Вопрос 4. Приро́дные ресу́рсы

Сущность и состав территориальных финансов. Правовая основа территориальных финансов. Территориальные бюджеты.

Территориальные бюджеты – совокупность бюджетов республик, входящих в состав РФ, краев, областей, округов, районов, городов, поселков, сельских поселений.
Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.
Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется НД, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. За счет средств территориальных бюджетов финансируются не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и пр.
С помощью территориальных финансов государство выравнивает диспропорции в уровнях экономического и социального развития территорий, отстающих в своем развитии от других регионов страны. Средства для финансирования таких территорий формируются за счет источников вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, субвенции, субсидии и пр.
Основными источниками финансирования территорий являются:
• бюджетные ассигнования;
• средства субъектов хозяйствования (организаций, предприятий).
Главная составная часть территориальных финансов – это бюджеты субъектов федерации (бюджеты республик в составе федерации, бюджеты краевых, областных, автономных образований и бюджеты городов - Санкт- Петербурга и Москвы). На втором месте по значимости – средства субъектов хозяйствования:
• финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия);
• финансовые ресурсы организаций, используемых ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Третий компонент территориальных финансово – территориальные внебюджетные фонды, которые имеют целевое назначение.

Правовой основой функционирования территориальных финансов являются законодательные акты

1. Закон РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” определяет состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств территориальных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления.

2.В Законе РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов ”, конкретизированы и развиты права территориальных органов власти в области финансово-бюджетных отношений.В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов.

3. Вопросы, касающиеся территориальных финансов, отражены в Законе РСФСР “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Установлена компетенция каждого органа власти вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т. д.

4. В Законе РФ “О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу” определены права территорий на получение финансовой помощи в виде целевых субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций, ответственность за соблюдение этих условий.

5. Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают территориям минимальные местные бюджеты, и минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

6. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления” регламентируется порядок формирования и использования, финансовых ресурсов местного самоуправления, финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами, разграничения доходов и расходов между бюджетами.

Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Территориальные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из территориальных бюджетов в известной мере финансируются и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
? формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
? распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
? контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют территориальные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется в значительной мере с помощью бюджетной системы.

Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 80% всех расходов консолидированного бюджета РФ,, на здравоохранение — свыше 88%, на социальное обеспечение — около 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство — свыше 90%.
В настоящее время число территориальных бюджетов составляет более 29 тыс. В 1996 г. их объем (по расходам) выразился в сумме 352 млрд. руб., а удельный вес в консолидированном бюджете РФ — 48%.

Вопрос 9. Численность населения России, ее место среди стран мира.

Численность постоянного населения Российской Федерации по данным последней переписи составила 145,2 млн. человек, что на 1,8 млн. человек превысило текущую оценку численности населения. Россия занимает седьмое место в мире по количеству жителей после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).
По сравнению с переписью 1989 г. численность населения России уменьшилась на 1,8 млн. человек, в том числе в городских поселениях - на 1,6 млн. человек, в сельской местности - на 0,2 млн.

Вопрос 10. Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов.

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

  • по характеру:
    • добровольные;
    • принудительные;
  • по продолжительности:
    • постоянные;
    • временные;
    • сезонные;
  • по территориальному охвату:
    • межконтинентальные;
    • внутриконтинентальные.

Особыми формами миграций являются

· кочевничество как форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни;

· "маятниковые" миграции, возникающие при постоянном перемещении людей по одному и тому же пути (к месту работы или учебы и обратно).

Вопрос 13. Определение понятий: природные ресурсы и природные условия.

Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

По происхождению:

· Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)

· Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

По видам хозяйственного использования:

· Ресурсы промышленного производства

· Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)

· Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)

· Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

По виду исчерпаемости:

· Исчерпаемые

  • Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)
  • Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)
  • Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)

· Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)

По степени заменимости:

· Незаменимые

· Заменимые

По критерию использования:

· Производственные (промышленные, сельскохозяйственные)

· Потенциально-перспективные

· Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории)

Природные условия – это объекты и силы природы, существенные на данном
уровне развития производительных сил для жизни и хозяйственной деятельности
общества, но непосредственно не участвующие в материальной производственной
и непроизводственной деятельности людей.

Вопрос 14. Место России в мировых запасах минерально-сырьевых ресурсов.

В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов, горнохимического нерудного технического сырья, драгоценных и поделочных камней и минеральных материалов. Однако реальная количественная оценка запасов полезных ископаемых России затруднена, так как разные источники приводят разные данные, которые в отдельных случаях отличаются в разы.

[Изв. Томск. политехн. университета. — 2001. — 304, № 1. 337—343; «Горный журнал», 1999—2003] — так оценивают долю РФ в мировых запасах: нефть — 10-12 %, газ — 32 %, уголь — 11 %, железо — 25 %, никель — 33 %; свинец — 10 %, цинк — 15 %, калийные соли — 31 %. Россия занимает ведущее место по разведанным запасам никеля, золота, серебра, платиноидов, алмазов и некоторых др. полез. ископ. Совокупные минеральные запасы РФ оцениваются (2001 год) в 28 000 млрд долл. США, из них на долю газа приходится 32,2 %; угля и сланца — 23,3 %, нефти — 15,7 %; нерудных полез. ископ. — 14,7 %. Дисконтная стоимость минерального сырья в недрах России при оптимальном сценарии развития — 4 214 млрд долл. (14,2 % от мировых), а при экстенсивном — 1 253 млрд долл. (4,2 %). Основную долю дисконтной стоимости минерального сырья в недрах Российской Федерации составляют природный газ и нефть, за ними с большим отрывом каменный уголь, множество строительных материалов, алмазы, никель, железная руда и палладий. В мировом балансе дисконтированной стоимости недр на первом месте находится нефть, потом газ, каменный уголь, строительные материалы, золото, медь и железная руда.

Подобные данные дает и Mining Annual Review в 2002 году: 12 % запасов нефти мира, 32 % — газа, 11 % — угля, 31 % — калийных солей, 21 % — кобальта, 25 % — железа, 15 % — цинка и 10 % — свинца.

Вместе с тем, большинство месторождений полезных ископаемых РФ — низкого качества, содержание полезных компонентов в них на 35-50 % ниже среднемировых, кроме того, в ряде случаев они труднодоступны (отдаленность, отсутствие транспорта, тяжелые климатические условия). В результате, несмотря на наличие значительных разведанных запасов, степень их промышленного освоения (доля запасов в эксплуатации) достаточно низкая: для бокситов — 32,6 %; нефелиновых руд — 55,4 %; меди — 49 %; цинка — 16,6 %; олова — 42 %; молибдена — 31,5 %; свинца — 8,8 %; титана — 1,3 %; ртути — 5,9 %.

Вопрос 17. ЗСФО.

В СЗФО проживают 14484,5 тыс. человек, из которых городское население — 11844,6 тыс. человек (81,8%). Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей — городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе — 8,6 человека на 1 кв. километр. Национальный состав неоднороден: большая часть населения — русские, среди других наций преобладают коми, карелы, саами, ненцы.

Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры.

Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки — Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора.

Здесь находятся крупнейшие озёра Европы — Ладожское и Онежское.

СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.

Северо-Западный округ является крупной минерально-сырьевой базой РФ. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов — железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырьё. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения.

Топливно-энергетический комплекс округа опирается в значительной степени на собственные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — нефть, газ, уголь, сланцы, торф и гидроэнергетический потенциал.

По объёмам добычи нефти Северо-Западный округ занимает третье место, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют 2 нефтеперерабатывающих завода — Ухтинский и Киришский. По объёму добычи угля округ занимает первое место в европейской зоне страны. Добыча угля ведётся в Печорском угольном бассейне, где расположены крупнейшие месторождения — Интинское, Воргашорское и Воркутинское. В СЗФО формируются 2 нефтегазодобывающих района: Юго-Восточный — на базе месторождений Республики Коми и Северный — на базе залежей Архангельской области, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. В ближайшее пятилетие Республика Коми будет оставаться основным нефтегазодобывающим районом, однако в дальнейшем большая часть нефти и газа будет добываться на севере региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: