Понятие, классификация и причины возникновения трудовых споров

Все труд. споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту, по характеру спора, по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все труд. споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах, защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе мин-ва, ведомства как вышестоящего органа управления данным труд. коллективом. Коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем и споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.

По характеру спора подразделяются на: 1) споры о применении норм труд. законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюза или права коллектива работников; 2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством, которые могут возникать из трудового правоотношения, – об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда).

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, делятся на: 1) споры из трудовых правоотношений (абсолютное большинство); 2) споры из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или др. лица, с которым работодатель обязан заключить труд. договор); 3) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением труд. законодательства и правил охраны труда; 4) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на пр-ве; 5) споры из правоотношений по возмещению мат. ущерба работником предприятию; 6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться; 7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры; 8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем; 9) споры из социально-партнерских правоотношений.

Причинами труд. споров являются следующие черты спорящих сторон, в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали (не только со стороны представителей администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину, небрежно относящихся к вверенному имуществу предприятия, требующих не заработанной оплаты или не полагающихся им благ); 2) незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: