«На своих ошибках учатся, на чужих — делают карьеру.» Фюрстенберг А.
Каждому человеку приходится решать, кем быть и чем заниматься. Это не так уж просто. Крайне убедительны слова Е.А. Климова о том, что выбор профессии это «мгновение, плюс вся предшествующая жизнь».
Карьера личности и процесс профессионального становления, которые и составляют профессиональную деятельность, не могут быть быстрыми. Сначала у человека появляется желание, он выбирает для себя профессиональную область, осваивает и реализует себя в ней. Это своеобразное перетекание одной фазы в другую, из одного состояния в другое. Кроме того, должен изменяться и сам человек, что-то приобретать, чему-то учиться…
Поэтому чем раньше человек начнет задумываться, планировать свою профессиональную деятельность, тем успешнее и целенаправленнее будет карьерный рост, становление человека как профессионала. Планировать карьеру стоит начинать не с первого рабочего дня, а задолго до него, чтобы знать, к чему стоит стремиться, к какой цели идти, чего добиваться.
|
|
Целью проектирования является формирование пути продвижения в сфере профессионального роста и построении своей профессиональной карьеры.
Карьерой можно назвать «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека». Карьера представляет собой достижение успеха и положения в обществе, продвижение личности в выбранной деятельности. В широком смысле слова карьера нами понимается как достижение профессионализма. Карьера в узком смысле, как должностное продвижение, на наш взгляд, по своей сути является социальным настроем человека, то есть стремлением к признанию, славе, уважению, высокому статусу в обществе, финансовому благополучию и т.д.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный человек в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.
Выбор карьерной области зависит от ценностей, мотивов и потребностей личности. Именно поэтому, иерархия потребностей, предложенная А. Маслоу справедлива и для рассмотрения профессионального становления. Так, уровень физиологических потребностей соответствует наличию оплаты труда, то есть средства, которые необходимы для удовлетворения некоторых базовых потребностей. Потребность в безопасности и защите отражается в том, что всем необходим социальный пакет, страхование, трудовой договор, закрепляющий права и обязанности, пенсионный фонд, который должен обеспечить достойную старость. Потребность в принадлежности и любви, как социальные, выражаются в потребности быть в коллективе, системе человеческого взаимодействия и коммуникации. Потребность в самоуважении и признании со стороны других в процессе профессионального становления соответствует продвижению по карьерной лестнице, уважение коллег, наличие поощрений. Потребность в самоактуализации представляет собой желание быть индивидуальностью, личностью в профессиональном труде.
|
|
Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов:
- нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.
- Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.
- Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.
- Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.
Проделав все это, вы сможете отобрать для себя несколько интересующих Вас профессий, и среди них - отыскать свою единственную, наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.
Итак, профессиональное становление, безусловно, представляет собой сложный и продолжительный динамичный процесс. Можно выделить некоторые стадии, этапы, периоды.
А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.
4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.
В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.
Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Анализ профессиональной деятельности позволяет говорить о наличии трех уровней компетентности – общекультурной компетентности (уровня образованности, достаточного для самореализации личности, ориентации в культурном пространстве, основанного на общении как особой форме деятельности, обеспечивающей практическое и духовное единение людей и позволяющей оценивать конкретные явления кульры); методологической компетентности (уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности); допрофессиональной компетентности (уровня образованности, достаточного для получения после завершения общего образования профессионального образования в избранной области). Можно предположить, что имеет место и профессиональная компетентность.
|
|
социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
• когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
• специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов собственного труда (Э.Ф. Зеер).
Проектируя собственную модель профессионального роста, поставил перед собой следующую перспективную цель: самореализация в профессиональной деятельности через получение должности, предполагающей активное взаимодействие с детьми, создание условий для индивидуального развития и саморазвития.
Кроме этого необходима ближайшая цель: получение высшего образования, совершенствование профессиональных компетенций, получение квалификационной категории.
Для достижения поставленной цели необходимо пройти следующие шаги (задачи):
- Совершенствование практических навыков преподавания в начальных классах;
- Получение педагогического опыта.
Модель профессионального роста рассчитана на 20 лет.
Вид проектируемой карьеры: профессиональная, вертикальная, линейная.
При этом определены внешние и внутренние факторы карьерного роста (схемы) и пути достижения (направления деятельности) планируемого результата.
|
|
К внешним факторам относится:
- политика РФ в системе образования
- материальное состояние.
К внутренним факторам относится:
- настойчивость;
- мобильность;
- ответственность;
- целеустремленность;
- профессиональная ответственность;
- креативность.
- социальная ответственность
- гуманность
Показателем достижения поставленной цели является получение престижной должности и высокой заработной платы.
План действий по продвижению по карьерной лестнице
1.Получение среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах»
1.1 Повышение квалификации получение 1КК затем ВКК
1.2 Получение высшего образования по специальности «География»
2. Получение должности завуча в средней школе
2.1 Получение должности директора школы
3.Переход из области образования в область дополнительного образования
Пути достижения цели:
1.
- успешное окончание обучения ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж»;
- сдача ГИА, получение диплома
2.1
- успешная сдача ЕГЭ;
2.2
- Повторение информации в области проведения психолого-педагогических диагностик;
- Систематизация диагностических материалов;
- Изучение особенностей класса через проведение психолого-педагогических диагностик;
- Беседа с другими педагогами об индивидуальных особенностях обучающихся;
- проектирование уроков в соответствии с интересами класса.
- Использование новых образовательных технологий: метод проектов, элективные курсы, игровые технологии, коммуникативная технология, личностно-ориентированная;
- Использование творческих заданий на уроках;
- Организация исследовательской деятельности совместно с детьми;
3.
- Изучение новых методик, инноваций, внедрение новых технологий, направлений в образовательном процессе.