Торжественно радостно спокойно грустно тревожно мрачно

Конечно, беседы о музыке не ограничивается этими шестью определениями, но ребёнок видит, что самый простой ответ о характере музыки «весело» или «грустно» может быть не принят, как правильный, потому что у каждого настроения есть оттенки. А ещё имеющиеся настроения можно разделить на две группы по три в каждой. А ещё соседние карточки имеют много общего, поэтому важно понять, почему я выбрал именно ту карточку, а не другую. А ещё можно слушать музыку и составлять из этих карточек схемы настроений. А ещё вызывать ученика к доске, чтобы он умышленно сделал ошибку в схеме, и дружно всем классом опровергать получившееся на уровне образов и говорить, что если бы было так, как на схеме, то история, рассказанная композитором, стала бы совсем другой. А дальше – было бы желание: сочиняем сказки при помощи шумовых музыкальных инструментов, где ребёнок «подстраивает» способ игры под предлагаемые в карточках «обстоятельства», а при работе с песнями ученик – эксперт, прослушав исполнение класса, выставляет оценку – карточку, объясняя, всё ли прозвучало верно. Обычная оценка – цифра, а здесь на лицо настроение слушателя, для которого мы и учимся рисовать звуками. Всё ли это? Нет! Просто перечислять можно бесконечно.

Карточки настроения всегда в классе, даже в те уроки, когда мы к ним не обращаемся вовсе. Во втором классе (а чаще раньше) мы уже официально уходим в развёрнутую таблицу (условно я разделила определения на шесть столбиков, но при этом предупредила, что, выбрав карточку настроения, следует рассматривать не только столбик под ней, но и два соседних).

Теперь уже для полного ответа на вопрос о настроении музыки детям потребуется не менее трёх определений. В третьем, четвёртом классе «столбики настроений» вывешиваю уже не каждый урок, чтобы закрепить в лексиконе школьников слова, которые, к сожалению, в жизни они слышат достаточно редко, но легко им найдут применение где-нибудь на уроках литературы или ИЗО. Этот список можно менять, дополнять, перестраивать. Он не аксиома. Главное, чтобы дети учились говорить, причём не столько о настроениях музыки, сколько о чувствах, возникающих у них самих при прослушивании, соотнося их с событиями из собственной жизни.

Таким образом, к пятому классу имеется достаточно обширный опыт словесного описания своего внутреннего «Я». Карточки настроения к этому времени имеют уже символический смысл.

Во втором полугодии мы учимся фиксировать услышанное при помощи графической работы «Линия жизни», в котором происходит сначала возвращение к символическому значению уже знакомых карточек, правда сжатых до четырёх, а затем возврат в обобщённую таблицу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: