкая вовлечённость в процесс приобретения при отсутствии значимых различий между марками. Обычная покупка (соли, спичек и т.д.) Убеждение (через пассивное обучение) – покупка - оценка
IV. Поведение, ориентирован-ное на широкий выбор товаров Низкая вовлечённость потребителя в процесс приобретения при существенных различиях между марками. Из-за широкого ассортимента товаров потребитель перестаёт ориентироваться на определённую марку. Покупка - оценка- установка

Табл. 2. Модели покупательского поведения
Критерии для сравнения моделей Модели покупательского поведения на потребительском рынке (В2С) Модели покупательского поведения на деловом рынке (В2В)
Обучаю-щийся Действую-щий на основе собственных оценок Рутинный Ориенти-рованный на широкий выбор товаров Профессиональ-ный (корпоративный) покупатель
           
Тип (особен-ности) покупа-тельского поведения Комплекс-ное поведение Поведение, сглаживаю-щее когнитивный диссонанс Привыч-ное покупа-тельское поведение Поведение, ориентиро-ванное на широкий выбор товаров Деловое или корпоративное поведение
Вовлеченность Высокая Высокая Низкая Низкая Ежегодная – очень высокая, рутинная - высокая
Типовые продукты и услуги «Особая покупка»: (например, товары длитель-ного пользова-ния, особого спроса). «Покупка с предвари-тельным выбором»: (семейный автомобиль, модные това­ры и др.) «Рутинная (повсе-дневная) простая покупка»: (бензин, соль, спички и др.) «Покупка с широким ассорти-ментным выбором» Продукты варьируются от техниче­ски очень сложных и предельно дифференциро-ванных (программное обеспечение), до компонен­тов, имеющих очень незначительные внешние отличия (типовых гаек и болтов).
Расходы на товар Высокие Высокие Минимальны Низкие Ежегодные - высокие, рутинные - низкие
Степень важности выбора Очень важно Важно Не важно Не так важно Ежегодные – очень важно Рутинные – не так важно
Время на обдумы-вание решения о покупке Решение о покупке принима-ется долго Решение принимается быстро Решение о покупке принима-ется спонтанно Решение о покупке принима-ется быстро Ежегодная – долго Рутинная - быстро
Частота покупки Низкая или средняя Средняя или высокая Высокая или средняя Средняя или высокая Ежегодная – низкая Рутинная - высокая
Продук-товая дифференциация Высокая Низкая Низкая (дизайн упаковки) Высокая Высокая
Лояль-ность к бренду Высокая после покупки Низкая перед покупкой Привычка, а не лояль-ность Нет ориентации на марку Отсутствие лояльности
Осознание различий марок (товаров) Различие осознанно Различия между товарами не несуществен-ные или не осознанные потребителем Осозна-ние несущественности различий между марками Обнаруже-ние покупателем существен-ных различий между товарами Ежегодная – осознанно существенное различие Рутинная - осознанно несущественное различие
Оценива-ние риска Высокий риск Избегание или игнорирова-ние риска Минимальный риск (нет данных) Ежегодное оценива­ние - высокий риск с возможностью управления им. Рутинное - низкий риск
Степень вовлечения других людей Высокая Высокая или средняя Другие люди не вовле-чены в процесс покупки Средняя или низкая Ежегодные - высокая Рутинные - низкая
Усилия по поиску информа-ции Более высокий уровень усилий, которые называютактивным поиском информа-ции Относительно умеренные поисковые усилия (повышенное внимание к товару) Отсутст-вуют (нет необходимости в активном поиске информа-ции и оценке товара) (нет данных) Ежегодное - большие Рутинное - небольшие
Характер восприя-тия информа-ции Активное восприятие Недостаточно активное восприятие Пассивное воспри-ятие Достаточно активное восприятие Ежегодное - активное Рутинное – менее активное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: