Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:
• специальные общеобразовательные школы;
• специальные профессиональные училища;
• специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственнойотсталости), совершивших общественно опасные деяния.
Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.
Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.
Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:
— с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;
— подвергшихся любым формам психологического насилия;
— отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.
Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.
Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних — одно из направлений деятельности органов внутренних дел.
Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.
В том случае, если возникает необходимость направления несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заведение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет — в специальные школы, 14-18 лет — в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.
Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются.
Кроме того, для более эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.
Индивидуальная социально-педагогическая деятельность с подростком в колонии по его реабилитации.
Учитывая положение Конвенции ООН по правам ребёнка, отражающую лишь минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, лишённых свободы, международная тюремная реформа "РRI" считает, что надлежащее правосудие в отношении несовершеннолетних не может существовать без действий системы образования и социальной поддержки. Помочь подросткам, нарушившим закон, сталь законопослушными взрослыми людьми гораздо больше в состоянии родители, учителя, социальные работники и педагоги, психологи, нежели милиция, суд и тюрьма.
В каждом муниципальном подразделении существует комиссия по делам несовершеннолетних, которая в соответствии с законодательством наделена довольно большими карательными полномочиями в решении судьбы несовершеннолетних. Однако репрессивные меры воздействия не всегда оказывают должное влияние на профилактику девиантного поведения подростков. И концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года предполагает гуманизацию закона по отношению к несовершеннолетним
. Вот почему социально-педагогическая отечественная и международная практика с этой возрастной группой предлагает ненасильственные методы социально-профилактической работы: помочь детям в трудоустройстве, обустроить желающих учиться, привлечь к административной ответственности родителей, нарушающих права ребёнка и т. п. В этих случаях комиссия для оказания конструктивной помощи подростку (а это возможно при условии учёта всех обстоятельств правонарушения) может воспользоваться более полной информацией о нём в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних но месту жительства, где своих подопечных инспекторы отдела знают в лицо.Главной задачей становиться безопасность подростка, защита его права, сознательный уход от карательных мер, с целью сохранения его достоинства и возможности самому преодолеть возникшие жизненные затруднения.
В результате у подростков формируется уважение к милиции и инспекторам отделов, где он может, в случае необходимости, рассчитывать на помощь и защиту от дальнейшего влияния взрослых (вовлечение в криминал, алкоголизация, наркомания, совращение и т.п.
Создаются центры профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних" - службы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи.
Поставлены следующие задачи:
· оказание помощи несовершеннолетним правонарушителям, находящимся в социально опасном положении, в разрешении жизненных проблем, возникших вследствие совершения преступления;
· выявление и устранение причин и условий, которые приводят к совершению преступления, а следовательно, проведение реальной профилактики рецидивной преступности и реальное оздоровление подрастающего поколения;
Для реализации действий в данном направлении более десяти специалистов по социальной работе отдела по взаимодействию с судами занимались социальным сопровождением несовершеннолетних правонарушителей.
В решении этих проблем участвуют различные специалисты, включая социальных работников, психологов, психотерапевтов, инспекторов, работающих в различных социальных службах.