Существует ряд классификаций видов судебно-психологических экспертиз в уголовном процессе, проводимых по различным основаниям.
I. По месту проведения:
· амбулаторная психологическая экспертиза;
· экспертиза, проводимая вне экспертного учреждения.
Первая может быть назначена на предварительном следствии и/или в суде для наблюдения и исследования объекта экспертизы в специальном закрытом специализированном экспертном учреждении (например, при симулятивных или десимулятивных состояниях).
В настоящее время в России практически отсутствуют специализированные экспертные учреждения по производству судебно-психологических экспертиз. Поэтому следователь (суд) при вынесении постановления (определения) должен руководствоваться ст. 189 УПК РФ («производство экспертизы вне экспертного учреждения»). Экспертиза проводится вне экспертного учреждения в случаях, когда следователь или суд считает необходимым поручить экспертизу определенному лицу.
Для допроса или дачи заключения в качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. При этом проверяется личность эксперта, специальность и компетентность, а также его отношение к участникам процесса.
|
|
II. По процессуальному статусу экспертизы:
· первичная судебно-психологическая экспертиза (назначается следствием или судом);
· дополнительная судебно-психологическая экспертиза, которая назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту.
· повторная судебно-психологическая экспертиза, которая назначается, если возникают сомнения в обоснованности или правильности заключения эксперта, может назначаться повторная экспертиза, проведение которой поручается другим экспертам.
III. По процессуальному положению подэкспертногоразличаются:
· экспертизы обвиняемых (подсудимых в судебном процессе);
· экспертизы свидетелей;
· экспертизы потерпевших.
IV. По критерию специфики предмета экспертизы, выделяют следующие виды экспертиз:
1) Установление аффекта и иных эмоциональных состояний, способных оказать существенное влияние па способность субъекта к осознанному руководству своим повелением в исследуемой ситуации. Проводится как в отношении обвиняемых, так и потерпевших.
2) Исследование индивидуально-психологических и личностных особенностей обвиняемого, наличия у него свойств, имеющих значение применительно к конкретному деянию и решению вопроса об индивидуализации наказания. Определение психологических мотивов конкретного преступного поведения.
|
|
3) Определение способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по делу, и давать о них правильные показания.
4) Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
5) Экспертиза способности несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими.
6) Установление психологического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством.
7) Исследование психофизиологических качеств субъекта, специфики его психического состояния в условиях нервно-психических нагрузок, обусловленных экстремальным характером аварийной ситуации.
8) Экспертиза обоснованного риска.
9) Экспертиза необходимой обороны.
10) Экспертиза морального вреда.
В последние годы получило развитие проведение экспертных исследований в гражданском процессе (Т.В. Сахнова, 1997; Н.А. Ратинова, 2001).
I. По группам гражданских дел выделяют:
1) экспертизы в делах о признании недействительными сделок с пороками воли;
2) экспертизы в делах, возникающих из обязательственных правоотношений;
3) экспертизы в делах по спорам о праве на воспитание детей.
II. По предметному содержанию экспертные исследования подразделяются на:
1) экспертизы эмоциональных состояний;
2) определение личностных особенностей сторон в деле;
3) определение содержания мотивационной системы личности, её иерархии;
4) установление способности стороны в процессе в полной мере осознавать значение своих действий и/ или руководить ими;
5) установление способности сторон в деле правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
6) исследование особенностей профессионального функционирования оператора при управлении техникой в системах «человек-техника».
Литература:
1. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза: Методич. руководство. – Калуга; Обнинск; М., 1997.
2. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1980.
3. Кудрявцев И.А. Комплексная судебно-психологическая экспертиза. – М., 1999.
4. Сафуанов Ф.Ф. Судебно-психологическая экспертиза и уголовном процессе. – M., 1998.
5. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским дедам. – М., 1997.
6. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. – М., 2000.
7. Энциклопедия юридической психологии / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 163 с.