Предисловие

ЭКОНОМИКА

ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Часть I

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

НОВОСИБИРСК

ББК 65.011.31я73

Г 474

Рецензенты:

В.Н. Павлов, д-р техн. наук, проф., зав. сектором межотраслевых исследований народного хозяйства ИЭОПП СО РАН

Т.О. Тагаева, канд. экон. наук, доц. кафедры экономической

теории НГУ, ст. науч. сотр. ИЭОПП СО РАН

Работа подготовлена на кафедре экономической теории

(направление 521600 – Экономика)

Гильмундинов, В.М.

Г 474 Экономика отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие /
В.М. Гильмундинов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – 80 с.

ISBN 5-7782-0601-1

Учебное пособие составлено на основе лекций по курсу «Экономика отраслевых рынков», читаемых автором на факультете бизнеса НГТУ. Подробно раскрываются основные вопросы по наиболее актуальным для российской экономики, проблемам, связанных с организацией отраслевых рынков.

Пособие предназначено для студентов старших курсов, обучающихся по экономическим специальностям.

ББК 65.011.31я73

ISBN 5-7782-0601-1 © Новосибирский государственный

технический университет, 2006

© В.М. Гильмундинов, 2006

Оглавление

Предисловие.................................................................................. 5

Глава 1. Введение в экономику отраслевых рынков. История

развития.......................................................................... 6

Глава 2. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению. 13

2.1. Современная теория фирмы......................................... 13

2.2. Альтернативные цели фирмы...................................... 21

2.3. Отраслевой рынок, подходы к идентификации. Показатели

размера фирмы............................................................ 27

Глава 3. Обобщенные рыночные структуры.......................... 29

3.1. Классификация рыночных структур........................... 29

3.2. Совершенная конкуренция.......................................... 31

3.3. Совершенная монополия............................................ 33

Глава 4. Олигополистические рынки однородных продуктов 35

4.1. Модель Курно.............................................................. 37

4.2. Модель Штакельберга................................................. 41

4.3. Модель Бертрана......................................................... 44

4.4 Модель доминирующей фирмы Форхаймера............. 45

Глава 5. Рынки неоднородных продуктов............................... 47

5.1. Дифференциация продукции........................................ 47

5.2. Модель Бертрана для случая дифференцированной

продукции...................................................................... 50

5.3. Монополистическая конкуренция............................... 52

5.4. Пространственные (адресные) модели....................... 56

5.5. Модель Ланкастера...................................................... 63

5.6. Модель вертикальной дифференциации продукции

Саттона......................................................................... 65

Глава 6. Монопольная власть фирмы и концентрация продавцов

на рынке........................................................................ 68

6.1. Монопольная власть фирмы........................................ 68

6.2. Концентрация продавцов на рынке............................. 74

Список литературы.................................................................... 78

       
 
 
   


Предисловие

Вашему вниманию предлагается учебное пособие по курсу «Экономика отраслевых рынков», подготовленное на основе лекций, читаемых на 4-м курсе факультета бизнеса Новосибирского государственного технического университета. В основе данной учебной дисциплины лежит теория отраслевых рынков, оформившаяся в качестве самостоятельного раздела экономической теории в середине XX века
и получившая в дальнейшем очень быстрое развитие. Во многом широкое распространение теории отраслевых рынков произошло благодаря использованию достижений теории игр, что позволило существенно обогатить арсенал используемых методов анализа и моделирования, а также высокой актуальности решаемых задач и широкой возможности практического применения и эмпирической проверки основных результатов и положений.

Для российской экономики, многие отраслевые рынки которой характеризуются несовершенной конкуренции и сталкиваются с внутренними и внешними ограничениями развития, экономика отраслевых рынков приобретает особую актуальность.

Исследования, проводимые в рамках теории отраслевых рынков, основаны на анализе и реальных рыночных взаимодействий и имеют высокую практическую ценность. Высокая и интеллектуальная привлекательность экономики отраслевых рынков как самостоятельного раздела экономической теории. Многие аспекты функционирования рыночной экономики до сих пор изучены недостаточно полно, что позволяет находить новые актуальные направления исследований.

Глава 1. Введение в экономику отраслевых рынков. История развития

Экономику отраслевых рынков [1] можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей товаров в условиях несовершенно конкурентных рынков.

Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.

Основное внимание в экономике отраслевых рынков уделяется исследованию отраслей промышленности и сферы услуг. Центральное место отводится отраслям обрабатывающей промышленности вследствие их масштаба и стратегической значимости в национальной экономике. Главная задача заключается в определении роли рыночных процессов для удовлетворения производителями потребительского спроса, причин, ведущих к нарушению рыночной эффективности, и способов регулирования отраслевых рынков с целью повышения эффективности их функционирования. В этой связи экономика отраслевых рынков выступает теоретической основой для принятия решений в рамках отраслевой политики государства.

Многие вопросы, рассматриваемые в экономике отраслевых рынков, являются в то же время и предметом микроэкономической теории. Вместе с тем используемые подходы и преследуемые цели данных направлений экономической теории имеют существенные отличия:

1) в экономике отраслевых рынков превалирует системный подход, основанный на анализе множества различных взаимосвязей как количественного, так и институционального характера, в то время как микроэкономическая теория основана на строгом описании наиболее важных простых взаимосвязей;

2) в экономике отраслевых рынков результаты исследований имеют высокую практическую применимость; имеется богатая эмпирическая база для проверки положений. микроэкономическая теория оперирует исключительно с теоретическими моделями.

Круг практических проблем, с которыми имеет дело экономика отраслевых рынков, достаточно широко; от определения оптимального поведения фирмы-производителя на рынке своей продукции до проведения системного отраслевого анализа и выработки государственными органами комплексных решений по проведению отраслевой политики. К примеру, Р. Шмалензи в качестве основных вопросов, на которые отвечает экономика отраслевых рынков, указывает следующие[2]:

1. Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированной продукции, что определяет его границы?

2. От каких факторов зависят размер и структура фирм?

3. Какие факторы, определяющие структуру рынка, являются ключевыми?

4. Какие цели преследует фирма?

5. Какая политика ценообразования характерна для фирм, обладающих рыночной властью, и как она воздействует на общественное благосостояние?

6. Какими возможностями обладают действующие в отрасли фирмы для предотвращения входа в отрасль новых фирм или вытеснения части существующих?

7. Какие факторы определяют возможности сговора фирм и иных форм межфирменной координации?

8. Какой ущерб общественному благосостоянию возникает в случае, если фирма обладает рыночной властью?

История развития экономики отраслевых рынков

Как самостоятельный раздел экономической теории экономика отраслевых рынков сформировалась в начале второй половины XX века, хотя интерес к экономическому поведению фирм и развитию отраслей возник значительно раньше.

В развитии экономики отраслевых рынков можно выделить два основных направления:

– эмпирическое (наблюдения за развитием и реальным поведением фирм, обобщение практического опыта);

– теоретическое (построение теоретических моделей поведения фирм в рыночных условиях).

В истории развития можно выделить следующие этапы.

этап I. Теория рыночных структур (1880–1910 гг.).

В начале 1880-х годов вышли работы Джевонса (Jewons), которые дали импульс к развитию теоретического направления экономики отраслевых рынков и были посвящены анализу базовых микроэкономических моделей рынка (совершенная конкуренция, чистая монополия), основное назначение которых было в объяснении эффективности рыночного механизма и неэффективности монополий. В США импульсом к развитию исследований в этом направлении послужили формирование первых федеральных регулирующих органов и принятие антимонопольного законодательства. Кроме работ Джевонса можно также выделить работы Эджворта (Edgeworth) и Маршалла (Marshall).

развитию прикладных эмпирических исследований отраслевых рынков способствовали работы Кларка (Clark), вышедшие в начале
XX века.

Однако исследования, проводимые на этом этапе, были основаны на слишком упрощенных моделях, не отвечающих реальной действительности, особенно в части поведения фирм-олигополистов на рынке дифференцированной продукции. Усиление процессов концентрации производства в большинстве отраслей экономики развитых стран и дифференциации продукции обусловило переход ко второму этапу.

этап II. Исследования рынков с дифференциацией продукции (1920–1950 гг.).

Под воздействием меняющихся условий хозяйствования в развитых странах в 1920–1930 годах появилась новая теоретическая концепция анализа рынков. В 1920-х годах выходят работы Найта (Knight) и Сраффа (Sraffa), в 1930-х годах – работы Хотеллинга (Hotelling) и Чемберлина (Chamberlin), посвященные моделированию рынков с диф-ференцированной продукцией.

Одними из первых работ, посвященных анализу олигополистических рынков, были вышедшие в 1932–1933 годы. «Теория монополистической конкуренции» Чемберлина, «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Робинсона, а также «Современная корпорация и частная собственность» Берле и Минза. Указанные работы сформировали теоретическую базу анализа отраслевых рынков.

В 1930–1940 годах на основе сформированной указанными работами теоретической базы происходит бурное развитие эмпирических исследований (Берль и Минс (Berle and Means), Ален и Флоренс (Allen and Florence и др.).

Определенный импульс к развитию исследований дала также Великая депрессия, вызвавшая необходимость переоценки действительной роли конкуренции в действии рыночного механизма.

этап III. Системный анализ отраслевых рынков (1950 гг. – по наше время).

В рамках этого этапа происходит формирование экономики отраслевых рынков как самостоятельного раздела экономической теории.
В 1950-е годы Э.С. Мэйсон (E.S. Mason) предложил классическую парадигму «Структура– поведение – результативность» [3], впоследствии дополненнyю Бэйном (Bain). В середине 1950-х годов выходит первый учебник по экономике отраслевых рынков.

В 1960-х годах появляются теоретические исследования Ланкастера (Lankaster) и Мэрриса (Marris).

В 1970-х годах начинают расти интерес к экономике отраслевых рынков, вызванный:

– усилением критики эффективности государственного регулирования, отходом от прямого регулирования к проведению антимонопольной политики;

– развитием международной торговли и усилением воздействия на условия торговли рыночной структуры;

– ростом сомнений относительно адаптационной способности фирм в меняющихся рыночных условиях.

Происходит интеграция методов теории игр в методолоческий аппарат экономики отраслевых рынков, появляются исследования, посвященные проблемам кооперативных соглашений, асимметричности информации и неполноты контрактов.

В современных исследованиях по экономике отраслевых рынков можно выделить два основных направления, отличающихся используемой методологией:

– гарвардская школа, основанная на системном анализе отраслевых рынков на эмпирической основе;

– чикагская школа, основанная на строгом анализе зависимостей на основе построения теоретических моделей.

Разберем эти направления более подробно.

Гарвардская школа в экономике отраслевых рынков. В рамках гарвардской школы предпочтение отдается эмпирическим исследованиям поведения отдельных фирм и функционирования отраслевых рынков. Исторически данное направление сформировалось в 1950-е гг., когда Э.С. Мэйсон и Дж. Бэйн предложили методологическую основу для исследования отраслевых рынков, получившую название парадигмы «Структура – поведение – результативность» (СПР) (рис. 1.1).

Основная идея парадигмы СПР заключается в том, что общественная эффективность (результативность) функционирования отрасли определяется поведением продавцов и покупателей, которое зависит от структуры рынка. Структура рынка, в свою очередь, зависит от базовых условий – фундаментальных факторов, воздействующих на отраслевой рынок как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
В дополнение к этим факторам можно привести также и внешние условия функционирования отрасли. Так, например, на структуру рынка воздействуют технологические особенности производства продукции,

Рис. 1.1. Парадигма «Структура – поведение – результативность»

характеристики спроса, доступность сырья, развитость рыночной инфраструктуры и многие другие факторы. Если технология производства обладает значительным положительным эффектом масштаба производства, то предприятия отрасли будут стремиться к укрупнению, что будет способствовать увеличению концентрации производства продукции (сокращению числа фирм и увеличению их размеров относительно рынка) и росту рыночной власти фирм. С другой стороны, поведение продавцов на рынке оказывает обратное влияние на структуру рынка и базовые условия. Структура рынка также может оказывать обратное влияние на базовые условия.

Общество, ожидая от производителей эффективного удовлетворения своих потребностей, воздействует на ее функционирование через осуществление мер государственной политики. Результативность отрасли определяется эффективностью использования и распределения ограниченных ресурсов, темпами научно-технического прогресса, справедливым распределением результатов функционирования производителей.

Таким образом, в рамках гарвардской школы в экономике отраслевых рынков исследуются различные взаимосвязи, возникающие в результате функционирования отраслевого рынка и определяющие поведение производителей и их общественную эффективность.

Чикагская школа в экономике отраслевых рынков. Чикагская школа принадлежит преимущественно к теоретическому направлению в экономике отраслевых рынков и основана на применении методов микроэкономического анализа и теории игр для исследования поведения фирм и организации рынков. Одним из основателей этого направления является Дж. Стиглер.

Главным направлением исследований в чикагской школе является анализ проблем экономического выбора на основе теории цен. Это предопределяет и основной предмет исследования, если в гарвардской школе – это различные факторы и взаимосвязи, определяющие развитие отраслевого рынка, то в чикагской школе – это закономерности принятия решений.

Одним из основных вопросов, рассматриваемых представителями данной школы, является исследование воздействия отраслевой политики на структуру рынка и поведение рыночных субъектов. При этом проводится как теоретический анализ, так и эмпирическая проверка полученных результатов.

Развитие в рамках чикагского направления в экономике отраслевых рынков получило исследование особенностей функционирования квазимонопольных рынков, под которыми понимаются рынки, характеризующиеся наличием монопольной власти при низком уровне концентрации продавцов (как правило, такие рынки возникают в результате доминирования одного из продавцов или вступления продавцов в сговор).
В центре исследования таких рынков лежит выявление причин и процессов, способствующих появлению монопольной власти.

Исследования в рамках чикагского направления также ведутся
с применением результатов теории трансакционных издержек (Р. Коуз) и теории квазиконкуретных рынков (Баумоль, Демсец и др.). Трансакционные издержки ограничивают возможности ценовой конкуренции между фирмами, воздействуя, таким образом, на рыночную структуру.

Теория квазиконкурентных рынков основана на исследовании рынков, характеризующихся небольшим числом фирм и открытым входом для новых конкурентов. В центре внимания этой теории лежит изучение связи между наличием барьеров входа и поведением существующих в отрасли фирм.

Глава 2. Фирма, рынок и отрасль и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: