В соответствии с Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 26.01.2000:
– авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных объектов;
– инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего закона и иных актов законодательства РБ, а также нормативных технических документов, установивших правила ведения работ на опасных производственных объектах.
Инциденты классифицируются следующим образом:
- отказ I степени;
- отказ II степени;
- повреждение I степени;
- повреждение II степени;
- нарушение.
Отказы характеризуются внезапной остановкой работы технических устройств или технологических систем и отличаются характером последствий и временем прекращения функционирования производственного объекта.
|
|
Повреждения характеризуются внезапным проявлением неисправностей технических устройств или технологических систем, требующих внепланового вывода объекта в ремонт, также отличаются характером последствий, временем и затратами на их устранение.
Порядок проведения расследования, оформления и учета аварий и инцидентов на производственных объектах регламентируется следующими документами:
1) Положение о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 9);
2) Инструкция по техническому расследованию причин и учету аварий и инцидентов, происшедших при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, не повлекших за собой несчастных случаев, утвержденная Проматомнадзором при МЧС Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями от 13 февраля 2003 г.);
3) Типовая инструкция по расследованию и учету нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и тепловой энергии (утвержденная Минэнерго СССР от 12 июля 1989 г.);
4) Положение о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений на территории Республике Беларусь (утверждено постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. № 11).
Наряду с указанными документами Министерством по чрезвычайным ситуациям установлен порядок расследования причин пожаров.
Согласно Положению о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах
|
|
(утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 9) в случае аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:
- незамедлительно сообщает об этом Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматом-надзор), вышестоящим по подчиненности организациям, республиканским органам государственного управления (иным государственным организациям, подчиненным правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органам, а при авариях, сопровождающихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает в территориальные органы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь;
- при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, незамедлительно сообщает об этом также другим органам и организациям согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30;
- сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии, сохранению жизни и здоровья людей;
- осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; принимает меры по защите окружающей природной среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
- представляет в комиссию по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
В случае инцидента на опасном производственном объекте организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, направляет сообщение об этом Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзор) для решения вопроса о порядке проведения его расследования.
Аналогичные требования к нанимателю предусмотрены и в случаях аварий на других производственных объектах.
Целью технического расследования аварии является установление причины аварии и предложение мер по устранению ее причин, предупреждение возникновения подобных аварий.
Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем Проматомнадзора. В состав комиссии включаются представители местного исполнительного и распорядительного органа и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; вышестоящего по подчиненности органа или организации и других представителей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Комиссия создается на основании приказа Проматомнадзора по согласованию с организациями, представители которых включаются в состав комиссии.
Комиссия по техническому расследованию причин аварий должна в срок не позднее 10 дней после ее создания провести указанное расследование и составить акт расследования, а также оформить другие документы и материалы, предусмотренные указанным Положением.
|
|
В ходе расследования комиссия:
- проводит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;
- взаимодействует со спасательными подразделениями;
- опрашивает и получает письменные объяснения от очевидцев, должностных лиц и других работников;
- выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины возникновения;
- выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
- выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, других нормативных правовых актов по охране труда;
- проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
- проверяет качество принятых проектных решений;
- проверяет соответствие области применения оборудования;
- проверяет наличие и определяет исправность средств защиты до аварии, сверяет квалификацию обслуживающего персонала;
- устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опросов очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;
- определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;
- предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
- требует определения размера причиненного вреда, включающего прямые экономические потери и косвенные потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.
Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Время работы комиссии Проматомнадзором может быть увеличено в случаях сложного характера аварии, необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.
|
|
Инциденты на опасных производственных объектах расследуются по общему правилу организацией, эксплуатирующей эти объекты. Вместе с тем Положением предусмотрено, что в определенных случаях расследование инцидентов осуществляется с участием или под руководством представителя Проматомнадзора.
Организации должны анализировать причины аварий и инцидентов и не менее одного раза в 6 месяцев представлять в Проматомнадзор и свою вышестоящую организацию сведения с аналитической запиской, где должны быть указаны намечаемые меры по устранению причин аварий и инцидентов, полнота и своевременность их выполнения.