Пояснительная записка

«На своих ошибках учатся, на чужих — делают карьеру.» Фюрстенберг А.

Каждому человеку приходится решать, кем быть и чем заниматься. Это не так уж просто. Крайне убедительны слова Е.А. Климова о том, что выбор профессии это «мгновение, плюс вся предшествующая жизнь».

Карьера личности и процесс профессионального становления, которые и составляют профессиональную деятельность, не могут быть быстрыми. Сначала у человека появляется желание, он выбирает для себя профессиональную область, осваивает и реализует себя в ней. Это своеобразное перетекание одной фазы в другую, из одного состояния в другое. Кроме того, должен изменяться и сам человек, что-то приобретать, чему-то учиться…

Поэтому чем раньше человек начнет задумываться, планировать свою профессиональную деятельность, тем успешнее и целенаправленнее будет карьерный рост, становление человека как профессионала. Планировать карьеру стоит начинать не с первого рабочего дня, а задолго до него, чтобы знать, к чему стоит стремиться, к какой цели идти, чего добиваться.

Целью проектирования является формирование пути продвижения в сфере профессионального роста и построении своей профессиональной карьеры.

Карьерой можно назвать «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека». Карьера представляет собой достижение успеха и положения в обществе, продвижение личности в выбранной деятельности. В широком смысле слова карьера нами понимается как достижение профессионализма. Карьера в узком смысле, как должностное продвижение, на наш взгляд, по своей сути является социальным настроем человека, то есть стремлением к признанию, славе, уважению, высокому статусу в обществе, финансовому благополучию и т.д.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный человек в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Выбор карьерной области зависит от ценностей, мотивов и потребностей личности. Именно поэтому, иерархия потребностей, предложенная А. Маслоу справедлива и для рассмотрения профессионального становления. Так, уровень физиологических потребностей соответствует наличию оплаты труда, то есть средства, которые необходимы для удовлетворения некоторых базовых потребностей. Потребность в безопасности и защите отражается в том, что всем необходим социальный пакет, страхование, трудовой договор, закрепляющий права и обязанности, пенсионный фонд, который должен обеспечить достойную старость. Потребность в принадлежности и любви, как социальные, выражаются в потребности быть в коллективе, системе человеческого взаимодействия и коммуникации. Потребность в самоуважении и признании со стороны других в процессе профессионального становления соответствует продвижению по карьерной лестнице, уважение коллег, наличие поощрений. Потребность в самоактуализации представляет собой желание быть индивидуальностью, личностью в профессиональном труде.

Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов:

- нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.

- Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

- Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

- Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

Проделав все это, вы сможете отобрать для себя несколько интересующих Вас профессий, и среди них - отыскать свою единственную, наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.

Итак, профессиональное становление, безусловно, представляет собой сложный и продолжительный динамичный процесс. Можно выделить некоторые стадии, этапы, периоды.

А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.

4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.

В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.

Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Анализ профессиональной деятельности позволяет говорить о наличии трех уровней компетентности – общекультурной компетентности (уровня образованности, достаточного для самореализации личности, ориентации в культурном пространстве, основанного на общении как особой форме деятельности, обеспечивающей практическое и духовное единение людей и позволяющей оценивать конкретные явления кульры); методологической компетентности (уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности); допрофессиональной компетентности (уровня образованности, достаточного для получения после завершения общего образования профессионального образования в избранной области). Можно предположить, что имеет место и профессиональная компетентность.

социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

• когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

• специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов собственного труда (Э.Ф. Зеер).

Проектируя собственную модель профессионального роста, поставил перед собой следующую перспективную цель: самореализация в профессиональной деятельности через получение должности, предполагающей активное взаимодействие с детьми, создание условий для индивидуального развития и саморазвития.

Кроме этого необходима ближайшая цель: получение высшего образования, совершенствование профессиональных компетенций, получение квалификационной категории.

Для достижения поставленной цели необходимо пройти следующие шаги (задачи):

- Совершенствование практических навыков преподавания в начальных классах;

- Получение педагогического опыта.

Модель профессионального роста рассчитана на 20 лет.

Вид проектируемой карьеры: профессиональная, вертикальная, линейная.

При этом определены внешние и внутренние факторы карьерного роста (схемы) и пути достижения (направления деятельности) планируемого результата.

К внешним факторам относится:

- политика РФ в системе образования

- материальное состояние.

К внутренним факторам относится:

- настойчивость;

- мобильность;

- ответственность;

- целеустремленность;

- профессиональная ответственность;

- креативность.

- социальная ответственность

- гуманность

Показателем достижения поставленной цели является получение престижной должности и высокой заработной платы.

План действий по продвижению по карьерной лестнице


1.Получение среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах»

1.1 Повышение квалификации получение 1КК затем ВКК

1.2 Получение высшего образования по специальности «География»

2. Получение должности завуча в средней школе

2.1 Получение должности директора школы

3.Переход из области образования в область дополнительного образования

Пути достижения цели:

1.

- успешное окончание обучения ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж»;

- сдача ГИА, получение диплома

2.1

- успешная сдача ЕГЭ;

2.2

- Повторение информации в области проведения психолого-педагогических диагностик;

- Систематизация диагностических материалов;

- Изучение особенностей класса через проведение психолого-педагогических диагностик;

- Беседа с другими педагогами об индивидуальных особенностях обучающихся;

- проектирование уроков в соответствии с интересами класса.

- Использование новых образовательных технологий: метод проектов, элективные курсы, игровые технологии, коммуникативная технология, личностно-ориентированная;

- Использование творческих заданий на уроках;

- Организация исследовательской деятельности совместно с детьми;

3.

- Изучение новых методик, инноваций, внедрение новых технологий, направлений в образовательном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: