Новые формы идеологии

Большую роль в борьбе с господствующей феодальной идеологи­ей сыграли Возрождение и гуманизм, родиной которых стала Север­ная Италия - регион процветавших городов-государств, центр тран­зитной торговли на Средиземном море, где возникли новые формы финансовой активности. Пик Ренессанса пришелся на XIV-XV вв. В XV1 в. гуманизм преодолел границы Италии, утвердился в Германии (крупнейшими представителями направления здесь были Иоганн Рейхлин (1455-1522), Эразм Роттердамский (умер в 1536 г.), Ульрих фон Гуттен (1488-1523); во Франции - Франсуа Рабле (1494-1553) и др.; в Англии - Томас Мор (1478-1535) и др.

Гуманистическая идеология имела широкую платформу, но осно­ву ее составляли принципы, разделяемые большинством гуманистов. Это - понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, признание права на свободное разви­тие его способностей, на приобретение знаний, обогащающих разум, на борьбу за счастье в земной жизни. Все гуманисты сходились в признании высокой нравственной роли труда. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. В этом новом взгляде на чело­века и его возможности четко выявлялся антифеодальный характер гуманистической идеологии.

Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и на­копительства. Они оправдывали накопительство с гражданских пози­ций - богатство приносит пользу обществу и служит основой достой­ной жизни его членов. Однако безуслов­ному осуждению подлежали, по их мнению, ростовщичество, чрезмер­ная страсть к стяжательству, равно как и неумеренное расточитель­ство.

Гуманистическое свободомыслие, и в осо­бенности разоблачения недостатков католической церкви, подготови­ло почву для церковной Реформации (лат. - исправление). Реформационное движение облекалось в идеологическую форму религиозных вероучений - лютеранства, цвинглианства, кальвинизма, ставящих выше разума веру, требующих единомыслия и твердой религиозной дисциплины, ищущих знания Божественного.

Мартин Лютер (1463-1546) сформулировал ряд положений, общих для всех протестантских церквей (название «протестантизм» происхо­дит от протеста, который немецкие лютеранские князья предъявили рейхстагу против решения возобновить эдикт о преследовании Люте­ра). Было провозглашено, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и Богом. Человек достигает «спасе­ния души» (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а при помощи «веры», даруемой ему непосредственно Богом. Лютер утвер­ждал, что и мирская жизнь человека, и весь мирской порядок, кото­рый обеспечивает возможность предаваться «вере», составляют важ­ный момент христианской религии. Тем самым Лютер выразил общее стремление бюргерства избавиться от политического и идеологичес­кого засилья католической церкви.

Роль церкви и духовенства должна, по мнению Лютера, сводить­ся только к разъяснению текстов Священного писания и склонению, христиан к «вере». Догмат о спасении одной лишь верой и положение о том, что единственным источником религиозной истины является Священное писание, разрушил все здание средневекового католициз­ма. Ненужными становились пышный культ, таинства (Лютер призна­вал лишь два из семи, по-своему трактуя причащение), духовный ав­торитет папы и т.д.

Кальвинизм, наиболее последовательно воплотивший буржуазный характер Реформации, стал идеологией самой смелой части тогдашней буржуазии, знаменем Нидерландской буржуазной революции XVI в. и Английской XVII в.

Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Причем это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Каждый верующий должен считать, что именно он является Божьим избранником, и стремиться всей своей де­ятельностью оправдать это избрание. Неудачи в жизни и деятельно­сти - показатель греховности Избранного пути, непонимания Боже­ственного призвания. Если человек преуспевает, то не должен этим гордиться и пренебрегать обязанностями перед Богом и обществен­ным благом. Точно так же и тот, кто терпит неудачу и впадает в бед­ность, не должен поддаваться искушению и совершать бесчестные по­ступки. Другими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный - смиренно нести бремя нищенской жизни.

Учения Лютера и Кальвина различало многое. Первый утверж­дал, что под данные обязаны повиноваться любым властям, в том числе и нарушающим Божьи заповеди, второй обосновывал мысль о праве органов сословного представительства и городского самоуправления, а также знати сопротивляться тирану. Лютеранская церковь подчи­нялась руководству светской власти, кальвинистская оставалась авто­номной. Кальвин ввел в Женеве строгие порядки: подобно папе отлу­чал от своей церкви тех, кто думал не так, как он, сажал в тюрьмы противников кальвинизма и т.д. Во главе кальвинистских общин сто­яли выбранные из числа зажиточных граждан старшины (пресвитеры); представители этих старшин заседали и в советах городских респуб­лик. Лютер выступал против ростовщиков, банкиров и др., нечестно наживавших свой капитал. Кальвин поддерживал такой род деятель­ности. Учение Кальвина и пресвитерианская церковь подучили широ­кое распространение там, где быстро развивался капитализм и где буржуазия начинала бороться за власть с феодалами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: