Правосознание и его типы. Критика правового идеализма и нигилизма

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Виды правосознания:

· Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

· Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

· Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

· Массовое — правосознание обширных масс людей.

· Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).


Структура правосознания:

1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

3. Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Функции правосознания:

· Познавательная функция

· Оценочная функция

· Регулятивная функция

· Прогностическая функция (моделирования) (Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения)

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей

Проявление правового нигилизма:

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Правово́й идеали́зм (юриди́ческий фетиши́зм) — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Проявление правового идеализма:

Представители правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действий

Крайностями правового нигилизма (идеализма) по источникам права являются:

1) с одной стороны, конституционный нигилизм (идеализм),

2) с другой стороны, доктринальный нигилизм (идеализм).

Как следствие, упрощённо:

- конституционный нигилизм = доктринальный идеализм,

- конституционный идеализм = доктринальный нигилизм.

Как конституционный нигилизм, так и доктринальный нигилизм могут быть следствием слабоумия, низкого уровня знаний.

Все дети изначально – тотальные нигилисты. Следующей ступенью развития является овладение доктриной (например, домостроем, научным коммунизмом, культурологией и т.д.). Познание и понимание законодательства – следует далее.

Если человек закончил вуз, то его конституционный нигилизм может быть следствием доктринального идеализма.

Доктринальный нигилизм не влечёт конституционный идеализм, поскольку последний выше по уровню познания. Доктринальный нигилист может быть тотальным нигилистом.

Конституционный нигилист может быть также доктринальным нигилистом.

Пример конституционного идеализма – признание текста конституции как высшего свода норм, правил, значений слов/понятий и т.п.

Пример доктрины – богословская религия, наукообразная религия: учение о коммунизме, дианетика, культурология, теория государства и права (ТГП) и т.п. и т.д.

Пример доктринального идеализма – признание текстов Библии, Корана, Аристотеля, Ницше, Ожегова, Бахтина, латыниной, любое ФИО автора учебника по ТГП и т.п., любое другое ФИО как высшего свода норм, правил, значений слов и т.п. То есть доктринальный идеалист, чтобы проверить значение слова «общество», лезет не в ГК РФ, как конституционный идеалист, а в словарь Ожегова и прочих латыниных.

Пример конституционного нигилизма (нередко = доктринального идеализма) – утверждение, что в СССР была фобия на слово «демократия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: