Психолингвистика как наука

Термин «Психолингвистика» впервые был упомянут в 1946 американским лингвистом Н. Пронко «Язык и лингвистика». В научном обиходе термин вошел в 1953, когда был проведен в Бирмингтоне США научный семинар, посвященный проблемам психологии, и в 1954 опубликовали коллективный труд «психолингвистика» в США.

В 1954 г. Американский ученый Ч. Осгуд охарактеризовал психолингвистику как те процессы, в которых намерение говорящих преобразуется в интерпретации слушающих, таким образом психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку эти процессы соотносят состояния общений с состоянием участников коммуникации.

Американские ученые Эрвин-Трипп, Слабин определили лингвистику как науку об усвоении и использовании структуры языка.

Психолингвистика (Леонтьев) наука,изучающая процессы речеобразования, восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Выделил 3 предметных области:

1. Производство речи в индивидуальном речевом акте

2. Восприятие речи в индивидуальном речевом акте

3. Формирование речи в процессе становления речи ребенка

Теория речевой деятельности = психолингвистика

Причины появления психолингвистики

- Возникла не как теоритическая дисциплина, а ориентирована на практику системы взглядов. Это обусловлено тем, что в середине 20 в. Возник ряд проблем, которые могли быть решены только благодаря такому междисциплинному подходу. Возникла необходимость обучению иностранным языкам различных групп населения, в частности перед преподавателями встали такие вопросы:

1. С какого возраста можно обучать ребенка иностранному языку (5-6 класс)

2. Какова оптимальная организация материала в учебнике ИЯ

3. Каким образом обучать чужой культуре языка, который изучается.

4. Происходит ли при изучении структур на родной язык или формирования новогй структуры мышления

- Другой причиной появления психолингвистики была необходимость восстановления речи при ее нарушении.

- Необходимость передачи информации на большие расстояния по каналам связи с помощью технических средств. Ученые занялись вопросами кодирования и декодирования сообщения в связи со структурой языка и психологии понимания информации человеком.

- Появление ИИ. Чтобы сделать искусственную систему, владеющую ИЯ, необходимо глубокое изучение и понимание процессов кодирования и понимания речи человеком.

Объект и предмет психолингвистики

Структура речевого события:

В структуре речевого события представляются следующие характеристики:

1.процессуальность

2. субъект речи

3. объект речи

4. адресат

5. мотив (потребитель)

6. интенция (намеренность)

7. цель

8. содержание речевого общения

9. языковые или семиотические средства

Объект-совокупность речевых событий или речевых ситуацией

Предмет-соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности с одной стороны и языком как главной образующей картины мира с другой.

Психолингвистика как психологическая наука

Язык и речевая деятельность участвуют в формировании и функционировании психологического отражения, а также в процессе опосредования этим отражениям в жизнедеятельности людей. Отсюда категориальное и понятийное единство в психологии и других областях психологии. Само понятие речевой деятельности восходит к общепсихологической трактовке структуры и особенностей деятельности вообще. Речевая деятельность рассматривается как один из видов речевой деятельности вместе с трудовой, познавательной, игровой и т. Д. Один из видов, имеющих свою специфику, но подчиняется общим закономерностям формирования, строения и функционирования любой деятельности. Через одно из своих основных понятий понятие значение психология связано самым непосредственным образом с проблемой психологического отражения, в частности с концепцией образа мира.

Основные разделы психологии, входящие в психолингвистику

1. Общая психология: психология личности и когнитивная психология

2. Соц. Психология и психология общения-общение

3. Поскольку формирование, развитие языковой способности и речевой деятельности входят в сферу интересов психолингвистики, тесно связана с психологией развития, т. Е детской и возрастной психологией.

4. Взаимодействует с этнопсихологией, т.к. изучает влияние конкретного языка на способ мышления носителей данного языка

5. Педагогическая психология

6. Психиатрия

7. Дефектология

8. Военная психология

9. Психология труда и др.

Связь психолингвистики и языкознания

Объектом лингвистики, как и объектом психолингвистики является речевая деятельность: речевые акты и речевые реакции. Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в организации всякой речи любого человека в любой ситуации, т.е. те средства, без которых невозможно охарактеризовать внутреннее строение речевого потока. Предмет лингвистики – система языковых средств, используемых в речевом общении. Лингвист выделяет в речевой деятельности то, что непосредственно не диктуется ее психологической структурой, а относится к вариантности внутри предоставляемых этой структурой возможностей (наличие гласных и согласных в языках).

Психолингвистика как теория речевой деятельности

Леонтьев А. Н.: «Деятельность есть как бы молярная единица человеческого индивидуального бытия, осуществляющее то или иное жизненное его отношение. Всякая предметная деятельность отвечает потребности, всегда опредмеченной в мотиве. Его главными образующими являются цели, и соответственно отвечающие им действия, средства, и способы их выполнения».

Речевая деятельность – некоторая абстракция, несоотносимая непосредственно с классическими видами деятельности. Она в форме отдельных видов речевой деятельности …………………………..входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда лежащий в ее основе мотив не может быть удовлетворен иным способом кроме речевого. В остальных случаях речь – незамкнутый акт деятельности, а совокупность отдельных речевых действий, имеющих промежуточную цель, подчиненную цели акта деятельности, которая побуждается общим для этого акта – мотивом.

Разделы психолингвистики:

1. Общая психолингвистика:

а) фоносемантика – изучает эмоциональное содержание звуков языка (к примеру, эксперименты по соответствию звуков разным цветам);

б) психосемантика – изучает происхождение, строение и функционирование индивидуальной системы знаний; строится на гипотезе, что язык удваивает наш мир, т.е. существует мир непосредственно отражаемых предметов, также мир образов, отношений и качеств, которые обозначаются словами.

В) Психолингвистика грамматики – изучает особенности восприятия и понимания высказываний в зависимости от их грамматической формы. Пример: Дома строятся рабочими (страд. Залог). Солдаты строятся (действ. Залог) на плацу.

Г) психолингвистика семантики – изучает, каким образом текст существует в сознании тех, кто его производит и воспринимает. Психолингвистика обращает внимание на такие характеристики текса, как эмотивность (способность передавать эмоции), цельность, скважность (наличие смысловых пропусков), прецедентность (наличие отсылок к другим текстам). Пример: скважность – Сегодня я поклялся на могиле своего хомячка, что больше никогда не буду прыгать с разбегу на кровать.

2. Социальная психолингвистика – изучает влияние определенной роли в обществе или этнической принадлежности человека на его сознание и речевое поведение. Согласно теории лингвистической относительности Сепера-Уорфа, структура национального языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Пример: одинокая женщина с русской т.ч. – без мужа и без любовника, с т.зр. француза – женщина, у которой нет любовника.

А) этно-психолингвистика

3. Нейролингвистика (психолингвистика мозга) – изучает механизмы ЦНС, ответственные за порождение и понимание речи:

а) патопсихолингвистика – изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности.

4. Возрастная психолингвистика – изучает онтогенез речи. Изучает, как понимает речь ребенок и как с возрастом меняется речь человека.

Методы психолингвистики

Ассоциативный эксперимент.

Выглядит следующим образом: испытуемым представляется список слов, на которые им нужно ответить первыми приходящими в голову словами. Слова: муж – кольцо; студент – универ, стипендия, зачетка; кисть – дизайнер.

Выделяется 3 вида ассотиативного эксперимента:

1) свободных эксперимент, при котором не накладывается никаких ограничений на ассоциации

2) направленный – испытуемым предлагается давать ассоциации определенного грамматического или семантического класса.

3) цепочечный – испытуемому предлагается реагировать на стимул несколькими ассоциациями.

Виды ассоциаций:

1) синтагматические (если ассоциация составляет словосочетание) и парадигматические (если слова одного грамматического класса: глагол-глагол, сущ.-сущ.).

2) смысловые и фонетические.

3) родовидовые (муж – мужчина), клишированные (входят в словосочетания: муж – объелся груш, связь – телефонная связь) и личные (муж – Никита).

Существует 2 русский ассоциативных словаря: Словарь ассоциативных норм русского языка, ред. А.А. Леонтьева, Москва-77; Русский ассоциативный словарь в 6 томах, Москва-94-02.

Результаты ассоциативных экспериментов могут быть использованы в разных областях лингвистики. На основе экспериментов можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул, при этом можно вычислить семантическое расстояние между разными словами и таким образом решить проблему синонимии. Пример: работа, труд, дело; (работа-труд – более связано, работа-дело – второе место, труд-дело – третье место по связанности).

Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении слова психологического компонента, таким образом, он дает возможность построить семантическую структуру слова. Результаты эксперимента служат ценным материалом для изучения психических эквивалентов семантического поля и вскрывают объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.

Большая часть ассоциаций обусловлена речевыми штампами, а также аспектами родной культуры испытуемых. В психологии используется метод свободных ассоциаций, т.е. речевые реакции как правило на 100 слов стандартизированы на большом количестве психически здоровых лиц, и определенный удельный вес нестандартных речевых реакций. Данные такого эксперимента позволяют определить степень эксцентричности, необычности мышления испытуемого, а также выявить отклонения в психике. Ассоциативные эксперименты выявили, что лица с техническим образованием чаще дают парадигматические ассоциации, а гуманитарии – синтагматические. Также на характере ассоциации сказываются возраст, географические условия и профессия человека.

Метод семантического дифференциала – служит для построения субъективных семантических пространств и относится к методам шкалирования, которые используются в психологии и психолингвистике для получения количественных показателей оценки отношения к определенным объектам. Непосредственно в психолингвистике семантических дифференциал – это метод количественного и качественного индексирования значения слова с помощью двух полюсных шкал, на каждой из которых имеется градация с парой антонимичных прилагательных.

Оценочный лист (пример):

  метель буря  
Веселый +3 -2 Грустный
Большой   -3 Маленький
Высокий -1 +1 Низкий

Оценки: +3, +2, +1, 0, -1, -2, -3.

Методика получила широкое распространение в теории массовой коммуникации и в рекламном деле. Пример: с чем ассоциируется самый быстрый автомобиль: с ягуаром, ветром, лошадью – для выявления самой часто встречающейся ассоциации для потребителя.

Также метод используется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, анализом социальных установок и личностных смыслов. Метод применяется в социологии для исследования форм массового сознания.

Метод дополнения – предполагает деформацию речевого сообщения для восстановления его испытуемыми. Пример: Индеец (племени тумба-юмба) надел (пончо), взял (томагавк), сел в (лодку) и отправился (на охоту).

Идея метода возникла потому, что использование технических средств в коммуникации влекло за собой пропуск букв или их замену. Ученые задумались о допустимых границах разрушения текста. Пример: «КОЬКА» - Колька, койка, кошка, кочка и т.д. Иногда для восстановления слова необходим семантический анализ.

Исследования показали, что легче всего восстанавливается текст, поврежденный в легкой форме. Существуют возрастные различия между испытуемыми. Часто низко предсказуемые пропуски лучше восстанавливаются пожилыми людьми. Для молодых людей объем контекста для восстановления требуется значительно меньше.

Метод заканчивания предложения отличается от предыдущей только тем, что тут дается начало предложения, а испытуемым предлагается его закончить. Пример: Директором… (стал Василий Иванович). Эксперименты служат лучшему пониманию механизмов синтаксической организации речи и допустимых вариантов языковых конструкций.

Методика косвенного исследования семантики. Испытуемых просят высказаться относительно истинности или ложности некоторого суждения. Пример: Канарейки – это птицы? – «да».

Семантическое расстояние объектов разного уровня общности определяется как планом их содержания, так и планом их обобщенности.

Метод градуального шкалирования. Испытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы по порядку с целью использовать представление носителей языка о возможном расположении слов в семантическом пространстве, которое не дается ни в одном словаре. Пример:

синонимы Мои оценки Оценки большинства
Огромный    
Мелкий    
Колоссальный    
Крошечный    
Маленький    
Карликовый    
Чудовищного размера    
Крупный    
Здоровый    
Грандиозный    
Микроскопический    
Небольшой    

Используется в рекламе: телевизор с чудовищного размера экраном; книга со шпаргалками микроскопического размера.

Метод определения грамматической правильности. Информанты должны сказать, на сколько данное предложение грамматически правильно или употребимо. При этом могут использоваться шкалы оценок. Пример: Иван пришел домой пьяный (Им.п). или Иван пришел домой пьяным (Тв. п.).

Наличие таких оценок позволяет иметь статически достоверный материал в отношении допустимых высказываний.

Метод классификации. Испытуемым предлагают разбить на группы набор слов, причем ни количество групп, ни количество слов в каждой группе не ограничивается. Пример:

Самолет, скелет, манекен, ящик, движение, тело, чемодан, чучело, носилки, машина, туша, шкаф.

Мои группы:

Группа1: скелет, манекен, тело, чучело, туша.

Группа2: самолет, движение, машина, носилки.

Группа3: ящик, чемодан, шкаф.

Группы большинства:

Группа1: ящик, чемодан, шкаф.

Группа2: самолет, движение, машина.

Группа3: носилки.

Группа4: скелет, манекен, тело, чучело, туша.

Данный метод позволяет определить, как в мозгу протекают когнитивные процессы, т.е. как человек выделяет признаки, обобщает их и формирует определенные классы. Количество отнесение разных слов в один класс служит мерой семантического сходства каждой пары объектов.

Общая психолингвистика

Фоносемантика

Фоносемантика – наука о соотношении в языковом сознании звука и смысла.

С точки зрения психолингвистики звуки речи в сознании не безразличны к смыслу. В частности лингвистом Журавлевым был проведен эксперимент по методике семантического дифференциала, где каждому звуку нужно было поставить в соответствие определенные характеристики. Звуки [ш] и [щ] никто не назвал гладкими или светлыми. Звук [ы] назвали грубым.

В любом языке есть около 2-3 тысяч звукоподражательных слов. Пример: свистеть, жужжать, фыркать и т.д. В так называемых «примитивных языках» на сегодняшний день существует очень мало единиц для обозначения абстрактного. Даже в развитых языках, которые используют иероглифический принцип, существует первичная мотивация формы знака, т.е. в русском языке большинство этимологически непрозрачные, а первичная мотивация – это явление, когда этимология ясна из самого звучания слова. Иероглифический принцип написания основан на этимологической прозрачности слова.

Звукоподражательную форму знака также следует считать мотивированной. Соответственно, звукоподражательные слова в психолингвистике называются идеофонами. Пример: «леемень» – скорее всего, хорошее животное, «ущебург» – плохое.

Опыты показали, что звуки, из которых состоят слова, способны передавать различные признаковые свойства объектов, этим свойством обозначаемых. Также эти опыты позволяют сделать вывод, что в сознании человека есть потребность в том, чтобы между лексическим значение слова и его формой (фонетическим звучанием) существовало некоторое соответствие.

Пример: теплые слова, соленая шутка, тяжелый взгляд, легкое касание, музыка красок, сладкая ложь – задействовано несколько органов чувств, отдельное соощущение.

Академик Луриа предположил, что психофизиологический механизм такого рода связи ощущений, зафиксированный в речи, состоит в том, что нервные импульсы, идущие от рецепторов, (от органов слуха, зрения и т.д.), в подкорковой зоне друг друга индуцируют (возбуждают). Так как нейропроводящие пути расположены близко друг от друга. Такое соощущение было названо синестезия.

Фонетическое значение имеют не только отдельно изолированно взятые звуки, но и слова. Также фоносемантически наполнение текста способно на бессознательном уровне влиять на ход смыслового восприятия сообщения. Законы фоносемантики наиболее наглядно проявляются в художественных текстах. В литературоведении соответствие между звуковым наполнением и содержанием текста получило название звукопись. Два вида звукописи: аллитерация – гласные создают определенную звуковую картину, ассонанс – согласные. Например, стихи Веремира Хлебникова.

Прихосемантика

Прихосемантика ищет ответа на следующие вопросы:

- каким образом слова располагаются в языковом сознании человека?

- по какому принципу они связаны друг с другом?

- как говорящий подбирает нужную лексему во время продуцирования речи? И т.д.

Самый действенный способ получения информации здесь – ассоциативный эксперимент.

Психофизиологический эксперимент был проведен академиком Луриа с его ученицей Ольгой Виноградовой. Эксперимент основан на особенностях физиологических реакций человека на болевой раздражитель. На определенное слово («скрипка») вырабатывалась реакция путем проведения тока через сосуды головы и сосуды пальцев. Испытуемым предъявляли слова, связанные со словом-стимулов по значению («виолончель», «смычок» и т.п.). Следовала защитная реакция. Отсюда можно сделать вывод, что в сознании человека есть семантические поля, куда входят слова, объединяемые общим понятием, например, «струнные музыкальные инструменты.

Типы реакций на внешний раздражитель:

1) защитная реакция – сжимаются сосуды пальцев и сосуды головы, происходит мобилизация сил организма к сопротивлению (на этом методе основана дрессировка собак).

2) ориентировочная реакция – сосуды пальцев сжимаются, сосуды головы – расширяются, живой организм концентрирует свое внимание на опасности.

3) нейтральная реакция (отсутствие реакции).

Второй эксперимент: испытуемым предъявлялись слова не схожие по значению со словом-стимулом (например, не струнные музыкальные инструменты). На эти слова была ориентировочная реакция. Вывод: у семантического поля можно выделить центр и периферию.

Третий эксперимент: испытуемым предъявлялись слова, не связанные с миром музыки (например, сапог, шкаф, облако, крыша, труба, печка и т.д.). Реакция – нейтральная. Вывод: значение слов, входящих в различные семантические поля, конкретизируются в речевом контексте.

Четвертый эксперимент: испытуемым предъявлялись слова, связанные с исходным словом не по смысле, а по звучанию. Реакция – ориентировочная. Вывод: слова в сознании связаны не только по содержанию, но и по звучанию, однако связи по звучанию значительно слабее.

Такие же эксперименты были проведены с умственно отсталыми людьми (дебилами и имбицилами). В этом случае на втором эксперименте ничего не происходило, в на четвертом – ориентировочная реакция.

Ассоциативные связи проявляют себя в каждодневной речевой деятельности, например, оговорки. Оговорки могут быть семантическими и фонетическими. Оговорки по фонетическому принципу чаще возникают при измененном состоянии сознания.

Анализ индивидуального лексикона особенностей строения семантических и ассоциативных полей позволяет понять устройство человеческого сознания. При этом изучение связи отношений между словами дает представление только о его поверхностном языковом слое, т.е. о языковом сознании. Под ним, в глуби сознания, как целостного образования, существую пласты, которые образуют информационную базу человека. Слова выступают средством доступа к этой базе. Сама же она в своих глубинных слоях обходится без национального языка, хранит информацию в виде образов, схем, абстрактных моделей, которые обозначаются терминов «универсальный предметный код». Глубинные слои когнитивного сознания составляют концептосферу, которая состоит из системы концептов. Концепты – ментальные образования, которые отражают опыт конкретного человека, отдельного народа или всего человечества. Выделяются индивидуально-личностные, национально специфические и общечеловеческие концепты.

Язык стремится представить концепты. Средствами представления могут выступать лексемы, фразеологические обороты, свободные словосочетания, пословицы-поговорки и даже тексты. Произнесенное или написанное слово является средством доступа к концептуальному знанию. Получив через слово этот доступ, человек может подключить к мыслительной деятельности и другие концептуальные признаки, данным словом непосредственно не названные. Концепт может быть одноуровневым и иметь только чувственное ядро, представляющее один базовый слой. Например: концепт «ложка» – предмет посуды или музыкальный инструмент. Однако большинство концептом является многоуровневыми и включают несколько когнитивных слоев. Например: «желтый» – цвет, пресса; желтые стены – психбольница.

Таким образом, исследование концептосфер различных коллективных сознаний позволяет определить отличия в информационной базе людей, принадлежащих к разным социумам.

Словообразование в речевой деятельности

Словообразование в речевой деятельность отвечает на следующие вопросы:

1. В каких случаях и по каким законам люди создают новые слова?

2. Как функционирует уже созданная система?

Новое слово в речевой деятельности возникает тогда, когда говорящий понимает предназначение предмета или сущность явления, но не имеет готового синонима их развернутому описанию.

Для образования речевого неологизма говорящий действует по аналогии, исследую ту словообразовательную модель, которая в его речи и в речи других носителей языка является наиболее продуктивной (частотной): сидняк, лошадник. При этом создает новое слово, чем в его основу кладет актуальный, значимый с его точки зрения смысл именуемого предмета или явления.

Пример: 1) школа, елка, Дед Мороз – утренник. 2) школа, любимые учителя, уроки – дневник. 3) вечерник. 4) ночник – вечер, бухло, пьянки.

Употребляя производные слова, носители языка не помнят их производного мотивационного значения в том случае, когда эти слова имеют прочные смысловые связи с определенным контекстом: утренник-дневник.

В случае, когда производное слово не имеет устойчивых контекстуальных связей, на первый план выступает мотивирующая семантика, заложенная во внутренней форме слова.

Народная этимология – возникает тогда, когда человек сталкивается со словом, происхождения которого ему не ясно, человек переделывает слово на свой лад, стремясь прояснить производную семантику лексемы, сделать ее внутреннюю форму прозрачной. Чаще всего встречается в речи детей (бульвар – чульвар, паук – ползук, пиджак – спинжак).

Психолингвистическая грамматика

Грамматическое значение – значение, отвлеченное от действий, которое отражает отношения между формами слов, также видов связи между словами в речи. С другой стороны, психолингвисты говорят, что в речи грамматические формы также служат целям передачи информации, как и семантических значений слов.

С точки зрения теории речевой деятельности грамматика – система (…) организации связной речи. Ассоциологи-эксперты показывают, что слова-стимулы иногда выталкивают из сознания лексемы, которые образуются сходным словом, словосочетанием и предложением – синтагматическая ассоциация.

Сознание носителя языка наполнено речевыми стереотипами-шаблонами. Они хранятся в памяти в готовом виде и используются в речевой деятельности как языковые единицы, позволяя экономить время создания высказывания. Кроме речевых штампов, сознание человека несет в себе образы-модели, их которые строятся предложения одной синтаксической модели. Наличие самостоятельных синтаксических структур подтверждает Хомский.

Пример: Бесцветные земные идеи бешено синят – с точки зрения синтаксиса предложение правильное.

Конкретное (…) предопределяет цели говорящих и те коммуникативные задания, которые несут в себе предложения.

Исходная информация – тема, новая – рема.

Речь чаще всего строится по принципу последовательного введения новой информации в каждое новое предложение. Однако во вновь произнесенном предложении обычно есть повтор того, что было в предложенном высказывании. Эта связывает предложения с предшествующим контекстом. Такие движения информации внутри текста называются тематической прогрессией.

2 вида:

1) Линейная

T1 – P1 T2(=P2) – Р2 Т3(=Р3) – Р3

Пример: Студенты слушают и конспектируют лекцию. Она посвящается проблемам психолингвистики. Это одна из увлекательнейших сфер науки о языке.

2) Тематическая прогрессия с константной темой

Т1 – Р1

Т2 – Р2

Т3 – Р3

Пример: Студенты сидят в аудитории. Они конспектируют лекцию. Им очень нравится это занятие.

Психолингвистика дискурса

Истинным носителем смысла в речи является не просто язык, а целостное речевое произведение. (…) настроение, которое сопровождает процесс социально-значимого взаимодействия людей, называется дискурсом. Дискурс речевого произведения во всем многообразии его познавательной и коммуникативной функций. (…) к тексту дискурс следует рассматривать как гипероним: (…) сообщение о чем-либо представленные средствами языка. В любом дискурсе можно выразить (…). Не любой текст выполняет коммуникативное задание в конкретном (…) тексте (…), не любой текст можно назвать дискурсом. Для понимания текста нужны как правило специальные знания и необязательно по узкой специальности, но ее общее значение о мире и социуме.

Свойства текста:

1. Связность (…) – особенность соединения внутри производных языковых элементов: предложений, формирующих текст. Строится на основе лексико-грамматических возможностей языка, которые изучает грамматика текста. Связи, возникающие в речи между предложениями, часто зависят от движения внутри текста, актуальности информации. Также сферой интересов грамматического текста являются средства связи предложений в текст.

2. Композиционная завершенность (почерентность) – определяется логика разворачивания речевого произведения. С этой категории связанного представления о психолингвистической норме текстовости, т.е. оптимальной структуре текста, которых соответствует текстовости.

3. Целостность – единство замысла семантической программы, из которой развивается дискурс.

Невербальные компоненты коммуникации

Карл Леонхард издал в 1970-х гг. монографию под названием «Мимические, жестовые и фонические средства эмоционально-коммуникативной выразительности». Главные выводы:

1. Невербальные компоненты коммуникации в основной массе являются универсальными, независимыми от пола, возраста, национальности, языка и культуры.

2. Невербальные компоненты коммуникации свойственны и животным, без чего невозможна была бы их дрессура и общение с домашними животными.

А. Пиз «Язык телодвижений», бессознательные телодвижения могут передавать информацию.

Г. Кредлин, «Невербальная семиотика». Разделы невербальной семиотики по Кредлину:

1. Паралингвистика – наука о фонационных средствах невербальных коммуникаций. Средства: темп, тембр, громкость речи, заполнители паузы, особенности произношения, физиологические реакции и т.д.

2. Кинесика – наука о кинемах, т.е. значимых жестах, мимических и пантомимических движениях, входящих в коммуникацию.

Под редакцией Кредлина был подготовлен Словарь русских жестов.

3. Окулесика – наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения.

4. Аускультация – наука о слуховом восприятии звуков и аудио-визуальном поведении людей в процессе коммуникации.

5. Гаптика – наука о языке касаний и тактильной коммуникации.

6. Ольфакция – наука о языке запахов, смыслов, передаваемых с помощью запахов.

7. Проксемика – наука о пространстве коммуникации.

8. Хронемика – наука о времени коммуникации.

В. Лабунская, «Экспрессия человека: общение и межличностное познание».

Признаки мимических реакций по Лабунской.

Признаки Радость Удивление Презрение
1. Положение рта - закрыт - приоткрыт - закрыт
2. Форма глаз - прищурены; - раскрыты - широко раскрыты - прищурены
3. Яркость глаз - блестят - блеск отсутствует - блестят
4.Положение бровей - приподняты -приподняты - сдвинуты к переносице
5. Уголки бровей - внутренние уголки бровей подняты вверх - подняты вверх - внешние уголки бровей подняты вверх
6. Лоб - горизонтальные складки - горизонтальные складки - вертикальные складки
7.Подвижность лица + - -

Невербальные компоненты коммуникации проявляются раньше, чем люди начинают говорить друг с другом. Сначала говорящие занимают подходящую дистанцию, обращаются лицом друг к другу. Одновременно партнеры считывают с позы и лица друг и друга информацию о настроенности к общению.

Языковые функции невербальных компонентов коммуникации:

1. Фатическая=контактоустанавливающая

2. Эмотивная: «Ну, как международная обстановка?» - спросил Митенька. Лихачев грохнул дверью. (грохнуть дверью – отказаться разговаривать)

3. Волеизъявления=волюнтативная функция: «Адмирал снисходительным, но укоризненным взором посмотрел на команду».

4. Коммуникативная функция: «Это вы сделали это?». Надя кивнула.

5. Апеллятивная функция – обращение или призыв: «Он взял меня за руку и задержал еще на минуту».

Невербальный компонент в функции подлежащего: «Кто у вас здесь главный?». Все посмотрели на Виктора.

Невербальный компонент в функции сказуемого: «Где сейчас Вера?» Старик кивнул в стороны комнаты. «Что она делает, выйдет?». Немой положил щеку на ладонь и прикрыл глаза.

Невербальный компонент в функции обстоятельства: «А ты, кажется, хорошо научился читать?» - спросили Толика. Тот в ответ выпрямился и сделал грудь колесом.

Невербальный компонент в функции дополнения: «Кому же она молится?». Мальчик показал на неприглядную иконку в углу комнаты.

Невербальный компонент в функции определения: «Любого рыбака спросить, какую он рыбу выловил, так он и о пескаре скажет». Владимир Иванович развел руки на определенное расстояние, показывая размер.

Паралингвистика письменной речи

Паралингвистические средства, определяющие его внешнюю организацию, его оптический образ, образуют поле паралингвистических средств текста. В данное поле входят:

1. Графическая сегментация текста и его расположение на бумаге.

2. Длина строки

3. Шрифт, цвет, курсив, подчеркивание, разрядки

4. Типографические знаки и символы

5. Средства иконического языка

6. Необычная орфография и расстановка знаков препинания

7. Формат бумаги, ширина полей и многое другое.

Наука, изучающая невербальные средства текста, называется метаграфемикой. В ней выделяется три раздела:

1. Синграфемика – исследует пунктуационные способы передачи информации

2. Супраграфемика – рассматривает возможности шрифтового варьирования

3. Топографемика – изучает соотношение частей текста в пространстве

Средства экспрессивной пунктуации:

1. Парцеляция – членение предложения на несколько самостоятельных отрезков. Пример: Сомнительно. Чтобы. Ты. Игнатьев. Был мужчиной. Потому что мужчины. Они решительные.

2. Антипарцеляция – объединение нескольких предложений в одно.

3. Экспрессивное расчленение вопросительных и восклицательных предложений с однородными членами при помощи вопросительного и восклицательного знаков. Пример: «Как писатель пишет письма любимой? как лакомиться повар? как строителю живется в им построенном доме?»

4. Вставка в середину повествовательного предложения восклицательного знака. «И САМ! кормил лошадей».

Возможности метаграфемики часто используются в рекламных текстах. Пример: «БУГАЛТЕРиЯ». «Всеобщая mobileзация». «ProStore».

Нейролингвистика. Психолингвистика мозга

Нейролингвистика – область лингвистики, изучающая механизмы ЦНС, т.е. головного мозга, ответственные за порождение и понимание речи. Ее появление было продиктовано необходимостью оперативного вмешательства в жизнедеятельность мозга в связи с различными травмами и психологическими заболеваниями. Наука появилась в 20 в.

В 1861 году французский анатом Брока доказал, что поражение задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к патологии, при которой больной теряет способность говорить, но при этом полностью сохраняет способность понимать обращенную к нему речь. Соответственно, данный речевой центр получил название «зона Брока». В 1874 году немецкий психиатр Вернике показал, что больные с поражением задней трети первой височной извилины левого полушария сохраняют способность говорить, но не понимают обращенную к ним речь. Еще в 19 веке были получены предварительные выводы:

1. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждый из которых имеет свое специфические значение для организации речевой деятельности.

2. Обе речевые зоны соседствуют с более общими зонами деятельности. Т.е. центр Брока соседствует с двигательным центром, а центр Вернике – со слуховым центром.

3. Левое полушарие было объявлено доминантным, человеческим.

Ученые в данной области: академик Луриа, его ученики: Т. Акутина, Е. Хомская, Цветкова.

Разделение функций левого и правого полушарий.

В 20 веке было установлено, что левое полушарие отвечает за знаковое, рационально-логическое, речевое мышление, а правое руководит ориентацией человека в пространстве, его мышлением по преимуществу эмоционально-образное, интуитивное. Выводы: у каждого человека в большинстве своем имеется преобладание работы одного из полушарий: левополушарники, правополушарники и амбиполушарники. У большинства правшей речевая зона локализуется в левом полушарии, левшей – в правом. При повреждении одного полушария с течением времени другое полушарие способно брать на себя функции поврежденного полушария.

Эксперимент (похожий на тот, который применялся при лечении эпилепсии): разрядом тока отключалось одно из полушарий больного, и ему предлагалось выполнить определенные задания:

1. Задание на выполнение рисунка. При угнетении правого полушария больные отказывались от выполнения задания. Или просто писали название предмета. При угнетении левого – наоборот: больные с радостью брались за задание.

2. Задание на звуковой аспект языка. При угнетении левого полушария больные утрачивают способность к различению фонем, однако прекрасно улавливают интонации, хорошо различают тембр речи. Правого – пациенты различают в высказывании слова, но не способны определить интонацию, отличить речь мужчины от речи женщины, или воспроизвести мелодию песни.

3. Испытание на лексический состав языка. При угнетении левого полушарий значительно сокращается запас активной лексики испытуемого, в ней преобладают клишированные формы, ругательства, выкрики, извинения. Больные при проведении ассоциативного эксперимента производят мало глаголов, служебных частей речи, абстрактных понятий и т.п. Правого – запас активной лексики резко увеличивается, появляется так называемое «многоречие» испытуемых.

4. Эксперимент на восприятие идиоматических выражений и метафор. Испытуемым предлагалось попарно соединить 6 карточек с устоявшимися словосочетаниями. При угнетении левого полушария испытуемые правильно устанавливали значение метафорических выражений и идиом. За переносное значение слов отвечает правого полушария. Правого – испытуемые не видели переносного значения (путали пары слов).

5. На восприятие синтаксических конструкций. В данном эксперименте испытуемым предлагалось разбить на группы 4 предложения: Ваня побил Петю; Ваня побит Петей; Петя побил Ваню; Петю побил Ваня. При угнетенном правом полушарии предложения были сгруппированы в зависимости от того, кто является субъектом и объектом. Левом – в группы попали предложения, которые начинались с одинаковых слов.

6. На восприятие текста. Испытуемым давалось задание на пересказ текста. При угнетении левого полушария пересказы были меньше по объемы, но был больше набор ключевых слов. Правом – с точностью наоборот.

Выводы: левое полушарие отвечает за абстрактно-логический анализ поступающей информации, его операции связаны с выделением в тексте предложений, слов в предложениях, с выявлением связи между словами и предложениями, с контролем за звуковым соответствием слова. Правое полушарие обрабатывает информацию с опорой на подсознание. Правополушарная грамматика оперирует готовыми клишированными предложениями, целостными текстами, выделяя в их структуре тема-рематическое членение фраз. Разные коммуникативные условия требуют различные усилия от разных полушарий. Бытовое разговорное общение, основанное на общности ситуации, и использующее речевые стереотипы, может быть связано лишь с правыми полушарием, при минимальном участии левого. Более сложная форма речевой деятельности предполагает совместную слаженную работу обоих полушарий. В правом полушарии появляется цель и общий замысел будущего высказывания. В левом происходит подбор синтаксических схем и лексики для оформления замысла.

Нарушения речи при повреждениях головного мозга (афазии)

Классификация по Луриа:

1. Акустико-гностическая (=сенсорная, афазия Вернике) афазия возникает при повреждении зоны Вернике. Больные либо полностью теряют способность понимания речи, либо путают близкие по звучанию слова (при легком повреждении).

2. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Больные понимают обращенную речь, но не способны запомнить ее. Наблюдается забывание имен собственных, а также наименования и функции предметов.

3. Семантическая афазия возникает вследствие поражения теменно-затылочной области левого полушария. Характеризуется трудностями понимания логико-грамматической стороны речи. Больные не могут отличить, например, словосочетания «брат отца» и «отец брата».

4. Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области головного мозга. Страдает различение и произношение близких по артикуляции звуков. Например: стол – слот; сток - стол.

5. Эфферентная моторная афазия (=афазия Брока) возникает при поражении зоны Брока. Больной теряет способность говорить, но понимает обращенную к нему речь.

6. Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого полушария, расположенные возле зоны Брока. Возникает трудность или невозможность активного развертывания высказывания. В речи таких больных преобладают примитивная синтаксическая структура и речевые шаблоны.

Социальная психолингвистика

Изучение языковой личности предполагает рассмотрение каждого носителя языка в качестве уникального объекта рассмотрения. Однако, претендуя на языковую исключительности, люди в сходных коммуникативных ситуациях обычно ведут себя одинаково. Это связано с тем, что говорящие в каждый момент своей речевой биографии демонстрируют особенности группового речевого поведения. Носители языка фокусируют в себе черты коллективных языковых личностей. Поэтому исследования языковой личности нуждаются в выделении оснований для классификации, выделении типов и разновидностей речевого поведения людей. Данный круг вопросов и является предметом рассмотрения социальной психолингвистики.

Этнопсихолингвистика.

Этнопсихолингвистика занимается исследованием различий в речевом поведении представителей разных культур. Культура (в упрошенном смысле) включает в себя общность социального вероисповедания, быта и национального языка. Таким образом, этнос – это группа людей, объединенных одной культурой. Суперэтнос – крупная общность людей, включающая несколько народов, культуры которых схожи между собой.

Разницу в языковых мирах разных этносов ярче всего демонстрирует ассоциативных эксперимент.

Национальный характер и речевое поведение ярко находят свое отражение в устном народном творчестве. Языковые ассоциации могут быть связаны с разницей в народно-поэтических традициях той или иной культуры. Разница также проявляется в метафорическом переносе названия животного на человека (Ворона ты! Осел ты!). Особенности культуры влияют на формирование внутреннего мира человека, определяют его национальный менталитет. Своеобразие национальной психологии отражается в речи, в системе словоупотребления, создавая индивидуальный колорит национальной картине мира. За словами, за языковым слоем сознания находится концептосфера или языковая картина мира. У представителей разных этносов смысловое наполнение концептом может не совпадать. Например, хитрый (в русском) ­– негативное значение, в чешском – способный, умный; у русских богатый человек – плохой, в Америке богатый человек – человек умный, заработавший своим трудом.

Статусно-ролевая структура общения.

От того, насколько совпадает социальный опыт участников общения, зависит степень взаимопонимания собеседников. Своеобразие речевого поведения участников коммуникации отражает те отношения, которые возникают между говорящими в рамках социального взаимодействия. Языковая форма меняется в зависимости от того, к кому обращено высказывание. В соответствие в данными тезисами можно говорить о социальных ролях (в магазине мы покупатели, в университете – студенты, дома – дочь или сын). Социальная роль – одобряемый обществом образец поведения, который соответствует конкретной ситуации общения и социальной позиции личности. Социальная позиция (=статус) – формально установленное или молчаливо признаваемое место индивида в иерархии социальной группы. Статусно-ролевое общение основано на ожиданиях того, что языковая личность будет соблюдать речевые нормы, свойственные его статусу и определяемые характером взаимоотношений с собеседником. Представления о типичном представлении той или иной роли складываются в стереотипы ролевого поведения. Выделяются два типа ситуации ролевого поведения: симметричные и асимметричные. Симметричная – ситуация, когда два собеседника имеют одинаковый ролевой статус. Асимметричная – статус собеседников разный.

Психическое своеобразие ролевого общения позволяет лучше понять транссакционный анализ (Эрик Бёрн, «Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры»). Каждый человек является носителем трех ипостасей, трех составляющих его личности: родитель, взрослый и дитя. В каждый момент жизни индивид испытывает одно из этих Я-состояний. Дитя (лень) – это источник желаний, влечений и чувств; радость, интуиция, творчество, любознательность, капризы и т.д. Человек испытывает состояние радости¸ когда благополучно его дитя. В речи это проявляется одной из следующих реакций: прекрасно, надоело, супер и т.д. Родитель (совесть) – авторитетное, иногда авторитарное начало; носитель незыблемых моральных правил, этикетных норм. Речевые реакции: чтобы было сделано немедленно!; как вам ни стыдно!; сколько можно повторять? и т.д. Взрослый (ум, рациональность) – носитель рационального начала; беспристрастный анализ жизненно важной информации. Речевые реакции: (апелляция к здравому смыслу) давайте разберемся по существу; давайте проанализируем ситуацию; возможно, он прав, но я тоже хочу высказаться.

Помеченные состояния личности могут на протяжении короткого времени сменять друг друга. Все три ипостаси сознания ярче всего проявляются в межличностной коммуникации. При общении человек всегда принимает одно из этих состояний. Какое из них будет работать, зависит от статуса собеседника и особенности коммуникативной ситуации. Процесс речевого взаимодействия можно разложить на элементарные обмены посылами, в каждом из которых есть коммуникативный стимул и коммуникативная реакция. Это получило название транссакция. Цель транссакционного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое Я-состояние послало к нам коммуникативный стимул, какое – дало коммуникативную реакцию. Обмен посылом и реакцией может происходить на одном уровне (один собеседник в роли взрослого и другой). Такое общение можно считать бесконфликтным.

Психолингвистическая конфликтология – рассматривает типы речевых конфликтов и призван гармонизировать процесс коммуникативного взаимодействия людей. Коммуникативный конфликт – речевое столкновение, которые основано на агрессии, выраженной языковыми средствами. В основе коммуникативного конфликта лежит желание одного или обоих участников общения снять психическое напряжение за счет собеседников. Такого рода разрядке предшествует чувство фрустрации. В межличностном взаимодействии фрустрация может также возникать в случае, если коммуникативный партнер нарушает нормы поведения (опоздание на лекцию, не помытая посуда и т.д.). В ситуации коммуникативного конфликта общения происходит в разных Я-состояниях.

Типология стратегий в ситуации коммуникативного конфликта:

1. Инвективная стратегия – демонстрирует заниженную знаковость, т.е. коммуникативные проявления находит отражении эмоционально-биологических реакций и выливается в аффективную разрядку в форме ругани.

2. Куртуазная стратегия – отличается повышенной семиотичностью, тяготением к этикетным нормам социального взаимодействия. Крайняя форма аффекта – плачь.

3. Рационально-эвристическая стратегия – опирается на рассудочность, здравомыслие. Крайняя аффективная реакция – смех.

Уровни коммуникативной компетенции:

1. Конфликтный. Такие люди демонстрируют установку против партнера по коммуникации. Она отражает стремление одного из участников общения самоутвердиться за счет собеседника.

2. Центрированный характеризуется наличием у одного или обоих участников общения установки на игнорирование партнера по коммуникации.

3. Кооперативный. Такие люди отличаются доминирующей установкой в общении на партнера по коммуникации. Человек пытается поставить себя на точку зрения на собеседника и пытается возбудить в себе неформальный интерес к партнеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: