Общая характеристика ФЗ «О финансовом оздоровлении с/х товара производителей

50.Договор контрактации с/х продукции .

Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть ис­пользованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы дого­воры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами со­ответствующих глав и параграфов ГК РФ.

Представляется, что понятие “аграрные договоры” шире понятия “сельскохозяйственные договоры”. К группе аграрных договоров, помимо сельскохозяйственных, нередко относят договоры на переработку готовой сельскохозяйственной продукции, заключаемые между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, например, договоры на переработку зерна в муку.

Чем обусловлено использование разных видов договоров для реали­зации сельскохозяйственной продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи сельскохозяйст­венных предприятий.

Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйст­венной продукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи - они используются, если речь идет о реализации уже произ­веденной сельскохозяйственной продукции и сырья.

В тех же случаях, когда предметом договора является еще не выра­щенная, не произведенная, реально не существующая, а только, можно сказать, будущая продукция, заключаются специфические договоры, ко­торые в нашей стране получили название договоров контрактации. До­словное объяснение этого термина звучало бы примерно как “договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однако здесь дело не в терминах.

Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура и производственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговой сети позволили создать систему дли­тельного хранения и переработки больших объемов сельскохозяйствен­ной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики, занимаю­щаяся промышленной переработкой этого сырья и производством про­довольствия. Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабиль­ного обеспечения продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного производства. С другой стороны, сельскохозяй­ственные товаропроизводители - как средине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производства также были заинте­ресованы в существовании системы гарантированного сбыта своей про­дукции.

Такие экономические условия естественно привели к формированию специфического договорного института, который, например, в дореволюционном русском праве назывался договором запродажи, а в совет­ской юридической терминологии именовался договором контрактации.

Закупки для государственных нужд, т. е. закупки сельскохозяйственной продукции для образования федерального и региональных продовольственных фондов, осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения о размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующих расчёт и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Суть этого договора состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта - непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъек­тов - производителя такой продукции и, как правило, специализиро­ванного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключе­ния такого договора самого его предмета еще не существует - эта про­дукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не состри­жена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора кон­трактации - это “будущие вещи”.

Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязатель­ство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйст­венную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегу­лированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответ­ствующие нормы о договорах поставки или поставки для государствен­ных нужд.

Сообразуясь с частноправовыми началами гражданского законода­тельства, коммерческая практика отказалась от изживших и дискреди­тировавших себя командно-административных методов в сфере реализа­ции сельскохозяйственной продукции. Все это является поводом для полного отрицания практического значения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйст­венную продукцию по договорам купли-продажи, закупки, поставки и ко­миссии.

Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государ­ственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем догово­ра контрактации и не употребляет само понятие этого договора как пра­вового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целе­вых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снаб­жение населения продовольствием. Договоры закупки и поставки высту­пают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резе­рвов, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реа­лизуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.

Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юриди­ческий состав: государственный заказ и договор, который служит сред­ством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйст­венных коммерческих организаций как юридически и экономически обо­собленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.

Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсо­бное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организа­ции. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состо­ит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акцио­нерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизо­ванного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйст­во или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйствен­ного товарищества.

При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели ещё одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Главная особенность субъектного состава этого обязательства со­стоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъ­ект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную про­дукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.

Вторая сторона договора закупки и поставки - потребитель (поку­патель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и ре­гиональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сель­скохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреж­дения и организации независимо от форм собственности.

На рынке продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицен­зирования на осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федераль­ного и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанав­ливается Правительством Российской Федерации и органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средст­вом организации хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и специализированными коммерческими орга­низациями и заключается во исполнение государственного заказа, кото­рым определяется перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и регио­нальные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерчес­кие (хозяйственные товарищества и общества, производственные коопе­ративы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).

В настоящее время функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпора­ции, которые создаются на основе соглашений между субъектами Рос­сийской Федерации.

Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальной правоспособностью, обладает правами и обязанностями, которые связаны с формированием и организацией продовольственных фондов, осуществлением товарных операций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия, размещением на конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов товарных интервенций.

В круг основных задач государственных заказчиков входят:

- выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

- определение конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок и поставок продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

Согласование с потребителями (покупателями) ассортимента, объёмов и сроков поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Государственные заказчики гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату продукции, сырья и продовольствия для государ­ственных нужд по ценам и в сроки, которые определены договорами.

Договор контрактации, закупки - это обязательство, в силу кото­рого одна сторона - товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйст­венной продукции (сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское) хозяйство или гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется произвести с соблюдением определен­ных технологических, агротехнических и экологических требований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта продукция сдается в федеральный и региональные фонды с передачей ее в собственность либо Российской Федерации, либо субъектов Российской Федерации, то законодатель определяет этот договор как закупку. Если же покупатель (заготовитель) приобретает данную продукцию не для государственных нужд, то здесь используется традиционная для нашего права конструк­ция договора купли-продажи. Другая сторона договора контрактации или закупки - потребитель (покупатель), специализированная коммерческая или некоммерческая организация (хозяйственное товарищество, общество, производственный, потребительский кооператив, другое предприятие, учреждение) обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срок определенную цену.

Предметом договора контрактации или закупки может быть непереработанная сельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрук­ты, овощи, скот, птица, шерсть и т.д. К договорам контрактации или за­купки близки договоры рыболовецких кооперативов, реализующих до­бываемую продукцию. Это договоры на сдачу-приемку рыбы-сырца и морского зверя, предметом которых также является непереработанная продукция - сырье для производства продовольствия.

Переработанная сельскохозяйственная продукция и продовольст­вие реализуются сельскохозяйственными коммерческими организация­ми, перерабатывающими предприятиями, посредническими коммерчес­кими организациями по договорам поставки товаров народного потреб­ления (колбасы, консервы и т.д.) либо договорам купли-продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственной продукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, и продоволь­ствия, кем бы они ни заключались, подчиняются общим правилам Граж­данского кодекса Российской Федерации или о договорах поставки или купли-продажи.

Основные условия договоров, заключаемых сельскохозяйственны­ми коммерческими организациями, определяются по соглашению сто­рон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия пред­писано законом или иными правовыми актами.

По условиям договора закупки сельскохозяйственная коммерческая организация обязана вырастить указанные в договоре сельскохозяйст­венные культуры и продать их потребителю (покупателю) в обусловлен­ном в договоре количестве с соблюдением условий о биологической и товарной сортности. Срок исполнения договора определяется, как пра­вило, не календарной датой, а сроком созревания. В договоре указыва­ется, что хозяйство обязано за 15 дней до созревания урожая известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдаче продукции.

Сельскохозяйственная коммерческая организация обязана соблю­дать все требования технологии при выращивании сельскохозяйствен­ных культур и ветеринарные требования при откорме скота и птицы, про­изводстве молока и т.д.

Включение подобных обязанностей в содержание договора на пер­вый взгляд кажется само собой разумеющимся. Выполнение этих усло­вий прямо влияет на здоровье людей. На практике, особенно в годы с неблагоприятными погодными условиями, сельскохозяйственные ком­мерческие организации нередко допускают передозировку минеральных удобрений или гербицидов, что является грубым нарушением условий договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться от приемки такой продукции. Если же предметом договора является биологически чистая продукция, то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных для человека веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции является нарушением условий договора.

Потребитель (покупатель), обнаруживший при приемке продукции отступление от стандартов по этим условиям, вообще не вправе, с точки зрения административно-правовых норм, обеспечивающих охрану здоровья населения, принимать такую продукцию. Таким образом, как это нередко встречается в хозяйственном законодательстве, реализация прав потребителя (покупателя) по договору является одновременно его административно-правовой обязанностью.

Это пример того, что есть такие сферы хозяйственной деятельности, где использование только экономических методов не может дать необходимого эффекта, так как они не адекватны решаемым проблемам. В подобных случаях единственным решением является применение адми­нистративных методов государственного контроля за качеством продук­ции, в данном случае - продовольствия.

Основная обязанность потребителя (покупателя) - принять предъ­явленную хозяйством продукцию и оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договор закупки, когда речь идет о заготовках продукции в государственные продовольственные фонды, включается условие об обя­занности потребителя (покупателя) принять у хозяйства не только то ко­личество продукции, которое предусмотрено в договоре, но и всю про­дукцию, предъявленную к сдаче данным предприятием. Приемка такой продукции производится на условиях, указанных в договоре. Плодо­овощная и иная скоропортящаяся продукция продается потребителю (покупателю) по дополнительно согласуемым ценам. Гражданский ко­декс Российской Федерации установил обязанность заготовителя при­нять у хозяйства всю предъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх объ­емов данного договора), если она сдается в течение срока действия до­говора и должна быть принята по месту нахождения хозяйства (п. 1 ст.536).

В последнем случае, когда продукция принимается не в хозяйстве, а в ином месте (на мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), у заготовителя возникает не только обязанность принять продукцию, но и отсутствует право отказаться от нее, если продукция соответствует ус­ловиям договора закупки и хозяйство не нарушило условий о сроках сдачи продукции.

Эта особенность закупки отличает ее от общих правил купли-прода­жи, предусмотренных, в частности, ст. 484 Гражданского кодекса, где указано на возможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Для хозяйства выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а для потребителя (покупателя) - наоборот, так как все возможные по­тери и убытки во время транспортировки несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ее приемки - заготовитель, а до приемки - хозяйство).

Действующие правила дают сторонам возможность согласовать место приемки в договоре. Если же в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством, то обязанность ее вывоза лежит на потре­бителе (покупателе).

Цена в договорах закупки определяется по правилам, установлен­ным Методическими рекомендациями по расчету и индексации гаранти­рованных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для го­сударственных нужд, одобренными Министерством экономики Россий­ской Федерации 9 октября 1995 г.

Во-первых, при закупке и поставке сельскохозяйственной продук­ции для государственных нужд применяются государственные закупоч­ные цены, обеспечивающие возмещение материальных затрат и получе­ние дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для рас­ширенного воспроизводства. Он устанавливается ежегодно Правитель­ством Российской Федерации по согласованию с органами исполнитель­ной власти и представителями общественных объединений, выражаю­щих интересы товаропроизводителей.

Во-вторых, в современном законодательстве содержится ряд поло­жений о квотах для товаропроизводителей на закупку сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.

В-третьих, материально-правовые нормы, сформулированные в спе­циальных актах, предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет о регулировании Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации цен: закреплением нормативного соотношения между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из нее продукции, а также предельного размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую для государственных нужд.

При закупках сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд применяется авансирование сельскохозяйственных предприятий в размере до 50% цены догов


[1]. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30. 11. 1994. №51-ФЗ(в ред. от 23.07.2008 №160-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. - №32. - Ст. 3301.

[2]О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11. 06.2003. №74-ФЗ (в род.от 13. 05. 2008. №66-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. - №24. - Ст. 2249.

[3]См,: Мельников II Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства //Журнал российского права. 2007. № З.-С. 33.

[4]. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22. 11.1990. Ж348-1 (в ред. от 21 03 2002 №31 ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990 -№26 -ст. 324.

[5]. Мельников И. Идентификация субъекта права при рассмотрении споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств // Хозяйство и право. - 2008. - № 10. - С.56.

[6]Мельников Н, Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права. – 2007. - №3. – С.38.

[7]. См.: Мельников Н. Идентификация субъекта права при рассмотрении споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств // Хозяйство и право. - 2008. - № 10. - С.57 - 59.

[8]. См.: Мельников Н. Идентификация субъекта права при рассмотрении споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств // Хозяйство и право. - 2008. - №10. - С.59.

[9]. См.: Мельников Н. Н. Правовое положение членов крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ // Российская юстиция. - 2008, - №4. - С.42.

[10]. См.: Мельников Н. Н. Правовое положение членов крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ // Российская юстиция. - 2008. - №4. - С. 41.

[11]. См. Михайлюк О. Н. Частно-фермерский хозяйственный уклад: проблемы и приоритеты развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - №9. - С. 70 - 71

[12] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая/ М.: Современная экономика и право. – 2010. – 528с.

[13] Булатов А. Экономика: Учебник / А. Булатов – М.: БЕК. – 2010. – С. 210 с.

[14] Аграрное право России: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. М.И. Козырь.- М.:Норма: Инфра - М, 2010. – 431 с.

[15] Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. – М.: Дашков и К. – 2009. – С. 220

[16] Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для вузов. / Е.С. Вылкова. – М.:Питер. – 2010. – С. 520.

[17] "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2010) ст. 77

[18]"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2010) ст. 77

[19] Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 17.06.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997)

[20] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009). ст. 49

[21] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Постановление пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» от 01.07.1996// Вестник ВАС РФ. – 1996. - № 9.

[22] С.А.Боголюбов. Земельное право. М., 2003. С. 95

[23] Постановление ФАС Уральского округа от 28.01.2004 № Ф09-67//04-ГК.

[24] Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.2000 № 316 (ред. от 11.04.2006) // СЗ РФ от 17.04.2000, № 16, ст. 1709, СЗ РФ от 17.04.2006, № 16, ст. 1744.

[25] А.А. Никонов. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России XVIII – XX вв. М., 1995. С. 38

[26] В.В. Путин. Важно сформировать современные подходы к организации сельской жизни / В.В. Путин // Экономика сельского хозяйства России. – 2007. - № 4. – С. 3.

[27] А.А. Шутьков. Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - № 12. – С. 12.

[28] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) Ст. 13

[29] Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О развитии сельского хозяйства" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)

[30] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002)

[31] Комментарий к Федеральному Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» //С.А. Боголюбов. М., 2003 г. С. 45

[32] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) ст. 3

[33] Н.И. Калинин, А.А. Удачин. Постатейный комментарий к ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М., 2004. С. 19.

[34] В.Х. Улюкаев. Земельная доля: понятие и правовое положение//Землеустройство: кадастр и мониторинг земель. – 2007. - № 1. – С. 49.

[35] Калинин Н. Заканчивается эра земельных долей // Хозяйство и право. – 2006. - № 4. – С. 45.

[36] А.В. Петриков. О правовом и организационно-экономическом регулировании земельных отношений и государственном контроле за соблюдением законодательства о землях сельскохозяйственного назначения. М., 2009 г. С. 56

[37] Волков Г. Правовые проблемы упорядочения отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения // Хозяйство и право. – 2006. - № 8. С. 85.

[38] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) Ст. 12

[39] Там же. Ст. 13

[40] Г.В. Савенко. Проблемы выделения «земельных долей» и способы защиты от захвата земельных участков сельскохозяйственного назначения // Призыв (Владимирская обл.) от 25 апреля 2008 г.

[41] А.В. Петриков. О правовом и организационно-экономическом регулировании земельных отношений и государственном контроле за соблюдением законодательства о землях сельскохозяйственного назначения. М., 2009 г. С. 56

[42] Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 N 102-ФЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: