Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.)

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. преобладают различные варианты парадных портретов. Большой, в рост‚ близкий к размеру натуры парадный портрет в русской живописи имел к тому времени длительную историю. Главной задачей такого портрета было возвеличение и прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом торжественном виде, а обстановка и атрибуты, сопровождавшие его, красноречиво свидетельствовали о значимости его особы и его деяний. При этом модель выступала в строго определенной социальной роли: монарха, военачальника, государственного деятеля.

Так называемые «Смолянки» («Смольнянки») — цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт), выполненный Дмитрием Левицким в 1772—76 годах.

Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного императрицей в 1764 году.

Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой

Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу — символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным.

Александра Левшина

Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.

Портрет Н. С. Борщовой

Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что в её правой руке присутствует анатомическая ошибка).

Портрет Демидова(Двести лет назад по улицам Москвы часто проезжала оранжевая карета, запряженная шестернею. Две лошади маленькие. Две огромные. И две совсем крошечные. На самой высокой лошади сидел верхом лакей-карлик. На самой маленькой - лакей огромного роста, его ноги волочились по земле. Но никто не смеялся. Все почтительно глядели на сидящего в карете человека с некрасивым умным лицом. Это был один из богатейших людей в России - Прокофий Акинфиевич Демидов.)

Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Но вместо расшитого золотом, увешанного орденами и лентами кафтана, вместо пудреного парика на нем домашний халат и колпак. Движение руки Демидова тоже величественно, как у полководца, который, показывает на поле боя. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами. И на столе перед ним не шлем и не шпага полководца, не свернутые свитком государственные бумаги, а ученый труд по ботанике, луковица какого-то цветка и лейка.

Зрителям понятно, что человек на портрете Левицкого занимает высокое положение, но живет не но общим правилам, а по-своему.

Екатерина Вторая- Законодательница

В этом портрете хорошо проявляются черты зрелого классицизма, ведущего стиля того времени. Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанность, пластичность скульптурных форм, и использование аллегорических приемов. Портрет изображает императрицу в белой, отливающей серебром атласной одежде, будто античную женщину, с величественно-плавными движениями и приветливой улыбкой. Она торжественна и прекрасна. Это образ идеального руководителя государства. Сдвинутый ковер, бледно-желтые переливы ломкого атласа, горностаевая мантия за правым плечом создают величественный эффект.

"Екатерина-Законодательница" – это портрет-идея.

Портрет относится к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.

Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям, обтекающим фигуру пышными ниспадающими складками. Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св. Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных.

Портрет Марии Дьяковой (дочь прокурора Сената)

один из самых сокровенных образов, созданных Дмитрием Григорьевичем Левицким. Он выражает и радостную светлую любовь художника к жизни, и упоение живописца чувственной красотой мира. Эти качества, свойственные многим работам Левицкого, в «Портрете М.А.Дьяковой» проявились по-особому; здесь отсутствует даже намек на позирование. Портрет словно отражает благоговение художника перед открывающейся полнотой жизни, ясной озаренности молодой души.

Всё в картине спокойно, естественно, непринуждённо. Но разворот фигуры, задумчивое склонение головы, широкий беспрепятственный поток света, осеняющий лицо, стройная перекличка нежных красок таят в себе богатые потенциальные возможности движения. В этом портрете идеал эпохи, грезящей о совершенстве естественного человека, совпал с живой человеческой конкретностью. Портретируемая не наделяется высокими качествами, не предстаёт тем, кем она хотела бы быть или кем её хочет видеть общество, но проявляется во всей своей живой подлинности.

Мария Львова(фамилия мужа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: