При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывание или распространение оценочного впечатление на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека за дефицита времени и источников информации.
Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все другие. Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке вызывает положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки.
Стереотипизация - формирование впечатление о человеке на основе выработанных стереотипов; приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.
Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать.
|
|
Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно только в процессе анализа конкретной ситуации.
Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
Предубеждение - это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь".