Эмпириокритицизм (махизм)

Позитивизм на втором этапе своего развития получил название «эмпириокритицизм» («критическое иссле-дование опыта»), или «махизм», — по имени его основоположника и виднейшего представителя австрийского физика и философа Э. Маха (1838—1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты Р. Авенариусом (1843—1896).

Появление и популярность эмпириокритицизма связаны с рядом проблем, обнаружившихся с ростом естественных наук. Бурное развитие в XIX в. химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя «объяснительная модель» утратила свой универсальный характер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологические и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир. Особое влияние на становление махизма оказал «кризис в физике» На рубеже XIX—XX вв. Так, традиционное отождествление материи с веществом, состоящим из неделимых атомов, делало непонятным статус электромагнитных полей, которые явно не являются веществом, а значит, получалось и материей. Открытие радиоактивных элементов, для которых наблюдается уменьшение массы (переход вещества в излучение), привело физиков к выводу: «материя исчезла». К этому же выводу подталкивало и открытие сложной структуры атома (был обнаружен электрон и ядро атома). Махизм преодолевал кризис в физике за счет того, что объяснительная часть науки была вообще объявлена «ненаучной». Если Конт полагал, что наука должна на базе фактов искать «скрытые причины» происходящих явлений, то Мах считал необходимым вообще отказаться от принципа причинности, заменяя его понятием функциональной зависимости признаков рассматриваемых явлений. Задачу науки он видел

в описании и классификации фактов, т.е. в регистрации взаимосвязи их признаков.

- ический). Именно это деление опыта, не имеющее научного обоснования, приводит к появлению

различных метафизических учений (как материалистических, так и идеалистических), и — как следствие —

к бесконечным и бессмысленным спорам между ними.

Отказываясь от этого деления, мы понимаем: то, что обычно считается вещью внешнего мира, есть всего

лишь «комплекс ощущений», а то, что стоит за этими комплексами и их вызывает, нам не доступно, и

потому любые рассуждения об этом ненаучны. Отсюда, «атом», «субстанция», «материя» и т.п. есть столь

же ненаучные понятия, как и кантовская «вещь-в-себе».

Мах отказывается и от ньютоновских понятий абсолютного пространства и времени, и от ньютоновской

трактовки движения. Вместо этого он предлагает собственный «принцип относительности», согласно

которому движение любого тела может быть определено только относительно других тел1

.

Неопозитивизм — одно из основных направлений западной философии XX в. Возникновение неопозитивизма как особого направления связано с деятельностью Венского кружка, возглавляемого М. Шликом (1882—1936); как идейное и организационное единство неопозитивизм сложился к 1930 г. В неопозитивизме на первый план выдвинулась проблема анализа языка науки, выразимости в языке всякого осмысленного и, в первую очередь, научного знания. В рамках неопозитивизма развивался и достиг наибольших успехов логический1

позитивизм, почему неопозитивизм часто отождествляют с последним.

В это время к логике было привлечено особое внимание, и одной из важнейших причин этого было открытие и осознание ряда парадоксов (неразрешимых противоречий). Начало этим исследованиям положил кризис в математике на рубеже XIX—XX вв. Первый шаг к нему был сделан во второй половине XIX в., когда немецкий математик Г. Кантор обнаружил, что математика, всегда считавшаяся образцом строгости, на самом деле «висит в воздухе», не имея строгого обоснования. Например, неясным оставалось определение такого фундаментального для математики понятия, как число. С целью обоснования математики Кантор создал свою теорию множеств (названную позднее «наивной»). Однако пребывание в

«канторовском раю» скоро закончилось, когда выяснилось, что эта теория множеств допускает парадоксы. Следующим шагом стало открытие логических парадоксов, что оказалось еще

более серьезным, так как логика лежит в основе математических рассуждений и доказательств.

В развитии логического позитивизма важнейшую роль сыграла концепция логического атомизма, основы

которой были заложены в начале 1920-х гг. английским математиком и философом Б. Расселом (1872—

1970) и немецким философом Л. Витгенштейном1

(1889—1951). Принимая тезис махизма о том, что

достоверным знанием является только чувственный опыт — «факты переживания», неопозитивисты

пришли к выводу, что по-настоящему научными являются только простые предложения, которые

фиксируют этот опыт (иначе говоря, это предложения, истинность которых проверяется на практике); это

так называемые «протокольные», или «атомарные», предложения.

Но уже в 1930-е гг. позитивисты осознали, что в основу науки нельзя положить предложения, описывающие

только чувственный опыт и переживания субъекта, и перешли к концепции физикализма, в которой

базовым признается «вещный язык». На этом языке описываются физические явления внешнего мира,

чувственно воспринимаемые субъектом, а не его личные переживания. Так, например, на языке личных

переживаний мы в соответствующей ситуации можем только сказать: «Мне холодно», «Мне жарко».

«вещном языке» мы уже можем сказать: «Стрелка (или столбик жидкости) на градуснике находится у

отметки +23 градуса». Но и на этом языке предложение «Температура воздуха сейчас +23 градуса» не

является протокольным, так как содержит понятия (теоретические конструкты) «температура» и «градус»,

не являющиеся непосредственно воспринимаемыми вещами.

Однако вскоре позитивисты обнаружили, что, пользуясь только протокольными предложениями,

невозможно построить систему научного знания, поэтому множество научных предложений расширяется с

помощью принципов верификации и редукции. Согласно принципу верификации подлинно научными

являются только те предложения, истинность которых проверяема на практике, а такими являются только

протокольные предложения и те, которые сводимы (редуцируемы) к протокольным. Редукция к

протокольным предложениям является правильной, если и только если она проводится по правилам логики

(правилам вывода)

В основном эти идеи разрабатывались им в «Логико-философском трактате», изданном в 1921 г.

Согласно этому происходит построение формул в формализованных искусственных языках современной логики и математики.

Все остальные предложения признавались не просто ненаучными, а провозглашались неправильно

построенными, а значит, к ним вообще не применимы характеристики «истинное» или «ложное»1

Отсюда следовал радикальный вывод: прежняя философия (метафизика) является ненаучной,

поскольку оперировала неправильно построенными предложениями.

Однако скоро выяснилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом,

провалилась, поскольку его методологические основания являются несостоятельными. Так, сам

принцип верификации оказался неверифицируемым, а значит (согласно этим критериям), и

ненаучным.

Судьба учения. В 1950—1960 гг. неопозитивизм подвергся особенно основательной критике и

начал терять свое положение одного из ведущих направлений современной философии, а после

1960 г. он перестает существовать как самостоятельное направление. На смену ему пришел

постпозитивизм — в форме лингвистической, а затем аналитической философии.

Постпозитивизм

Постпозитивизм (букв. «после позитивизма») возник как критическая реакция на логический

позитивизм.

Главным объектом критики стала при этом «догма эмпиризма». В частности, представители

постпозитивизма показали, что «эмпирические» и «теоретические» термины языка невозможно

строго разграничить. И даже термины «вещного» языка всегда несут «теоретическую нагрузку»,

т.е. их смысл зависит от научных теорий, используемых для изучения соответствующих явлений и

процессов. Как и в позитивизме в целом, в постпозитивизме важное место занимают проблемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: