Научно-исследовательский раздел

3.1 История стиля от его возникновения до присутствия в современном дизайне

И мужской, и женский костюм периода романского стиля состоит в основном из накладных одежд. Из драпирующихся видов одежды сохраняются лишь плащи и накидки. В романскую эпоху произошло четкое разделение одежды на мужскую и женскую, хотя и не сразу.
В результате мужской костюм стал включать в себя штаны, короткий верх в разных вариантах и плащ. Женский костюм состоит из длинных одежд типа туники и плаща. Для одежды характерна многослойность. Изготавливают ее из льна, кожи, сукна, меха. Еще не используются узорчатые восточные ткани. Отсюда яркие, звучные цвета гладкокрашеных тканей: кармин, зеленый, ярко-синий, алый, белый. Разные части костюма контрастны по цвету.
В позднероманском периоде модны одежды геральдических цветов и с элементами геральдики - мода «мипарти» (mi-parti - деленная), например штанины разные по цвету. Такую «лоскутную» моду ввели феодалы, чтобы выделиться на общем фоне. Молодые щеголи, пажи, «золотая» молодежь быстро приняли эту моду. Наибольший расцвет мода «мипарти» переживет в эпоху готики и особенно при бургундском дворе.
Из стран Востока привозят дорогие узорчатые ткани и шелк-пурпур. Но одежда из них - привилегия коронованных особ и высшей аристократии. Начинает развиваться вышивка. Потребность в ней была велика, так как текстиль был гладкокрашеным. Из крестовых походов в Европу поступают новые виды текстиля: хлопок и шелк. Шерсть и сукно начинают красить, используя новые, яркие красители.
Однако красочной и яркой одежде недоставало изысканности, свойственной античным временам. Причиной такого недостатка было то, что одежда Средневековья - это смесь элементов античной, византийской и варварской одежды: драпированные одежды - из античности; многослойные туники с узорчатой вышивкой - из Византии; штаны - от варваров, а деление одежды на отдельные блоки (членение) и отделка швов каймой - это романское изобретение, чтобы выделить знать среди остальных.
И мужской, и особенно женский романский костюм в местах разделения и сшивания элементов и частей отделывали каймой. Так закреплялся шов и одновременно декорировался костюм из гладкокрашеной ткани. Полоску каймы отделывали вышивкой, золотыми пластинками, а также драгоценными камнями.
В процессе развития швейного ремесла в романском костюме происходят изменения. В одежде теперь, как минимум, три шва: два боковых и один на спинке. Этим достигается большее прилегание лифа, чем прежде. А с помощью клиньев теперь расширяют отдельные части одежды. К тому же членение одежды также способствовало лучшей подгонке ее к телу.
Готическая одежда берет свое начало в военных доспехах рыцарей. Модернизация привычной моды началась именно с военного убранства. Тяжелые кольчуги сменились более легкими доспехами из прочной стали, всю прелесть которой воевавшие смогли оценить на Востоке.
Вслед за новым образом военной формы стала меняться и одежда. Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.
Считается, что в XVI веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания. Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В женском наряде произошло четкое деление платья на лиф и юбку, искусственно делавшуюся широкой за счет тканевой вставки. Лиф же имел треугольный вырез на груди и спине, длинные рукава как бы заострялись к концу.
Готическая одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт того времени более всего похож на латинскую букву S, вследствие чего получает название «готической кривой».
С начала возникновения человеческого общества, воины защищали свое тело от ударов врагов. Первоначально доспехи защищали лишь самые уязвимые части тела, а уже к XIV веку рыцарские латы закрывали полностью все тело.
В XI веке доспех воина состоял из прочной основы, к которой были прикреплены квадратные или круглые железные пластины, заходящие друг на друга. Такая броня защищала тело и частично руки и ноги. Уже в XII веке в конструкцию доспехов были внесены изменения, что породило так называемый хауберт.
Такая броня состояла из железных чешуй, находящих друг на друга, из железных колечек, связанных между собой, или бляшек, нашитых встык. Хауберт уже закрывал голову специальным капюшоном, а руки и ноги почти полностью были закрыты. Чтобы в хауберте можно было свободно сесть на лошадь, по бокам в нем, а иногда и сзади, делались специальные надрезы. Носился хауберт поверх длинной стеганой рубахи.
В XII веке, во времена крестовых походов, когда распространилось влияние Востока на Центральную Европу, появилась кольчуга.
Она изготавливалась из переплетенных между собой сваренных или склепанных железных колец. Кольчуга закрывала голову капюшоном, а для защиты ног рыцари носили вместе с доспехами кольчужные штаны в виде чулок, которые защищали еще и ступню.
С XII века кольчужные штаны стали носить и вместе с хаубертом. Кольчуга стала неотъемлемой от рыцаря.
Во времена крестовых походов, когда приходилось сражаться под жарким солнцем востока, кольчуга сильно разогревалась. Чтобы уменьшить нагревание, сверху на кольчугу надевались белые накидки без рукавов с разрезами по бокам.
Если раньше хауберт был длинным, то в XIII веке он укоротился, стал достигать лишь до середины бедер, что сделало рыцарей более поворотливыми, а плечи и колени стали закрывать железными дисками. Если не прикрывались ноги кольчужной тканью, то их защищала полоса из крепкой проваренной кожи, которая застегивалась сзади.
Первые пластинчатые латы появились в XIII веке. Они представляли собой железные пластины, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и кольчужных штанов.
В XIV веке для защиты передних поверхностей голеней применялись железные наголенники, а приблизительно к середине века их делают подвижными. Для знатных рыцарей того периода изготовлялись поножи и латные башмаки.
Еще до начала XVI века поверх доспехов надевались свободные плащи и гамбизоны, но позже на их место приходит плотная прилегающая одежда, которую богато украшали шелком и вышивкой. В том же XIV веке поверх кольчуги стали надевать лентнер. В то же время капюшон кольчуги стали делать отдельно от самой кольчуги.
В конце XIV века рыцари стали применять железный нагрудник полукруглой формы, в котором верхняя часть была подвижной, позже появляется и наспинник такого же рода. Стали оберегать и руки рукавицами, сделанными из железных пластин.
К концу XIV века из употребления полностью выходит кольчужная бармица, а кольчужная рубаха теперь имеет высокий ворот. Первые набедренники появились из потребности более удобной посадки на лошадь, когда к краю латной юбки пришили широкое продолжение. А в начале XV века появляются первые наплечники с глубоким вырезом с правой стороны, для удобства ношения копья.
Пластинчатые доспехи полностью сформировались к XV веку, далее же их изменения не столь значительны или поддаются веяниям моды.
В современном дизайне нередко прослеживается тема доспеха. Многих дизайнеров и поныне вдохновляет образ рыцаря или же женщины-воина. Так, к примеру, в 2007 году доспехи средневековых рыцарей стали одной из самых популярных тем в коллекциях модных дизайнеров. Множество разных брендов и дизайнеров - от Мэттью Уилльямсона и Кристофера Кейна до Chanel представили в своих коллекциях образы Средневековья – от Жанны Д’Арк до крестоносцев. Интерес к подобному стилю начался с зимней коллекции Burberry Prorsum, чей дизайнер Кристофер Бэйли в качестве источника вдохновения выбрал образ «женщины-воительницы», создав целую серию платьев с нашитыми вручную миниатюрными металлическими дисками, сумок и обуви с обилием клепок, ремней с массивными металлическими пряжками. Дизайнер Дафна Гиннес также одной из первых представила коллекцию в рамках нового тренда, включившую серию перчаток, отделанных металлическими деталями и полудрагоценными камнями.
В 2010 году, принявшая участие в Российской неделе моды, Людмила Норсоян обратилась к теме Жанны Д’Арк. Модели были выдержаны в неброской цветовой гамме: коричневый, серый, медный, черный. Дизайнер ввела в коллекцию любимые ею инновационные материалы – кевлар, шерсть с медными нитями, волокна с добавлением угля. Очень много было интерпретаций теплых колготок для женщин и мужчин.

3.2 Презентация собственного стиля

Коллекция «Дева и клинок» предполагает выбор плотной ткани, от которой можно добиться наилучшего повторения человеческой фигуры и ее облегания при наличии разнообразных рельефных швов и вытачек
Для плечевых изделий предпочтителен плотный трикотаж, который позволял бы изделию максимально плотно прилегать к фигуре на манер поддоспешника.
Для верхней одежды, вроде жакета, предпочтителен выбор плотной костюмной ткани с растительным орнаментом. Такой материал при удачно спроектированной полочке и спинке должен придать изделию вид частей доспеха, защищающих корпус спереди и сзади.
Для отдельных элементов плечевых изделий используется джинсовая или схожая с ней по плотности ткань, предварительно продублированная. Такая ткань имеет свойства схожие с бумагой или картоном, что позволяет создать воротник на манер горжета и декоративные рукава, напоминающие формой пластинчатые наплечники.
Для поясных изделий желателен выбор легкой, но жесткой на ощупь ткани. Материал с такими свойствами наименее утяжеляет изделие и держит форму, несмотря на довольно объемные параметры брюк в некоторых моделях и их своеобразный силуэт.
Для брюк облегающего типа использованы те же материалы, что и для верхней одежды. Ткань должна быть плотная для того, чтобы добиться схожести этой части костюма с частью доспеха, защищающей ноги.
Силуэтное решение данной коллекции таково, что модели одежды внешне должны иметь сходство с латным доспехом. Силуэт одежды в данном случае плотно прилегающий к телу и точно повторяющий его форму. Исключением являются лишь отдельные части костюмов, имитирующие свободную поддоспешную одежду, либо юбку - романтическую составляющую образа средневековой девушки. Внешнее сходство с доспехом также возможно добиться с помощью добавления декоративных вставок в виде латных наплечников и членения тех частей одежды, которые имели составную конструкцию и в доспехе. Костюм такого вида можно сконструировать, взяв за основу классическую выкройку плечевого или поясного изделия, и впоследствии скорректировав ее. В процессе проектирования потребовалось построение дополнительных вытачек и линий членения. Также из классических рукавов были сконструированы декоративные, имитирующие латные наплечи. Из деталей брюк таким же способом возможно получить наголенники или имитацию латных поножей. Сечение плечевого изделия по линии талии приводит к получению баски, в нашем случае являющейся заменой латной юбки.

 
 


3.3 Вывод

В наше время востребованность коллекций одежды обуславливается множеством факторов, основными из которых являются удобство, оригинальность и соответствие действующим течениям моды. Эта коллекция совмещает в себе все из вышеперечисленного. Благодаря подбору преимущественно плотного, но тянущегося материала, модели имеют силуэт повторяющий изгибы тела, но при этом не стесняющий движения носящего, что обуславливает удобство одежды. Тема, раскрывающая образ «девы-воительницы» придется по душе молодежи и любителям героической тематики, которую так часто используют в кино- и игроиндустрии. Ведь именно на данный момент анонсируется все больше фильмов и игр, исполненных в подобном жанре.

3.4 Тезисы

1. Основная особенность коллекции – унисекс.

2. В моделях женской одежды присутствуют элементы средневекового доспеха.

3. Стиль данной коллекции - средневековый милитари.

4. Средневековый милитари является производной от романского и готического стилей.

5. В романскую эпоху произошло четкое разделение одежды на мужскую и женскую.

6. Мужской костюм стал включать в себя штаны, короткий верх в разных вариантах и плащ.

7. Женский костюм состоит из длинных одежд типа туники и плаща.

8. В позднероманском периоде модны одежды геральдических цветов и с элементами геральдики, например штанины разные по цвету.

9. Начинает развиваться вышивка, так как текстиль был гладкокрашеным.

10. Романский костюм в местах разделения и сшивания элементов и частей отделывали каймой.

11. В процессе развития швейного ремесла в одежде появляются новые швы, чем достигается большее прилегание лифа, чем прежде.

12. Практически все известные на данный момент виды кроя были изобретены в готическую эпоху.

13. Готический стиль прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды.

14. В женском наряде произошло четкое деление платья на лиф и юбку.

15. Готическая одежда берет свое начало в военных доспехах рыцарей.

16. Первоначально доспехи защищали лишь самые уязвимые части тела, а уже к XIV веку рыцарские латы закрывали полностью все тело.

17. В XII веке, во времена крестовых походов, появилась кольчуга.

18. Хауберт – это одеяние в форме рубашки с капюшоном, защищающее тело воина.

19. Первые пластинчатые латы представляли собой железные пластины, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и кольчужных штанов.

20. В XIV веке для защиты ног применялись железные наголенники, поножи и латные башмаки.

21. Лентнер – по сути, кожаный приталенный доспех, который впоследствии развился в полный латный доспех.

22. В конце XIV века появляется железный нагрудник полукруглой формы, позже появляется и наспинник такого же рода и наручи с пластинчатыми рукавицами.

23. Пластинчатые доспехи полностью сформировались к XV веку, далее же их изменения не столь значительны или поддаются веяниям моды.

24. В современном дизайне нередко прослеживается тема доспеха.


Список источников

http://www.costumehistory.ru/
http://www.elle.ru/
http://www.vogue.ru/
http://wiki.wildberries.ru/
http://retrobazar.com/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: