Первая форма позитивизма. (Условно можно назвать – классический позитивизм)

ПОЗИТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО САМОСОЗНАНИЯ №20

ПОЗИТИВИЗМ - от латинского – положительный. Философское направление, основанное на изучении знания данного в опыте, то есть положительного, позитивного знания. Позитивизм, в целом, считает, что:

1. Подлинное, положительное знание может быть получено лишь с помощью специальных наук, которые основываются на фактах, опыте.

2. Философия, занимающаяся мировоззренческими вопросами, не имеет права на существование, не имеет смысла.

3. Философия имеет право на существование лишь в том случае, если будет изучать язык науки.

Реальные факты, послужившие возникновению позитивизма:

– бурное развитие наук, начавшееся в конце Х1Х века, приносит массу нового конкретно-научного знания;

– отсюда: происходит сокращение традиционных онтологических проблем философии (натурфилософии), многое уходит в область естествознания;

– усиливается гносеологическая и методологическая функции философии: философы все чаще имеют дело со знанием добытым науками;

– возникают вопросы достоверности этих знаний и способах их использования философией.

Этапы позитивизма.

Первая форма позитивизма. (Условно можно назвать – классический позитивизм)

Основатель - Огюст Конт (1797-1857), ввел в оборот сам термин. Продолжатели – Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Милль (1806-1873).

Конт и Спенсер считали, что интеллектуальная эволюция человечества прошла три стадии своего развития.

1. Теологическая - все явления (в том числе и природные) объяснялись на основе сверхъестественных, религиозных представлений.

2. Метафизическая – иначе – философская, то есть объяснение явлений природы с точки зрения философии.

3. Позитивная – иначе – научная, то есть объяснение мира с позиций науки. Конт считал, что эта стадия начинается с появления подлинной науки об обществе – СОЦИОЛОГИИ, понятия, которое ввел в научный оборот он сам.

Суть первой формы позитивизма.

НАУКА – не есть отражение объективной действительности, и представляет собой систематизацию данных чувственного опыта, получаемых в ходе наблюдения.

Задача позитивной философии – исследовать структуру научного знания, то есть систематизировать и обобщать факты. При этом факт – это не предмет и не процесс («стакан», «часы идут»), а зафиксированное в чувственном опыте событие.

Задача науки – описывать факты, отвечая на вопрос «как», но не на вопрос «почему».

К концу Х1Х века первая форма позитивизма сталкивается с серьезными трудностями, вызванными развитием естествознания (в математике – появление неевклидовых геометрий; в физике – открытие электрона и микромира). Все это требовало изучения тех самых философских (метафизических) проблем, которых хотел избежать позитивизм.

Вторая форма позитивизма – ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или махизм по имени создателя – Э.Маха (1838-1916). Соавтор – Р. Авенариус (1843-1896).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – существует ли объективная реальность и как к ней относится сознание. Решали этот вопрос с позиций субъективного идеализма, то есть утверждали, что вещи являются субъекту в форме ощущений, названных элементами. Устойчивые комплексы элементов запечатлеваются в памяти и выражаются в речи.

Задача науки – исследовать законы связи между элементами и комплексами элементов.

Критика махизма с позиций диалектического материализма содержится в книге В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Третья форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ (или логический позитивизм). Его возникновение связано с дальнейшим развитием естествознания, прежде всего математики: а) возрастает абстрактность математики (бесконечно малые величины, теория множеств и т.д.); б) математика сближается с логикой – возникает математическая логика.

Все это приводит к кризису оснований математики: в этом образце достоверности и истинности возникают нелепости и парадоксы. Это поставило ряд методологических и логических проблем:

  1. Каковы причины парадоксов и способы их устранения?
  2. Проблема истинности математического знания.
  3. Как абстрактные математические формулы связаны с действительностью? Например, чему соответствует в реальности бесконечно малая величина.

Развитие квантовой механики также поставило перед наукой и философией ряд новых проблем, например, проблему осмысленности научных предложений, возможность опытной проверки абстрактных положений, таких как цикличное течение времени, эффект близнецов и др.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – возникает в 20-е годы ХХ века. Основные идеи сформировались в рамках так называемого «Венского кружка» - группы интеллектуалов Венского университета, объединившихся по инициативе руководителя кафедры философии Морица Шлика. Другие представители: Р.Карнапп (1891-1970), Б.Рассел (1872-1970), Л.Витгенщтейн (1889-1951) и др. Неопозитивизм весьма сложная философская система как по существу решаемых проблем и обращении к сложнейшим проблемам современного естествознания, так и потому, что имеет по нескольку вариантов решения одной и той же проблемы разными философами одной и той же школы.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ.

1. Все мировоззренческие (философские) проблемы не имеют смысла и должны быть изгнаны как из языка науки, так и из обыденного языка. Вся прежняя философия, религия, атеизм лишены научного смысла, занимаются псевдопроблемами, ищут ответа на вопросы, которые в принципе неразрешимы. Например, первичен дух или материя? В чем единство мира? Существует ли Бог? Таким образом, прежняя философия не может быть знанием о природе и обществе. Все это должны изучать специальные науки. А философия должна исследовать только язык науки, осуществлять анализ языка науки.

2. Все научные знания, за исключением математических и логических, имеют эмпирическое (опытное) происхождение. Следовательно, имеют научный смысл лишь тогда, когда они верифицируемы (принципиально проверяемы).

3. Верификация – это процесс установления истинности научных суждений в результате их эмпирической проверки. Верификация распадается на два этапа:

а) проверка предложения на наличие в нем смысла, для чего нужно свести всякое научное утверждение к совокупности протокольных предложений, которые фиксирует чувственный опыт субъекта; например, «снег бел», «сейчас я вижу красное»; если предложение соответствует факту, то оно имеет смысл. Так предложение «снег бел» - имеет смысл, предложение «мир – материален» не имеет смысла.

б) проверка предложения на истинность, в процессе сопоставления его с чувственным опытом. Например: температура данного тела = 60 градусов;

температура человеческого тела = 37 градусов;

След-но, данный предмет для человека – горячий

4. Принцип конвенционализма – в основе научных теорий, аксиом, законов лежит конвенция (соглашение) между учеными. Этот принцип был сформулирован в связи с появлением неевклидовых геометрий. Основатель конвенционализма французский физии Пуанкаре, считал аксиомы геометрии лишь удобными условностями. Затем принцип был распространен и на физические теории, например, принцип инерции – это тоже произвольное соглашение.

5. Принцип физикализма был выдвинут в 30-е годы ХХ века. Он требовал перевода всякого знания на терминологию физики. Считалось, что это обеспечит успех в любой области научного знания

АНАЛИЗ ПРОТОКОЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВЕНСКОГО КРУЖКА.

Попытка найти основания науки в языке науки свойственна Венскому кружку, основанному в 1922 году на базе философского семинара руководителем кафедры философии Венского университета Морицом Шликом (1882-1936).

Основания научного знания – «непосредственно данное», которое фиксируется в протокольных предложениях как исходных элементах утверждений. Они обладают многими достоинствами: выражают чистый чувственный опыт субъекта; нейтральны по отношению ко всему остальному знанию; гносеологически первичны; абсолютно достоверны; в их истинности нельзя сомневаться.

Первое требование, входящее в основание науки – это унификация языка, то есть построение единого языка науки при помощи символической логики. Это требование призывало изгнать из языка науки все «псевдонаучные утверждения», как-то: двусмысленности обыденного языка, философские суждения. Это породило большой интерес к логике.

Второе требование – признание гносеологической первичности результатов наблюдения. Все подлинно научное знание должно быть сведено (редуцировано) к «чувственно данному». Все знания необходимо подвергнуть критике согласно принципу верификации, то есть знание должно быть подтверждено. Все, что нельзя свести к чувственно данному, например, утверждения логики, математики - это всего лишь схема рассуждений. Законы природы также должны быть представлены согласно правилам языка науки. Позднее все это оценили как узкий эмпиризм.

ИТАК: строился эмпирический каркас науки; он строился на предложениях, истинность которых устанавливалась наблюдением, и в ней не следовало сомневаться. Например, «Листья дерева зелены». Таковыми они являются и для Аристотеля, и для Ньютона, и для Эйнштейна.

Вместе с тем, достоверность протокольных предложений ставилась под сомнение а) индивидуальными различиями наблюдателей б) «приборной ситуацией», то есть когда использование прибора может индивидуализировать результаты наблюдения (в зависимости от прибора могут быть разные данные). Все это ставило под сомнение достоверность протокольных предложений. В дальнейшем сами авторы признали, что протокольные предложения потеряли реальный смысл для методологии науки.

В ЦЕЛОМ – Венский кружок (М. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап и др.) можно рассматривать как образец деятельности научного сообщества, направленного на поиск оснований и идеалов науки.

Четвертая форма позитивизма - ПОСТПОЗИТИВИЗМ – его начало связано с выходом в свет в 1959 году книги Карла Поппера (Англия) «Логика научного открытия» и книги Томаса Куна (США) «Структура научных революций». (Этот материал относится и к 21 вопросу)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМА.

  1. Главное внимание следует уделять истории науки вместо анализа ее языка.
  2. Необходимо изучать особенности развития научного знания: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Возможны ли продуктивные контакты между представителями конкурирующих теорий? Каковы критерии выбора конкурирующих теорий?
  3. Смягчается противопоставление между эмпирическим и теоретическим научным знанием. Если логический позитивизм считает, что надежно лишь эмпирическое знание, то постпозитивизм утверждает относительность границ между эмпирическим базисом науки и теориями.
  4. Признается отсутствие жестких границ между наукой и философией и осмысленность философских предложений, бессмысленных с точки зрения логического позитивизма.
  5. Развитие науки происходи не линейно, поступательно, а путем революций, то есть таких преобразований, когда происходит пересмотр фактов, теорий, методов исследования, иначе - всего базиса науки. Важное место здесь принадлежит понятию, выдвинутому Т.Куном - ПАРАДИГМА. Последняя представляет собой совокупность принципов, законов, аксиом, основных научных положений, принятых научным сообществом в качестве базовых, истинных на определенном этапе развития знаний о мире. (Не забыт принцип конвенционализма). Например, принципы евклидовой геометрии, идеи Декарта, законы механики Ньютона лежат в основе механистической парадигмы.
  6. Важна проблема фальсификации, понимаемая как процедура установления ложности гипотезы или теории. Отказ от предшествующей теории возможен лишь тогда, когда появляется новая теория, обеспечивающая прогресс познания.

ВЫВОД: главное, что сближает всех представителей позитивизма (подавляющее большинство из них – это ученые из разных областей естествознания) – это то, что в центре их внимания, так или иначе, находится НАУКА, научное знание, его ценность, особенности и специфика развития. Поэтому позитивизм часто называют самосознанием науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: