Примерный список определений к экзамену по педагогике и психологии

Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Адаптация -изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям.

Сенсибилизация - п овышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец.

Психические состояния – это определенный, в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности.

Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия или Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом. устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; объем — это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо.

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно;

переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем наблюдения за ним.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Моделирование - создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства.

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

Передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.

Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Восприятие -- это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).1 ) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия4 ) категориальность – способность обобщать и относить воспринимаемый предмет к определенному классу.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Перцепция (синоним восприятия) - процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п.

Иллюзии – это искаженное восприятие.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято.

Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Память человека - процесс запечатления, сохранения и восстановления прошлого опыта.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение (непроизвольное и произвольное) и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Мышление -высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями.

Сам процесс мышления развертывается в определенной последо­вательности с помощью таких операций:

сравнение - сопоставление выделенных признаков предметов и явлений с целью отыскания сходных и различных их свойств;

анализ ( от греч. analysis - разложение, расчленение) - мыслен­ное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей;

синтез ( от греч. synthesis - соединение, составление) - мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сто­рон, элементов предметов или явлений в единое целое;

абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - мысленное вычленение существенных свойств, признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных;

обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по их общим существенным признакам;

конкретизация - мысленный переход от общего к единичному,
использование выявленных закономерностей в конкретных примерах.

Формы мышления:

- понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений, выраженную словом или группой слов;

- суждение - форма мышления, содержащая утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями;

- умозаключение - форма мышления, при которой на основе не­скольких суждений выводится новое суждение.

Воображение - форма психического отражения, состоящая в создании новых образов на основе воспринятых ранее.

Приемами воображения являются: агглютинация (от лат. agglutinare - склеивать) - комбинация,
слияние отдельных элементов или частей различных предметов
в единый образ; акцентирование - увеличение или уменьшение отдельных при­знаков, частей предмета; схематизация - подчеркивание черт сходства различных объектов и сглаживание их различий (как, например, в узорах и орнамен­тах); типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, создание обобщенных, типичных образов.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Гениальность – это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям.

Психология - наука о закономерностях возникно­вения, функционирования и развития психики.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Педагогическая психология, изучает закономерности обучения и воспитания. Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Психология аномального развития исследует психику людей с отклонениями от нормы.С оциальная психология изучает особенности психики людей, формирующиеся в процессе их взаимодействия в различных общественных группах.

Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях.

Перцептивные способности педагога — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Компетентность - особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения или Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Конфликт - это межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Объект педагогики – система педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Психология – наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики.

Объект психологии – процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

Предмет психологии – факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

(СПИСОК НЕ ПОЛНЫЙ – ДОПОЛНИТЬ!)

Фамилии (знать, кто, у некоторых – основные труды, употреблять в соответствующих темах):

Сократ, Платон, Аристотель

Гиппократ

Коменский, Амонашвили, Песталоцци и др.

Руссо, Дидро, Монтень и др.

Кампанелла, Мор, Э.Роттердамский и др.

Никитины, Зайцев и др.

С.Шиницу, М.Ибука, М.Монтессори и др.

Я.Корчак, Р.Брэйтуэйт и др.

Павлов

Фрейд, Юнг, Уотсон и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: