РАДЮШ ПАвел

Новополоцк

Оглавление

1.Введение………………………………………………………….… 3

2.Литература……………………………………….………………....4

2.1Межвоенное время………………………………………………..4

2.2Послевоенное время………………………………………………5

3. Живопись………………………………………………………..….6

4. Периодические издания ………………………………………….9

5.Музыка………………………………………………………….….10

6.Заключение………………………………………………………...17

7.Список литературы ……………………………………………….18

1.Введение

20-е годы XX века традиционно считаются периодом возрождения, бурного развития, расцвета белорусской художественной культуры. С этим утверждением трудно спорить. Однако чем пристальнее проанализировать документы тех лет, тем явственнее видна двойственность, противоречивость «золотого десятилетия» белорусской культуры. Действительно, в этот период на Беларуси шло становление профессиональной художественной культуры: развивались театр, музыка, изобразительное искусство, возникло белорусское кино, появились первые художественные учебные заведения. Особенно заметные перемены происходили в художественной литературе. Литературная жизнь Беларуси в 20-е годы отличалась удивительным динамизмом: появились новые имена, новые направления, новые жанры, шло освоение новой тематики и распадались творческие организации, объединявшие писателей, поэтов, критиков. Однако документальные материалы явственно свидетельствуют о том, что стремительное наращивание «литературного дела», как, впрочем, и других отраслей белорусской художественной культуры, протекало в определенных рамках, установленных партией большевиков и государством «диктатуры пролетариата». Следует заметить, что в 20-е годы эти рамки были довольно широки, а в самом партийно-государственном аппарате существовали разные точки зрения на формы и методы руководства литературой и искусством. Эти разногласия нашли выражение в двух тенденциях — национально-демократической и авторитарно-бюрократической, проявившихся в литературно-художественной политике партийных и государственных структур БССР.

2.Литература.

2.1 Межвоенное время.

В 1920-х годах после образования БССР (1919) литературная жизнь особенно группировалась вокруг журналов «Маладняк» (1923—1928) и «Узвышша» (1926—1931), издававшимися одноименными литературными организациями. Кроме поэтов и прозаиков старшего поколения (Янка Купала, Максим Горецкий, Владислав Голубок,Змитрок Бядуля, Якуб Колас), в белорусской литературе активно заявили о себе поэты Михась Чарот, Владимир Дубовка, Алесь Дудар, прозаики — Тишка Гартный,Михась Зарецкий, Кузьма Чорный.

Белорусская литература развивалась и за пределами БССР — в Западной Белоруссии, Каунасе и Праге (Михась Машара, Пилип Пестрак, Казимир Сваяк, Валентин Тавлай, Максим Танк).

В 1934 году был образован Союз писателей БССР, доминирующим направлением в литературе стал социалистический реализм.

Значительные потери белорусская литература понесла во второй половине 1930-х годов, когда во время большого террора погибло множество молодых талантливых поэтов и писателей: Алесь Дудар, Михась Зарецкий, Тодор Кляшторный, Валерий Моряков и многие другие. «Чёрной» для белорусской литературы стала ночь с 29 на30 октября 1937 года, когда были расстреляны 23 молодых поэта. О многих из них оставил воспоминания в книге «Далёкое, но не забытое» (белор. «Далёкае, але не забытае», 1988 год) Павел Прудников, которому также довелось пережить заключение в ГУЛАГе. Репрессированы были также Владислав Голубок, Владимир Дубовка,Лариса Гениюш и многие другие.

2.2 Послевоенное время

После Великой Отечественной войны главными темами белорусской литературы стали военные события, послевоенная деревня: повести Янки Брыля, Ивана Мележа,Ивана Шамякина. Особое место в белорусской литературе занимает творчество поэтов-фронтовиков, в котором раскрываются темы мужества, подвига, жертвы, патриотизма (Алексей Пысин, Аркадий Кулешов). Со второй половины 1960-х годов в белорусской прозе стали подниматься проблемы морального выбора, свободы творчества (Василь Быков, Владимир Короткевич, Андрей Макаёнок, Иван Пташников.

C конца 1980-х гг. в белорусской литературе развивалась тема сталинских репрессий. В произведении Василя Быкова «Знак беды» (белор. «Знак бяды», 1985 г.) прослеживается трагическая связь между коллективизацией, репрессиями и положением на фронте. Целиком этой теме посвящены его позднейшие рассказы («Жёлтый песочек» (белор. «Жоўты пясочак») и др.).

С эпохой гласности стали доступны дневники Ларисы Гениюш, в которых запечатлены её лагерные годы[1]. Автобиграфический характер носят повести Павла Прудникова «Ежовые рукавицы» (белор. «Яжовыя рукавіцы») и «Северный ад» (белор. «Паўночнае пекла»)[2] в книге «За колючей проволокой» (белор. «За калючым дротам», 1993 г.). Ярким антисталинским духом наполнены его поэмы «Таймыр» (белор. «Таймыр»)[3] и «Каждый второй» (белор. «Кожны другі»)[4]. В планах писателя было также осветить ещё одну острую тему — проблему возвращения бывшего политзаключённого назад в общество, — но он не успел опубликовать уже написанные произведения.

3.Живопись

Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требовала показать триумф партии гениальность «отца» всех народов. Краевиды разных мест, жизнь простых людей становились ненужными. Со связанными руками художники не могли раскрыть свой талант, свое видение окружающего мира. Шла нивелировка таланта, терялся профессиональный уровень, набирала мощь тенденция денационализации изобразительного искусства.

Партийное руководство требовало от художников показа жизни с пафосом динамизма, монументальности прославления высшего руководства. Тех кто стоял в стороне от этого, подвергали критике как со стороны партийного руководства, так и со стороны союза художников, которое было избрано на первом съезде художников в январе 1938 года. Съезд подчеркнул необходимость заниматься вопросами современности, создавать тематические произведения.

Чтобы оправдать звание настоящего советского художника, нужно было приспосабливаться, иначе, нависала угроза лишится жизни. Даже самые талантливые художники вынуждены были писать то, о чем говорила официальная пропаганда. В конце 30-х годов в их полотнах все больше места занимал тематический жанр, посвященный революции, гражданской войне, показав в этих событиях роли «отца» народов. Отображению исторического жанра способствовала подготовка к выставке, которая проводилась в дни Декады белорусского искусства в Москве.

На выставке были представлены полотна Я. Зайцева «Выступление Красной Армии в Минске в 1920 году», М. Манасзона «Выступление М.И. Калинина перед рабочими Минска в 1919 году», и «Встреча советских танкистов в Западной Белоруссии. 1939 г.», Галины Данальской «Польские оккупанты» и др.

В условиях послевоенного идеологического нажима развивалось изобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поиск темы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, а борьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы или исторического события. Но и таких условиях создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства.

Основной темой многих живописцев в послевоенный период является отображение подвига народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. С первых дней войны мастера изобразительного искусства посвятили свое творчество показу героического подвига фронтовиков, партизан. Историческую ценность имеют многочисленные серии фронтовых рисунков, исполненных с натуры. Находясь в партизанских отрядах некоторые художники не бросили кисти. Более 40 антифашистских плакатов, 70 рисунков и акварелей (зарисовки боевых операций, портреты партизан) сделал художник Николай Гутнев.

Между боями художник Павел Гавриленко написал картины «Прорыв немецкой обороны» (1943 г.), «Партизаны на Полесье» (1944 г.), «Портрет мальчика-партизана» (1943 г.) и др. Произведения Белорусских художников созданные в военные годы были представлены на выставке организованной в 1944 году в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи. В ней участвовало более 30 живописцев, скульпторов, графиков.

Белорусские художники продолжали работать в условиях постоянного идеологического давления и навешивания ярлыков. Особенных масштабов покушение на свободу творчества достигло в годы борьбы с космополитизмом. Так художник Евгений Красовский критиковался за то, что в создании картин шел «не от содержания, а от формальных моментов, от палитры, от получения светотени». Время показало предвзятость критики. Художник оставил потомкам чудесные пейзажи белорусской природы, среди которых выделились «Беловежская пуща» и «Вязынка» (1947 г.), «На Березине» (1954 г.), «Яхты на причале» (1955 г.) и др. Психологической проникновенностью, неповторимостью характера, внешнего облика и внутреннего света личности выделяются портреты «Партизан Петр Каше» (1946), художника М Филипповича (1946 г.), народного артиста СССР Б. Платонова (1947 г.).

Постоянная критика, идеологический нажим способствовали тому, что для многих полотен была характерна вымышленная монументальность, надуманность композиции, парадность, официальность. Это касалось, например, большой картины Исаака Давидовича и Евгения Тихоновича «Слава великому Сталину» (1956 г.). Многофигурная композиция показывает парад физкультурников Белоруссии на Красной площади в Москве. Картина представляет собой образец парадной живописи, внутренней безличности и стандартизации образов советской молодежи.

На огромном полотне Натана Воронова «По поручению ленинского ЦК РКП(б)» Минск. 1919 год» (1953 г.) показан общий интерес массы солдат и железнодорожников, вызванный приездом Сталина. К нему художник поворачивает весь народ, показывает зрителю спины. Судьба народа, его героическая жизнь в тяжелых условиях военной разрухи осталась за гранью потуг художника.

4.Периодические издания Беларуси

Реорганизация деятельности печати в соответствии с требованиями военного времени. События первых дней войны в отражении белорусских газет. Выход агитплаката «Раздавiм фашысцкую гадзiну». Публицистическая деятельность белорусских поэтов и прозаиков Я. Купалы, Я. Колоса, К. Чорного, М. Танка, П. Бровки, К. Крапивы, А. Астрейко и др.

Издание газеты «Савецкая Беларусь» на белорусском языке возле г. Орла. Распространение газеты на оккупированной территории Беларуси. Редакционный актив издания. Идейное содержание газеты, отражение на ее страницах партизанского движения.

Газета «За Савецкую Беларусь» и ее редакция. Газета «За Свабодную Беларусь». Памфлеты и фельетоны К. Крапивы, К. Чорного, И. Гурского, П. Глебки, М. Машары. Возобновление выпуска областной газеты «Вiцебскi рабочы» и ее роль в развертывании партизанского движения.

Подпольная и партизанская печать и ее идейная борьба с коллаборационистскими изданиями на территории Беларуси. Издание подпольной газеты «Звязда» в оккупированном Минске. Распространение подпольных и партизанских изданий и листовок. Общая характеристика подпольных газет.

Развертывание сети подпольной и партизанской печати во второй половине войны. Газеты подпольных обкомов партии. Газеты«Звязда» и «Чырвоная змена» в зоне партизанских соединений. Издание рукописных журналов в партизанских отрядах. Роль подпольной и партизанской печати в мобилизации белорусского народа на борьбу с захватчиками.

5.Белорусская музыка

Музыкальное искусство Белоруссии сформировалось на основе национальной музыкальной культуры. И сейчас оно продолжает развиваться в русле сохранения национальной музыки, классической традиции, а также популярных в мире стилей и направлений.

Расцвет белорусской культуры и музыки начинается с конца XIX в.: открываются белорусские музыкальные школы, народные консерватории, театры. Во второй половине XX в. начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки: сочинения известного пианиста и композитора XIX в. А.И. Абрамовича основаны на белорусских мелодиях.

В 1927 г. был основан Государственный симфонический оркестр БССР, в 1930 г. – Государственный народный оркестр БССР, в 1933г. – Белорусская студия оперы и балета, в 1932 г. – Белорусская консерватория, в 1937 г. –Белорусская филармония, в 1938 г. – Союз Композиторов БССР. В 1940 г. был организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г.Р. Ширмы.

Ведущими музыкальными коллективами Белоруссии в настоящее время являются Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича. Конечно, невозможно не вспомнить и такие музыкальные коллективы, как вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры» и другие популярные музыкальные коллективы, но наша статья посвящена классической музыке, поэтому другие темы мы развивать в ней не будем.

Ежегодно в Белоруссии проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей: «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль, фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», фестиваль старинной и современной музыки в Полоцке и другие. Самым известным белорусским музыкальным фестивалем является «Славянский базар в Витебске».

Николай Ильич Аладов (1890-1972)

Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

Его музыкальное образование ограничилось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 г. поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Исаак Исаакович Любан (1906-1975)

Родился в Могилёвской губернии. Окончил музыкальный техникум в Минске по классу композиции. Работал художественным руководителем Белорусского радио, в 1937-1941 гг. – художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Белорусской филармонии. Участник Великой Отечественной войны. С 1945г. жил в Москве.

Является автором сюиты «Граница в песнях» (сл. П. Бровки, П. Глебки, И. Шаповалова), пьес для цимбал и баяна, песен для хора, солистов и вокальных ансамблей, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам (в том числе к кинофильму «Часы остановились в полночь», 1958).

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

А.В. Богатырёв является автором двух опер: «В пущах Полесья» (по повести Я. Коласа «Дрыгва», постановка 1939 г.) и «Надежда Дурова», которую поставил в 1946 г. Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества.

Является автором ораторий, кантат, фортепианного трио, сонат для скрипки и фортепьяно, для виолончели и фортепьяно и для фортепьяно.

Пётр Петрович Подковыров (1910-1977)

Советский белорусский композитор. Окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции, где долгие годы преподавал.

Автор оперы «Павел Корчагин» (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»), кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра «Пионерский костёр мира» (слова Э. Огнецвет, 1951), кантаты «Баллада о четырех заложниках» (слова А. Кулешова, 1954), 3 симфоний, многочисленных произведений для фортепьяно, гобоя, флейты, кларнета. Писал музыку к драматическим спектаклям, делал обработки белорусских народных песен.

Лев Моисеевич Абелиович (1912-1985)

Белорусский советский композитор. Учился у известных композиторов В. А. Золотарёва и Н. Я. Мясковского.

Создал 4 симфонии, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианный цикл «Фрески», вокализ памяти Д. Шостаковича. Он является автором вокальных циклов, хоров, песен, романсов, музыки к радиоспектаклям. Писал музыку на стихи белорусских поэтов Я. Коласа, М. Танка, А. Мицкевича, М. Богдановича.

6.Заключение

Таким образом, исследовав данную тему, мне хочется сказать, что литература времён войны достаточно ярко описывает все события - это на мой взгляд достиглось тем, что многие поэты непосредственно участвовали в боях за свою родину, они сами пережили все те моменты которые в дальнейшем описывали в своих произведениях. В произведениях описывающих военные годы достаточно ярко выражаются и раскрываются темы мужества, подвига, жертвы, патриотизма. Как в литературе так и в живописи военных лет отражены все проблемы того времени. Художники изображали подвиги народа, показывали всю храбрость и упорство людей. Во многом храбрость и упорство, с моей точки зрения, придавали и периодические издания тех времён. Они несли с собой много информации, в которой нуждались люди. В газетах и журналах рассказывалось о храбрых поступках солдат, которые сражались за свою Родину, и это придавало больше бодрости и патриотизма людям. В музыке военного времени так же отражены героические поступки солдат, многие из Белорусских композиторов были на фронте, и им достаточно хорошо получилось отразить все события в своих произведениях.

Вообще, я считаю, что в годы войны Белорусское искусство получило не малый прорыв, и достаточно сильно повлияло на бодрость духа Белорусских граждан, оно дало большую поддержку в годы войны и сумело объединить всех людей в одно целое для достижения общей цели.

7.Список литературы

http://www.docme.ru/

http://www.refsru.com/

http://www.0zd.ru/

http://www.classic-musik.com/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: