Программа исследования эмоционального благополучия ребенка в семье
Актуальность:
Нормальное психическое и психологическое развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте зависит в первую очередь от общения с близкими взрослыми. Именно в процессе общения со взрослыми формируются практически все знания и умения ребенка, в том числе и знания о самом себе, знания о человеческих отношениях. Нарушения в сфере общения в детском возрасте приводят к различного рода искажениям в развитии ребенка, в формировании его базового отношения к миру и людям.
Цели организации исследования:
· изучение особенностей детско-родительских отношений и выявление межличностных конфликтов внутри семьи,
· выявление фактов насилия и жестокого обращения в семье
· изучение благополучности эмоционально-коммуникативного развития ребенка
· изучение социальной ситуации развития ребенка
· изучение актуального и прогноз ближайшего уровня эмоционально-коммуникативного развития ребенка
Основные принципы проведения исследования:
· исследование проводится с согласия родителей (опекунов) ребенка, либо по направлению органов социальной опеки
· исследование проводится с использованием методического аппарата, адекватного возрасту, актуальному уровню развития ребенка,
· исследование проводится с использованием методического аппарата, дающего комплексную информацию об изучаемых явлениях через актуализацию различных психологических феноменов (напр., использование вербальных и невербальных методик),
· количество и характер используемых методик определяется психологом в зависимости от целей и задач конкретного исследования.
Рекомендуемые диагностические методики
1. “Шкала привязанности ребенка к членам семьи” (см. Баркан)
- предназначена для выявления внутрисемейных отношений, симпатий и предпочтений ребенком членов семьи в различных ситуациях, состоит из 10 неоконченных предложений, последовательно предъявляемых ребенку.
2. “Два домика” (см. Марцинковская) - предназначена для выявления предпочтения членов семьи ребенком, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
3. Модификация теста “Лесенка” (см.Марцинковская) - предназначена для выявления самооценки ребенка и его субъективного переживания отношения к нему со стороны членов семьи (родителей). Представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
4. “Рисунок семьи” (см.Марцинковская) - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
5. “Диагностика эмоциональных отношений в семье” (Е.Бине) – позволяет оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе, а также выявляет типы психологических защит, используемых ребенком, представляет собой вариант проективной игровой методики.
6. “ОСОР - Д” - (Андрущенко, Шашлова) – методика, выявляющая особенности содержания общения ребенка с родителями, представляет собой опросник для ребенка, состоящий из 10 вопросов.
7. Методика Р.Жиля - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
Основная литература:
1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6-7-летних детей с близкими взрослыми //Психолог в детском саду, -2000, № 4, с.39-53.
2. Баркан А.И. Его величество ребенок. М.,1996.
3. Бине Е. Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье”//Психолог в детском саду, - 1998, № 2, с.12-34.
4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.,1997.

Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи ( Баркан А)
Ф.И.____________________________________