Кафедра журналистики
Исследование на тему:
ЭВОЛЮЦИЯ ЖУРНАЛА «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ»: ИЗМЕНЕНИЯ В РУБРИКАЦИИ
Проверила:
____Луковицкая Е.Г.
«___» _________2010 г.
Студент группы 6422
____Красинькова Е.В.
«___»_________2010 г.
Великий Новгород
Содержание
Программа исследования…………………………………………………
Отчёт о результатах исследования………………………………………
Выводы……………………………………………………………………..
Программа исследования
Проблема исследования – эволюция печатного издания «Япония сегодня»: изменения в рубрикации
Объектом анализа служит журнал «Япония сегодня» с 1994 по 2009 годы (так как издание является ежемесячным, то будут рассматриваться все 12 номеров журнала за год, исключение – номера отсутствующие в архиве РНБ).
Предметом анализа является рубрикация
Цель исследования – изучить перечень рубрик, выделить наиболее популярные (по количеству месяцев в которых они были), отметить изменения в рубрикации
Для этого необходимо выполнить ряд поставленных задач:
1. составить перечень рубрик журнала «Япония сегодня» за 1994-2009 года;
2. составить рейтинги самых популярных рубрик
3. выявить изменения в рубрикации 90-х и 2000-х
В связи с планируемым исследованием автор выдвинул ряд гипотез:
1. Рубрикация журнала «Япония сегодня» с течением времени полностью изменилась.
2. Перечень самых популярных рубрик 1994 году будет значительно отличаться от 2009 года.
3. Все рубрики издания «продержались» меньше года
Выбор метода – контент-анализ рубрикации номеров журнала «Япония сегодня» за 1994- 2009 годы
Основные понятия:
«Япония сегодня» - ежемесячный иллюстрированный научно-популярный журнал обо всех аспектах «жизни» Японии выходящий с января 1994 года по сей день (с декабря 1991 по декабрь 1993 издание было ежемесячной газетой)
Отчёт о результатах исследования
-1-
В ходе исследования издания «Япония сегодня» были составлены ежегодные списки рубрик журнала, в результате обработки данных были получены следующие таблицы:
Следует отметить, что наличие рубрики в том или ином месяце обозначено - P. Итак в 1994 году в журнале «Япония сегодня выходили такие рубрики, как «Политика», «Экономика, наука, техника», «Российско-японские отношения», «Образ жизни японцев», «Жизнь японца в зеркале статистики», «Портрет», «Мнение обозревателя», «Наша общая история», «Судьба японца в России», «А что у них едят?» и другие (см. таблица 1).
Чаще всего в номерах 1994 года появляется рубрика «Жизнь японца в зеркале статистики», наряду с ней пользуются популярностью: «Мнение обозревателя», «А что у них едят?» и «Новости месяца» - они появляются в 9 номерах издания из 10 представленных в РНБ. (см. Таблица 1).
Таблица 1 -1994 год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| Политика | P | Номер Отсутствует в архиве РНБ | Номер Отсутствует в архиве РНБ | |||||||||
| Экономика, наука, техника | P | |||||||||||
| Российско-японские отношения | P | |||||||||||
| Образ жизни японцев | P | |||||||||||
| Жизнь японца в зеркале статистики | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Портрет | P | |||||||||||
| Мнение обозревателя | P | P | P | P | P | P + P | P | P | P | |||
| Наша общая история | P | P | P | |||||||||
| Судьба японца в России | P | P | P | P | P | |||||||
| А что у них едят? | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |||
| Энциклопедия боевых искусств | P | P | P | |||||||||
| Новости месяца | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |||
| Под знаком удивления | P | |||||||||||
| Корифеи японоведения | P | |||||||||||
| Мнение российского учёного | P | |||||||||||
| Мнение японского учёного | P | |||||||||||
| Медицина | P | |||||||||||
| Из нашей переписки | P | |||||||||||
| Мы их глазами | P | |||||||||||
| Уголок филателиста | P | P | ||||||||||
| Две точки зрения | P | |||||||||||
| Кто есть кто на японских рынках | P | P | P | P | P | |||||||
| Экономическая хроника | P | |||||||||||
| Книжная полка | P | P | ||||||||||
| По страницам японской прессы | P | |||||||||||
| Япония в России | P |
Рассмотрев подшивку журнала «Япония сегодня» за 1995год, мы выявили, что самыми часто появляющимися на страницах издания рубриками были «Новости месяца», «Японский менеджмент: уроки для нас», «Колёса» (они присутствуют во всех номерах этого года), чуть менее популярны рубрики – «Праздник всегда с тобой» и «Стратегия компании». Следует отметить, что в то время как одни из лидеров 1994 годя «Мнение обозревателя» и «А что у них едят?» стали выходить реже (в пяти номерах из двенадцати), то рубрика «Новости месяца» стала соответствовать названию и выходить ежемесячно (см. Таблица 2).
Таблица 2 - 1995 год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| Мнение обозревателя | P | P | P | P | P | |||||||
| Новости месяца | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Праздник всегда с тобой | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |||
| Японский менеджмент: уроки для нас | P | P | P | P+P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Трагедия японских фирм | P | |||||||||||
| Колёса | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| А что у них едят? | P | P | P | P | P | |||||||
| Мы их глазами | P | |||||||||||
| Книжная полка | P | P | P | |||||||||
| Уголок филателиста | P | P | P | |||||||||
| Под знаком удивления | P | P | ||||||||||
| Внешнеторговые партнёры | P | |||||||||||
| Стратегия компании | P | P | P | P | P | P | P | P | ||||
| Шедевры восточной культуры | P | P | ||||||||||
| Японские праздники | P | |||||||||||
| Мнение | P | |||||||||||
| Новые товары | P | P | P | P | ||||||||
| В мире науки | P | |||||||||||
| Япония в зеркале прессы | P | |||||||||||
| Из жизни банков | P | |||||||||||
| Наша справка | P | |||||||||||
| Из нашей переписки | P |
В 1996 году общий перечень рубрик (за 12 месяцев) заметно сократился, в рубрикации наметилось некое постоянство, рубрик-«однодневок», которые появляются лишь в одном номере журнала, стало значительно меньше. Постоянными рубриками этого года стали: «Уроки менеджмента», «Стратегия компании», не сдают своих позиций и рубрики – «Новости месяца» и «Колеса». Также в 1996 году появляются новые рубрики, но они нам интересны не этим, а тем, что сразу, же вошли в перечень постоянных рубрик этого года – «Жемчужины туризма» и «Музеи Японии». Эти рубрики знаменательны и тем, что внесли помимо постоянных политических и экономических рубрик, тему истории и культуры, которая впервые стала представляться наравне упомянутыми немного ранее темами (см. Таблица 3).
Таблица 3 -1996 год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| Уроки менеджмента | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Стратегия компании | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Экологическая страничка | P | P | P | P | ||||||||
| Новости месяца | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Колёса | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Жемчужины туризма | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Заметки историка | P | P | ||||||||||
| Музеи Японии | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Письмо читателя | P | |||||||||||
| Сага о «сараримане» | P | |||||||||||
| Советы бывалого управленца | P | |||||||||||
| А что у них едят? | P | P | P. | P | P | P | ||||||
| Под знаком удивления | P | P | P |
Рассматривая номера издания за 1997 год, мы видим, что в рубрикации журнала произошли изменения. Если мы рассматриваем тематическую картину этого года, то мы можем увидеть тенденцию отхода от политики, увеличение сектора экономики и сохранения культурного блока (специализирующегося на путешествиях, природе и кухне). Наблюдается отсутствие регулярности выхода рубрики «Новости месяца», присутствует в 4 номерах в первом полугодии. На первое место выходят рубрики: «Странствуя по Internet», «Уголки Токио» и «Путешествие в стиле РЕНГА» (в 11 из 12 номеров), чуть менее часто выходят «Представляем фирму», «Менеджмент: опыт; проблема» и «А что у них едят?», которые так же можно назвать постоянными рубриками 1997 года (См. Таблицу 4).
Таблица 4 -1997 год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| 1-2 | ||||||||||||
| Государство и политическая система | P | |||||||||||
| Япония и мир | P | |||||||||||
| Заботы экономического гиганта | P | |||||||||||
| Японское общество | P | |||||||||||
| Культура Японии | P | |||||||||||
| Мы и Япония | P | |||||||||||
| Отвечаем читателю | P | P | ||||||||||
| Представляем фирму | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Менеджмент: опыт; проблема | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |||
| Странствуя по Internet | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Уголки Токио | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Путешествие в стиле РЕНГА | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| А что у них едят? | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Судьба Японцев в России | P | P | ||||||||||
| Новости месяца | P | P | P | P | ||||||||
| Мифы древней Японии | P | P | P | P | P | P | P | |||||
| Под знаком удивления | P | P | P | |||||||||
| Представляем телекомпанию | P | |||||||||||
| Высочайшим указом награждается | P | P | P | |||||||||
| Колёса | P |
Проанализировав подшивку журнала «Япония сегодня» 1998 года можно заметить некую скудность в полотне рубрик. Оно почти целиком было составлено из некоторых рубрик прошлых лет. А также появилась одна постоянная рубрика – «Япония – популярная энциклопедия». Из наиболее популярных в первом полугодии мы отметили – «А что и них едят?» и новую рубрику, появившаяся во втором полугодии «Встречи с кумирами» (см. Таблица 5).
Таблица 5 -1998 год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| Япония – популярная энциклопедия | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Представляем фирму | P | P | P | |||||||||
| Высочайшим указом награждается | P | |||||||||||
| А что у них едят? | P | P | P | P | P | P | ||||||
| Менеджмент: опыт; проблема | P | |||||||||||
| Навстречу XXI веку | P | |||||||||||
| Колёса | P | |||||||||||
| Странствуя по Internet | P | |||||||||||
| Встречи с кумирами | P | P | P | P | P | P | ||||||
| Отвечаем читателю | P | |||||||||||
| Музеи Японии | P | |||||||||||
| Стратегия компании | P | |||||||||||
| Судьба японца в России | P |
В 1999 году ситуация с рубрикацией не только стабилизировалась, полотно рубрикаций стало в разы плотнее, в сравнении с предыдущими годами. Среди постоянных рубрик остаётся «Япония –популярная энциклопедия», наряду с ней возвращается рубрика «Представляем фирму». Также появляются новые постоянные рубрики – «хх век в лицах», «Золотые страницы», «Звездные встречи», «Точка на карте», «Восхождение на дохё» и «Листки календаря». Из таблицы, приведенной ниже видно, что канва рубрикаций каждого номера 1999 года строилась по одной схеме, с практически идентичным составом. Так же отметим, то, что в издании произошел переход от давления экономики и политики к культуре: в ней присутствуют не только путешествия и исторические реалии, но и появляются нотки литературы и публицистики «Золотые страницы», а также спорта «Восхождение на дохё», растет интерес к «знаменитостям» (см. Таблица 6).
Таблица 6 -1999год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| XX век в лицах | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Представляем фирму | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Золотые страницы | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Япония – популярная энциклопедия | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Звездные встречи | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Точка на карте | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Восхождение на дохё | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Операция 2010 | P | |||||||||||
| Женские страницы | P | |||||||||||
| Встреча с кумирами | P | P | ||||||||||
| На пороге XXI века | P | P | P | |||||||||
| Листки календаря | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Судьба японца в России | P | P | P | |||||||||
| Книжная полка | P | P | ||||||||||
| ЭКСПО-2005 | P | |||||||||||
| Из переписки с читателями | P | |||||||||||
| На рубеже XXI века | P | |||||||||||
| Живое национальное сокровище | P |
Рассматривая издание «Япония сегодня» за 2000, мы видим, что в нём появляется множество новых рубрик. Также мы видим ряд постоянных рубрик, часть из которых сохранилась с предыдущего года – это «Точка на карте» и «Живое национальное сокровище», которая появилась лишь раз в конце 1999 года, но 2000 вошла в ряд постоянных. К постоянным мы отнесем и следующие рубрики – «Из истории японской культуры», «Наш путеводитель», Фотоокно» и «Будо по-русски», так же во втором полугодии популярным становится «Цикл жизни» (см. Таблица 7)
Таблица 7 -2000год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| Из истории японской культуры | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Живое национальное сокровище | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Книжная полка | P | P | P | |||||||||
| Новости | P | P | ||||||||||
| Наш путеводитель | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Листки календаря | P | P | ||||||||||
| Точка на карте | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Восхождение на дохё | P | |||||||||||
| Под знаком удивления | P | P | P | P | ||||||||
| Фотоокно | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Будо по-русски | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | ||
| Наш календарь | P | P | P | P | P | P | ||||||
| Из переписки с читателями | P | P | ||||||||||
| Золотые страницы | P | P | P | P | P | |||||||
| Из истории культуры | P | |||||||||||
| Всякая всячина | P | P | P | P | P | |||||||
| Цикл жизни | P | P | P | P | P | P | ||||||
| Звездные встречи | P | P | ||||||||||
| Мы их глазами | P | P | ||||||||||
| Уголок филателиста | P | |||||||||||
| Японская осень | P | |||||||||||
| Стратегия фирмы | P | |||||||||||
| Наши учителя | P | |||||||||||
| Год с НЭНГАНДЗЁ | P |
К 2001 году в журнале «Япония сегодня» начинает прослеживаться тенденция сохранения количества постоянных рубрик в году, а также процесс переноса рубрик из года в год. Мы видим, что постоянными для этого года являются рубрики: «Наш путеводитель», «Из истории японской культуры», «Листки календаря» (они перешли с того года), а так же «История в картинках», «Лицо на банкноте», «Жемчужина японской поэзии» «Год с НЭНГАДЗЁ» И «Книжная полка». Если мы посмотрим на рубрики 2001 года, то увидим, что сектор культурной сферы продолжает расти (см. Таблица 8).
Таблица 8 -2001 год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| История в картинках | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Лицо на банкноте | P | P | P | P | P | P | P | P | ||||
| Наш путеводитель | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Женщины Японии | P | P | ||||||||||
| Всякая всячина | P | P | ||||||||||
| Из истории японской культуры | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Жемчужина японской поэзии | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Золотые страницы | P | P | P | P | ||||||||
| Год с НЭНГАНДЗЁ | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Под знаком удивления | P | |||||||||||
| Листки Календаря | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Япония в Москве | P | P | P | P | P | P | P | |||||
| Живущие рядом | P | P | P | P | P | P | P | |||||
| Восхождение на дохё | P | |||||||||||
| Точка на карте | P | P | P | P | P | P | ||||||
| Фотоокно | P | P | P | |||||||||
| Книжная полка | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |||
| Будо по-русски | P | |||||||||||
| Проблемы большого города | P | |||||||||||
| Судьба японца в России | P | P | ||||||||||
| Наши учителя | P | |||||||||||
| Звездные встречи | P | P | ||||||||||
| Представляем компанию | P | |||||||||||
| Внуки Японии, дети России | P |
Посмотрев рубрикацию 2002 года, мы видим, что некоторые рубрики по-прежнему остаются неизменными и сохраняют свое положение – «Наш путеводитель», «Из истории японской культуры», «Жемчужины японской поэзии», возвращается кулинарная рубрика, но только под другим названием (А что у них едят?) «Ароматы японской кухни». Сразу же находят свою нишу рубрики: «Сёгуны Токугава» и «Фото на память» и «Экономика A LA CARTE». Также во второй половине 2002 года становится популярной рубрика «Россия-Япония исторический путь к доверию» (См. Таблица 9).
Таблица 9 -2002 год-
| Рубрика | Месяцы | |||||||||||
| Факты из жизни | P | |||||||||||
| Наш путеводитель | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Сёгуны Токугава | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Из истории японской культуры | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Жемчужины японской поэции | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Судьба японца в России | P | P | P | P | P | |||||||
| Книжная полка | P | P | P | P | P | P | ||||||
| Живущие рядом | P | P | P | |||||||||
| Япония в Москве | P | P | P | P | P | P | P | |||||
| Из переписки с читателями | P | P | ||||||||||
| Фото на память | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |
| Ароматы японской кухни | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P |
| Экономика A LA CARTE | P | P | P | P | P | P | P | P | P | |||
| Точка на карте | P | |||||||||||
| Просто факты | P | P | ||||||||||
| Представляем фирму | P | |||||||||||
| Звёздные встречи | P | P | ||||||||||
| Россия-Япония исторический путь к доверию |
Сейчас читают про:
|






