Рекомендуемые диагностические методики

Программа исследования эмоционального благополучия ребенка в семье

Актуальность:

Нормальное психическое и психологическое развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте зависит в первую очередь от общения с близкими взрослыми. Именно в процессе общения со взрослыми формируются практически все знания и умения ребенка, в том числе и знания о самом себе, знания о человеческих отношениях. Нарушения в сфере общения в детском возрасте приводят к различного рода искажениям в развитии ребенка, в формировании его базового отношения к миру и людям.

Цели организации исследования:

· изучение особенностей детско-родительских отношений и выявление межличностных конфликтов внутри семьи,

· выявление фактов насилия и жестокого обращения в семье

· изучение благополучности эмоционально-коммуникативного развития ребенка

· изучение социальной ситуации развития ребенка

· изучение актуального и прогноз ближайшего уровня эмоционально-коммуникативного развития ребенка

Основные принципы проведения исследования:

· исследование проводится с согласия родителей (опекунов) ребенка, либо по направлению органов социальной опеки

· исследование проводится с использованием методического аппарата, адекватного возрасту, актуальному уровню развития ребенка,

· исследование проводится с использованием методического аппарата, дающего комплексную информацию об изучаемых явлениях через актуализацию различных психологических феноменов (напр., использование вербальных и невербальных методик),

· количество и характер используемых методик определяется психологом в зависимости от целей и задач конкретного исследования.

Рекомендуемые диагностические методики

1. “Шкала привязанности ребенка к членам семьи” (см. Баркан)

- предназначена для выявления внутрисемейных отношений, симпатий и предпочтений ребенком членов семьи в различных ситуациях, состоит из 10 неоконченных предложений, последовательно предъявляемых ребенку.

2. “Два домика” (см. Марцинковская) - предназначена для выявления предпочтения членов семьи ребенком, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

3. Модификация теста “Лесенка” (см.Марцинковская) - предназначена для выявления самооценки ребенка и его субъективного переживания отношения к нему со стороны членов семьи (родителей). Представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

4. “Рисунок семьи” (см.Марцинковская) - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

5. “Диагностика эмоциональных отношений в семье” (Е.Бине) – позволяет оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе, а также выявляет типы психологических защит, используемых ребенком, представляет собой вариант проективной игровой методики.

6. “ОСОР - Д” - (Андрущенко, Шашлова) – методика, выявляющая особенности содержания общения ребенка с родителями, представляет собой опросник для ребенка, состоящий из 10 вопросов.

7. Методика Р.Жиля - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

Основная литература:

1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6-7-летних детей с близкими взрослыми //Психолог в детском саду, -2000, № 4, с.39-53.

2. Баркан А.И. Его величество ребенок. М.,1996.

3. Бине Е. Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье”//Психолог в детском саду, - 1998, № 2, с.12-34.

4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.,1997.



Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи ( Баркан А)

Ф.И.____________________________________





Подборка статей по вашей теме: