Тип урока: комбинированный

Цели:

- познакомить учащихся с такими понятиями: характер, черты характера, экстраверт, интроверт, темперамент, сангвиник, флегматик,меланхолик;

- способствовать формированию навыков логического мышления учащихся и анализа учебных текстов;

- воспитание нравственных качеств личности и ответственной социальной позиции.

Оборудование к уроку: учебник, параграф №2, вопросы в конце параграфа.

Оформление доски:

Дата Характер черты характера экстраверты интроверты темперамент Сангвиник ФлегматикМеланхолик Тема: Характер и темперамент человека План: 1. Сущность характера 2. Типы и черты характера 3. Пути формирования характера 4. Понятие о темпераменте Д/з.: параграф №2, вопросы и задания в конце параграфа. Выучить все понятия

План урока:

Этап урока Приёмы и методы Время (мин)
1. Орг. момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. 2 мин.
2. Актуализация знаний Постановка вопросов по параграфу №1. 10 мин.
3. Изучение нового материала Рассказ-повествование учителя. 20 мин.
4. Закрепление изученного материала Вопросы после параграфа 2. 10 мин.
5. Д/з Параграф 2. 3 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Учитель приветствует школьников и настраивает на работу: «Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет в классе?» Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя.
2. Сегодня на уроке мы продолжим изучение первой темы «Общественная сущность человека» и начнём изучение параграфа «Характер и темперамент человека». План 1. Сущность характера 2. Типы и черты характера 3. Пути формирования характера 4. Понятие о темпераменте Сегодня мы узнаем о том, что такое характер, дадим развёрнутую характеристику этому понятию, а также узнаем, что такое темперамент и научимся эти понятия различать. 1.Попробуйте дать своё определение слову «характер». Сущность характера. Характер человека - это совокупность его от­носительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступ­ках. Характер определяется не только тем, что человек делает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой. Не каждый поступок или намерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них являются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили ме­сто в автобусе пожилому человеку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неуважение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подоб­ных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас по­ступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспи­танности. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рас­сказывают о поведении в целом и позволяют понять характер человека. Давайте попробуем подвести итог: как и где может проявится характер? §2. Характер и темперамент человека. Открывают учебники, записывают в тетрадь Учащиеся отвечают с места, записывают определение Слушают учителя Ученики подводят итоги  
3. Перейдём к изучению 2 пункта нашего параграфа « Типы и черты характера ». Каждая эпоха, каждая культура порождает свои характеры. Типичные черты характера, общие для многих людей, опре­деляются теми историческими условиями, в которых они живут и действуют. Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порожда­ется своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осуществляется его воспитание и самовоспитание. Свойства и устойчивые отношения человека обычно называют черта­ми его характера. Типы характера можно представить в виде схемы: Характер человека
  • черты, в которых проявляются отношения чело­века к окружающей действительности, к другим людям
  • к самому себе, к порученному делу (волевые чер­ты)
на странице 13 найдите понятия, характеризующие эти основные типы.Кем отличается экстраверт от интроверта? Что значит, когда говорят «у него сильный характер»? «Слабость» и «сила» характера это тип или черта характера? 3.Пути формирования характера Ознакомьтесь с текстом пункта 3 и выпишите в тетрадь основные пути формирования характера, отвечая на вопрос: может ли быть характер врожденным? 4. Понятие о темпераменте Все люди отличаются друг от друга особен­ностями поведения: одни - подвижны, энергичны, другие - медлительны; одни - эмоциональны, другие - спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Динамику человеческого поведения можно сравнить с течением реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плавно, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же отличаются и действия, поведение раз­ных личностей, динамические характеристики которых во многом зависят от темперамента. Темперамент (от лат. temperamentum - соразмерность, соотношение) - это совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеоб­разие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жиз­ненной активности. Учение о темпераменте берёт начало в далеком прошлом. Ещё в Древ­ней Греции врач Гиппократ учил, что в организме человека есть четыре жид­кости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёлтая жёлчь (по-гречески «chole») и чёрная жёлчь (от греческих «melas» - чёрный, «chole» - жёлчь). Смешивание этих жидкостей, и преобладание какой-то од­ной из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темпераментов: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического. Темперамент - врождённая характеристика человека. Она проявляется с самого рождения и почти не изменяется в течение жизни. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов дал научное объяснение происхождению темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родителей. Работа нервной системы определяется прежде всего соотношением её основных процессов - возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения у разных людей неодинаково сильны. В зависимости от этого он выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенно­сти нервной системы, как её уравновешенность или неуравновешенность, а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента. Таблица: характеристика типов темперамента. Сангвиник - человек подвижный, весёлый, общительный. Легко схо­дится с людьми. В большой компании незнакомых людей чувствует себя «как рыба в воде». Его отличает доброта, желание прийти на помощь. Он ак­тивен, энергичен, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Охотно берётся за дело, но может не довести его до конца. Напряжённая умственная и физическая работа его быстро утомляет. И. П. Павлов называл его: «Горя­чий продуктивный деятель», но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится скучным и вялым. Сангвиник - человек быстрый, порывистый, с большой жизненной энер­гией. И. П. Павлов так определял этот темперамент: «Боевой, задорный, лег­ко раздражающийся тип». Его чувства вспыхивают быстро и ярко, но также быстро потухают. Настроение часто меняется. В общении с людьми холери­ки бывают вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с таким характе­ром за дело берётся страстно, увлечённо, но сил хватает ненадолго, и тогда всё ему невмоготу. Не любит выполнять работу, которая требует длительной концентрации внимания, спокойного, медленного темпа. Флегматик - человек спокойный, медлительный; он никуда не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его трудно «вывести из себя». Движения и мимика невыразительны; не любит новых знакомств, для него важнее об­щаться с одними и теми же людьми в узком кругу старых знакомых. Он на­стойчивый и упорный работник. И. П. Павлов его так и называл: «Упорный труженик жизни». Меланхолик - человек очень чувствительный, даже тревожный, обид­чивый, легко ранимый. Голос тихий. Движения невыразительны. Плачет ти­хо. Редко смеётся во весь голос. У него небольшое разнообразие эмоцио­нальных переживаний, но если он переживает, то долго, сильно и глубоко. Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан и слов на ветер не бросает, дорожит хорошими отношениями с окружающими людьми. Лучше всех справляется с малоинтересной, монотонной работой, сохраняет при её вы­полнении высокую работоспособность. В привычной, спокойной обстановке работает очень продуктивно, но плохо приспосабливается ко всему новому. При малейших трудностях у него опускаются руки. И. П. Павлов говорил о нем так: «Меланхолик теряется в новых условиях жизни». Следует учитывать, что далеко не все люди являются «чистыми» пред­ставителями какого-то одного из основных темпераментов. У большинства из них особенности одного темперамента сочетаются с характерными при­знаками другого. В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицатель­ные стороны. Исследования психологов показали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника - легкомыслие, неустойчивость в делах и поступках, у меланхолика - чрезмерная замкнутость, застенчивость, у флегматика - пас­сивность, вялость, безразличие. Сравните понятие характера и темперамента.
Записывают понятия Отвечают Читают и записывают Записывают Записывают Слушают учителя Записывают таблицу Конспектируют
5. Д/з. параграф №2, понятия, вопросы и задания на стр. 14 – 15. Записывают в дневник домашнее задание.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: