Собственность

С позиций экономической науки собственность – система отношений между людьми в связи с присвоением благ. Отношения собственности есть объектно-субъектные отношения.

Субъектами собственности выступают люди: отдельный человек или группы людей, объединенные общими целями, интересами и задачами. Объектами собственности выступают материальные и нематериальные условия производства и жизни людей, а также результаты производства.

Среди объектов присвоения в конкретных исторических и экономических условиях выделяются приоритетные, обладание которыми определяющим образом влияет на характер социально-экономических отношений в целом.

В качестве высшего блага выступают средства производства. Собственность на средства производства охватывает отношения, складывающиеся во всех воспроизводственных сферах.

Для обыденного мышления характерно особое внимание к присвоению предметов потребления. Однако объемы и структура присвоения предметов потребления во многом проистекают из принадлежности средств производства определенным лицам, группам и социальным слоям.

Существенно различаются формы реализации собственности на средства производства и предметы потребления. Если с последними все довольно ясно и просто: их присвоение осуществляется через непосредственное употребление (вплоть до уничтожения), то с материальными экономическими ресурсами дело обстоит сложнее. Присвоение средств производства осуществляется в двух основных формах:

1) собственность на средства производства реализуется владельцем через их использование в процессе труда и присвоение результатов собственного труда. На базе этой формы присвоения средств производства развивается натуральное и простое товарное производство;

2) собственность на средства производства экономически реализуется посредством присвоения результатов наемного труда, использующего эти средства производства для производства товаров и услуг. Эта форма присвоения средств производства связана с развитием крупного индустриального производства. Современное рыночное хозяйство имеет в своей основе такую форму присвоения средств производства. Подобная форма присвоения предполагает отчуждение наемного работника от собственности на средства производства и присвоение владельцем средств производства результатов наемного труда только через сферу обращения.

Марксисты и сторонники социалистических идей рассматривают вторую форму присвоения средств производства как эксплуатацию, придавая термину «эксплуатация» негативный этический оттенок.

Проблема собственности - это во многом и юридическая проблема, так как реализация отношений собственности происходит с учетом и на основе их правовой регламентации.

Право собственности - это система юридических норм, закрепляющих отношения собственности.

При определении правовых характеристик собственности следует выделить субъекты права собственности. Ими, согласно Гражданскому кодексу РФ, являются (статья 212):

1. гражданин (физическое лицо);

2. юридическое лицо - организация (объединение лиц, фирма, учреждение);

3. государство и муниципальные образования (органы местного самоуправления).

Достаточно типичной является юридическая классификация объектов собственности как недвижимого имущества, движимого имущества, интеллектуальной собственности.

К недвижимому имуществу относятся: производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры (линии электропередач, газо- и нефтепроводы и т.п.). Один из важнейших объектов недвижимости -земля.

Движимое имущество - это имущество, допускающее свободное перемещение: машины, станки, оборудование, инструменты, автомобили, мебель, ценные бумаги и т.д.

Интеллектуальная собственность - изобретения, средства программного обеспечения, рукописи, достижения в науке, искусстве, другие продукты человеческого интеллекта.

Отечественное гражданское право предусматривает закрепление за собственником трех первоочередных функций: владения, пользования, распоряжения.

Владение - это возможность иметь у себя данное имущество, содержать его, фактически обладать им. Это правомочие собственника всегда охраняется законом. Законное владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование - право производительно или лично потреблять вещь в зависимости от ее назначения. Например, право использовать автомобиль как личный транспорт или для перевозки пассажиров.

Распоряжение - это право изменять принадлежность имущества. Оно чаще всего осуществляется посредством совершения различных сделок (купли-продажи, обмена, дарения).

Выше названная триада прав собственника была сформулирована уже в римском праве. С развитием социально-экономических отношений и права в западных странах, прежде всего, в Англии и США, к ним стали добавляться существенные характеристики:

· право на основу, или "капитальную стоимость" вещи (на отчуждение, потребление, изменение, физическое уничтожение);

· право на доход, возникающий в результате использования или управления объектом собственности;

· бессрочность прав собственности (Это право стало закрепляться в связи с национализацией, имевшей место во многих странах в XX веке);

· право на безопасность - также защита от экспроприации под тем или иным благовидным предлогом;

· запрещение вредного использования вещи - защита от отрицательных последствий использования вещи (отрицательных внешних эффектов, возникающих в связи с использованием объекта собственности) стало особенно актуальным в связи с обострением экологических проблем.

Все формы собственности можно разделить на типы (или классы) и конкретные формы. Различают типы экономи­ческого присвоения по следующим решающим критериям:

а) по классам субъектов собственности;

б) по принципам присвоения имущества;

в) по возможности или невозможности свободно де­лить имущество между отдельными собственниками по их ус­мотрению;

г) по характеру экономической психологии собствен­ников.

Теперь рассмотрим классы собственности подробно.

Класс общей нераздельной собственности. Наиболее ранний класс. Возник в период первобытной общины. Общее нераздельное присвоение означает, что все объединенные в коллектив люди относятся к решающим сред­ствам производства или другим жизненным средствам как к со­вместно и нераздельно им принадлежащим, устанавливается не­разрывное единство и равенство совместных собственников в отношении к главным хозяйственным условиям их жизнеобес­печения. Из этого вытекают следующие положения:

а) не допускается отчуждение работников от средств производства;

б) порождается коллективное присвоение продуктов общего труда;

в) развива­ется тенденция к уравнительному распределению предметов по­требления.

Общее нераздельное присвоение выступает в следующих кон­кретных формах:

а) первобытнообщинная;

б) семейная (в части совместно нажитого имущества);

в) коллективная (коллективное предприятие с неделимым имуществом);

г) государственная собственность.

Базой применения государственной формы собственности является те сферы экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функ­ционирования в общественных интересах. Сюда относятся такие виды дея­тельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (социальная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и нау­коемкое производство). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помо­щи для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их сана­ции с помощью государственных средств и последующей реприватизации.

В России до 90-х гг. в экономической практике преобладало стремление к укрупнению производства на основе развития государственной собственности. Последняя объявлялась ведущей и общенародной. Обще­народная собственность не состоялась потому, что для нее не было объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответст­вовала и потребностям состоявшейся индустриализации, современному этапу научно-технической революции.

Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического раз­вития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в ко­нечном счете, на человека.

В то же время вне зависимости от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижена мотивация к труду. С другой — эффективность государственной собственности может снижаться в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыноч­ной ориентации.

Не следует приравнивать категории «государственная собственность» и «общенародная собственность», ибо это может создать путаницу и возможность манипулирования формами и отношениями собственности, а вследствие этого – и реальными объектами собственности. К общенародной собственности можно отнести природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное прост­ранство, флору, фауну.

Класс частного присвоения. Частное присвоение означает, что отдельные люди относятся к имуществу как к лично­му источнику обогащения.

«Пучок прав» частного предпринимателя касается исполь­зования определенных ресурсов и распределения возникающих при этом затрат и выгод. Сюда входят не только права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, но и другие: управлять хозяйством, получать доход от используемых благ, пре­тендовать на безопасность (на защиту от насильственного отчуж­дения имущества и от вреда со стороны окружающей среды), передавать блага в наследство и др. Эти права являются по суще­ству нормами хозяйственного поведения или определенными "правилами игры", принятыми в обществе.

Частное присвоение имеет два вида: собственность на средства производ­ства человека, который сам трудится, и собственность на средст­ва производства лица, применяющего чужой труд.

Первым видом частной собственности владеют люди, которые живут своим трудом (например, крестьяне или ремесленники). В этом случае работнику достаются все плоды его хозяйствования, и обеспечивается полная свобода труженика от каких-либо форм угнетения и порабощения. Когда в одном лице соединены собст­венник и труженик, возникает глубокий материальный интерес в работе для личного блага.

Второй вид частной собственности имеют лица, которые со­здают сравнительно большие хозяйства с применением труда многих работников. Если в первом виде частного присвоения вещественные и личный факторы производства естественно со­единяются, поскольку они принадлежат одному лицу, то здесь дело обстоит совершенно иначе. Во втором виде сред­ства производства и плоды труда отчуждены от работников. Поскольку во втором виде частнособственнических хозяйств существует отчуждение работников от средств производства, то здесь применяются два рода социально-экономических спосо­бов соединения факторов производства: внеэкономическое (на­сильственное) принуждение и экономическое привлечение работников к труду.

В экономической теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности.

К частной собственности можно отнести:

1. домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие про­изводство продукции и оказание услуг для собственных нужд;

2. легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законо­дательством. Сюда относятся предприятия любого размера – от индивидуально­го, кустарного производства до крупных предприятий;

3. нелегальные частные предприятия в составе «теневой экономики». Сюда относится вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которую частные лица осуществляют без специального разрешения властей;

4. любой вид использования частного имущества или личных сбережений — от сдачи внаем квартир до денежных операций между частными лицами.

Частный сектор развивается спонтанно, без каких-либо инструкций из центра. Од­ним из основных условий развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности. Второе условие развития частного сектора – гарантирование законами вы­полнения частных договорных обязательств. В случае любого нарушения час­тного договора пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы принудить нарушителя к выполнению принятых им обязательств. Третье условие — абсолютная безопасность частной собственности. Гаран­тии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами. Нужны гарантии, что конфискаций не будет никогда. Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала част­ные капиталовложения. Для развития всех форм собственности идеальным мож­но считать положение равных возможностей. Пятое условие – наличие в обществе уважения к частному сектору. В условиях рыночной экономи­ки, если покупателю нужен товар, предлагаемый продавцом, и данный покупа­тель готов заплатить запрашиваемую цену, деятельность предпринимателя, тор­говца в качестве продавцов должна рассматриваться как общественно полезная.

Класс совместно-долевой собственности. В смешанной собственности соединены основные принципы общего и частного присвоения. Это достигается следующим образом:

1. смешанная собственность образуется путем объединения вкладов, которые вносят все участники предприятия в общее имущество;

2. совместно-долевая собственность используется в общих целях и под единым управлением. При этом, как правило, предусматривается определенное участие каждого долевого собственника в управлении обобществленным имуществом;

3. конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия распределяются соответственно доле собственности каждого.

Совместно-долевая собственность выступает в конкретных формах:

а) акционерное общество;

б) кооператив, основанный на паях участников;

в) товарищество;

г) крупные хозяйственные объединения предприятий (ассоциа­ции, союзы и т.п.);

д) совместные предприятия (с участием национального и ино­странного капитала.

Кооперативная форма в условиях рыночной экономики обладает более высоким потенциалом, чем другие формы собственности. Ее преимуществами являются: связь оплаты труда с ко­нечными результатами деятельности предприятия, самоокупаемость, самофи­нансирование, демократические формы управления и более сильная мотива­ция к труду.

Принципами кооперативной собствен­ности являются:

§ долевая основа формирования фондов и средств кооперативных предпри­ятий;

§ участие членов кооператива в его деятельности своим трудом. Это относит­ся ко всем видам кооперации;

§ право вхождения и выхода с возвращением имущества.

Акционерная собственность является коллективной и по способу воз­никновения, функционирования, и по экономическим формам реализации. Особенностью акционерной формы собственности является то, что объект собственности не средства производства, а лишь представляющие их ценные бумаги. Акционерная собственность возникает на ос­нове добровольного объединения денежных средств различных слоев населения. Такое объединение становится основой совместного коллективного создания доходов в процессе функционирования акционерного предприятия и их инди­видуального присвоения в виде дивидендов. В пределах индивидуального пакета акций акционер по­лучает свободу самостоятельно принимать решения, оказывая тем самым соот­ветствующее воздействие на перспективу развития предприятия.

Акционерная собственность – это собственность многих физических и юридических лиц на единый процесс присвоения с неравномерно распределенными правами. Одни физические лица имеют право на пользование имуще­ством (средствами производства) и на доход в форме зарплаты. Другие физичес­кие и юридические лица имеют право только на доход (владение привилегиро­ванными акциями). Третьи имеют право на доход и участие в управлении. Все участники акционерного общества, так или иначе, уступа­ют права управления специальному органу и специальным людям, что в круп­ных компаниях, особенно с распыленным пакетом акций, приводит к обособле­нию функции управления и концентрации частной экономической власти в ру­ках менеджеров.

На сегодняшний день можно выделить 2 модели акционерной соб­ственности, в различной степени, влияющие на емкость рын­ка ценных бумаг:

1. Англосаксонская, когда у постоянных акционеров находятся 20-30% акций (контрольные пакеты), а 70-80% — по­ступают на фондовый рынок.

2. Континентальная, характеризуется обратным соотношением — 70-80% акций у постоянных акционеров, 20-30%— свободно обращаются на фондовом рынке.

В РФ в результате массовой приватизации сформирова­лась континентальная модель (65% акций находились у по­стоянных акционеров).

Акционерная собственность, возможно, является наиболее совершенной, гибкой и соответствующей крупному общественному производству. По способу возникновения и функционирования она является общественной формой собственности, од­новременно выступая и как индивидуальная. В этом ее достоинство и универ­сализм.

Необходимость глубоких преобразований в сфере отношений собственности была осознана в СССР во второй половине 1980-х гг. Первым практическим шагом в этом направлении стал принятый 19 ноября 1986 года закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», открывший дорогу мелкому частному бизнесу и аренде на основе семейного подряда.

Первым нормативным актом, долженствовавшим ввести процесс в законные рамки, стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона цели и порядок приватизации должны были быть установлены Государственной программой приватизации, утверждаемой высшим законодательным органом.

В ноябре 1991 года Е. Т. Гайдар встал во главе правительства реформаторов. Однако все его усилия, направленные на ускорение процессов приватизации наталкивались на стойкое сопротивление парламента. Реакцией на оказываемое противодействие стал вышедший 29 января 1992 года указ президента РФ Б. Н. Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Указ ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную. Все государственные предприятия России были разделены на три группы: мелкие (до 200 чел. работающих и стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. менее 1 млн. руб.), средние (соответственно от 200 до 1000 чел. и до 50 млн. руб.) и крупные (свыше 1000 чел. и 50 млн. руб.). Крупные предприятия подлежали акционированию, а их акции — продаже. Средние могли использовать как акционирование, так и иные способы приватизации. Мелкие же предполагалось выставлять на аукционы и конкурсы. Процедура акционирования предусматривала несколько методов: бесплатную передачу акций работникам предприятий и приравненным к ним лицам; продажу акций работникам по закрытой подписке; продажу на аукционе (победителем признавался участник, предложивший наивысшую цену); продажу на специализированном аукционе (все участники получают акции по единой цене, а объем покупки определяется в соответствии с предварительной заявкой); продажу акций АО по инвестиционному конкурсу (условием победы в нем выступали наиболее выгодные предложения будущих инвестиций); продажу по коммерческому конкурсу (покупатели обязывались выполнять ряд условий по отношению к предприятию, акции которого они приобретали).

Первый этап приватизации (1992–1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 г., когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. Вскоре, 11 июня, последовало утверждение Государственной программы приватизации. Главными целями приватизации в 1992 году провозглашались:

- «формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

- содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

- привлечение иностранных инвестиций;

- создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993–1994 годах».

Объекты, находящиеся в государственной собственности в Программе были разделены на три группы.. В группу объектов, подлежащих первоочередной приватизации, вошли предприятия сферы торговли, услуг, коммунального хозяйства, жилье, муниципальный транспорт и т. п. Вторую группу составили объекты, отнесенные к национальному достоянию, приватизация которых была безусловно запрещена: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали и т. п.. Третью группу образовали объекты, приватизация которых допускалась только по особому в каждом случае распоряжению правительства или Госкомимущества.

Государственная программа содержала три основных варианта проведения приватизации. По первому из них работники предприятия бесплатно наделялись привилегированными (не голосующими) акциями в размере 25% от уставного капитала. Им полагалось также 10% обыкновенных (голосующих) акций, приобретаемых со скидкой в 30% от их номинальной стоимости, а руководству предприятия — еще 5% акций по цене, равной номиналу. Второй вариант разрешал трудовому коллективу приватизируемого предприятия приобрести 51% его акций, но по более высокой цене (в 1,7 раза выше номинала). Согласно третьему варианту по решению трудового коллектива создавалась инициативная группа, берущая на себя ответственность за проведение приватизации предприятия и ограждение его от банкротства. В случае выполнения группой взятых на себя обязательств по истечении заключенного ранее договора ее члены приобретали право на получение 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций.

Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», подписанный президентом 14 августа 1992 г. устанавливал довольно простую схему чековой, или ваучерной, приватизации. Государственная собственность, оцененная в 1,5 трлн. руб., бесплатно и поровну «распределялась» между 146 млн. граждан страны. Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), коих было образовано около 400, или просто продать ваучер. Выдвинутое в ходе предварительного обсуждения предстоящей реформы предложение сделать все ваучеры именными, дабы затруднить их последующую концентрацию в руках немногих лиц, не было принято и не нашло отражения в указе.

На первых порах основным способом приватизации являлась конкурсная или аукционная продажа предприятий. Однако после указа президента от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» акционирование стало быстро вытеснять другие способы. Причем все крупные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов свыше 50млн руб. (на 1 января 1992 г.) или численностью работников свыше 1000 человек подлежали обязательному акционированию.

Переход ко второму этапу приватизации – денежному – был утвержден указом президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г». На данном этапе намечалось решение двух стратегических задач. Во-первых, добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления структурной перестройки последних. Во-вторых, значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. Указ, в частности, предусматривал направление 51% от продажной цены самому приватизированному предприятию для реструктурирования и развития производства.

Надежды существенно пополнить бюджет не оправдались. И в 1995-м, и в 1996 г. непосредственная продажа акций, оставшихся в руках государства предприятий, приносила казне относительно скромные суммы — около 1 трлн руб. ежегодно. При этом приватизация потеряла былой темп. В 1995 г. было приватизировано почти вдвое меньше, чем в 1994 г. Вместе с тем в орбиту акционирования теперь вовлекались значительно более крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. Начальной вехой этого этапа называют закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ», подписанный президентом страны 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа того же годаи. Закон, во-первых, официально признал окончание массовой и безвозмездной приватизации, во-вторых, изъял большинство прежних льгот у трудовых коллективов и, в-третьих, расширил полномочия регионов, предоставив им право разрабатывать собственные варианты приватизационных схем. Этим же законом была отменена практика составления ежегодных плановых заданий на приватизацию. Но задача наполнения бюджета доходами от приватизации сохранялась. Ее выполнение теперь должны были обеспечивать главным образом единичные крупные сделки.

В декабре 2001 г был принят федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (вступивший в силу 26 апреля 2002 г.). Законом проведено строгое разграничение полномочий между законодательным собранием, правительством и президентом в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Госдума получила контроль над естественными монополиями. Президенту предоставлено право формировать и утверждать перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определять возможность их приватизации.

В 2002 г. правительство РФ приняло ряд нормативных актов, конкретизирующих методы и процедуры приватизации, предусмотренные законом 2001г.: постановление от 31июля «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» (т. е. правил определения минимальной цены, по которой возможно отчуждение государственного или муниципального имущества); «Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества» от 9 июля (в них определяются подлежащий приватизации состав имущества, способ его приватизации и нормативная цена); «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» от 19 августа года.

Наконец, 11 октября 2002 года был принят федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: