Детский труд в промышленности Англии первой половины XIX века

<…>

Первый раздел - “Историография проблемы и источники” посвящен историографическом анализа существующих исследований по вопросам использования детского труда в промышленности Англии, рассмотрения разнообразных подходов историков по изучению этой проблемы и характеристики использованных источников по теме.

Вопросы, связанные с промышленным переворотом и его последствиями, всегда были в центре внимания британской исторической науки, однако среди историков нет полного единодушия в оценке социальных последствий этого исторического явления. многих представителей английской исторической науки, негативным социальным следствием промышленного переворота следует прежде всего считать создание условий для масштабного использования и беспощадной эксплуатации труда детей.

На протяжении XIX - в начале ХХ века английские историки рассматривали проблемы промышленного переворота с “традиционной” и “нетрадиционной” точки зрения. Сторонники “традиционных” взглядов (к которым мы относим Дж.Тревельяна, А.Тойнби, Т.Роджерса, П.Манту, а также Г.Гиббинса, супругов Дж.Хемонд и Б.Хемонд, Сиднея и Беатрису Вебб и других) считали, что быстрый прогресс всех отраслей английской экономики не только не сопровождался никакими положительными изменениями в жизни трудящихся, а наоборот, способствовал ухудшению их положения, породив целый ряд новых проблем, одной из которых стала жестокая эксплуатация детей на фабриках и заводах Англии. Такая точка зрения в течение длительного времени (до начала ХХ века) занимала лидирующие позиции в английской исторической науке.

Лагерь “нетрадиционных” историков, которые обычно отрицали факт ухудшения положения рабочих в результате внедрения машин и перехода к фабричного производства, был слишком малочисленным. Представителями этого меньшинства является, прежде всего, А.Юр и К.Тейлор, который в 1842 году в своей книге “Записки о путешествии по промышленных районах Ланкашира” обрисовал фабрикантов настоящими благотворителями рабочих.

В 20-30 годах ХХ века под влиянием работ Дж.Клепема, Т.Ештона, Р.Хартуелла и других историки сформировали два противоположных лагеря: “пессимистов” и “оптимистов”. “Пессимисты”, к которым привлекаются представители марксистского направления, а также такие историки, как Е.Томпсон, А. Бриггс, Д.Морган, Г.Перкін, Б. Інгліс и другие, придерживаюсь традиционной точки зрения о ухудшение положения рабочего класса в годы промышленного переворота и выдвигают на передний план негативные последствия промышленной революции. Они последовательно отстаивают тезис о том, что в ходе индустриализации создавались условия для масштабного использования и жестокой эксплуатации детского труда. “Оптимисты” (к которым можно отнести Дж.Клепема, Т.Ештона, У.Корта, У.Хатта, М.Флінна, І.Пінчбека, отчасти П.Матіаса и некоторых других ученых) выступали против интерпретации детского труда как массового явления, порожденного индустриальной революцией, и считали его наследием доіндустрального периода. Признавая негативные стороны эксплуатации детей в промышленности, они доводили их неизбежный и экономически оправданный характер. Основные взгляды “оптимистов” изложены в работах лидера этого направления Г.Хартуела, который приходит к выводу, что аргументы тех, кто выступает с критикой и осуждением применения детского труда, основываются преимущественно на моральных, а не на экономических суждениях.

В британской историографии детского труда по-разному оценивается роль и последствия фабричного законодательства. Традиционная точка зрения сводится к высокой оценки действий правительства, результатом которых стало своевременное принятие фабричных законов, которые способствовали быстрому вытеснению детского труда трудом взрослых рабочих. Существует и альтернативная точка зрения, сторонники которой считают, что существенное снижение уровня детской занятости на фабриках мало объективный характер и было вызвано значительным усложнением технологических операций.

Если в литературе конца XIX - начала ХХ в. позиция историков относительно проблемы использования детского труда в Англии в период промышленного переворота является четкой и определенной, и все они соглашаются с отдельными положениями “традиционного” направлении, то содержание значительной части современной исторической литературы с исследуемого вопроса определяется острой полемикой между представителями разных точек зрения. Определены основные моменты, вокруг которых разворачиваются дискуссии. Это прежде всего вопрос о том, следует ли считать детский труд специфическим следствием промышленной революции, или трактовать ее как закономерный результат экономического развития страны. До сих пор не теряют своей дискуссионной остроты вопроса о масштабы применения детского труда в Англии в начале XIX века, особенно о том, увеличились ли они при переходе общества от доиндустриального до фабричного производства.

В исследованиях 70-90 годов ХХ века английскими историками поднимаются проблемы, которые не нашли отражения в традиционной исторической литературе, в частности вопрос о роли и размер взноса работающих детей в бюджет семьи.

Краткий обзор основных течений английской историографии по вопросам использования детского труда в годы промышленного переворота свидетельствует о том, что историки, которые принадлежали в разных направлений, рассматривают промышленную революцию и ее последствия под разными углами зрения и дают противоречивые объяснения сути и причин этого явления. В целом авторы современных исторических трудов соглашаются с основными выводами “пессимистов” об усилении эксплуатации “маленьких детей” в годы индустриализации, неуклонный рост масштабов детской занятости и значительное снижение возраста, в котором дети начинали свою трудовую деятельность на производстве.

Среди работ советских, российских и украинских историков нет специальных исследований с вопросам применения труда детей в промышленности Англии в первой половине XIX века. Отдельные аспекты этого вопроса нашли отражение в трудах советских историков Н.А.Ерофеева, А.Б.Резникова, и К.Н.Татариновой, посвященных истории промышленного переворота в Англии.

Осуществлен историографический анализ литературы, посвященной исследуемой в диссертации проблеме, свидетельствует о том, что вопросы, связанные с использованием труда детей в промышленности Англии первой половины XIX века, не нашли достаточного освещения в исторической литературе.

Источниковой базой работы является комплекс документов и статистических материалов по экономической истории Англии первой половины XIX века, по вопросам промышленного переворота и использования детского труда в Англии в упомянутый период.

Важнейшим источником исследования являются доклады и отчеты парламентских и королевских комиссий по 1816, 1832, 1833-1834, 1842 и 1843-44 годы, которые обычно создавались после представления в парламент очередного проекта закона об ограничении детского труда для того, чтобы изучить положение детей в отдельных отраслях английской промышленности. Результатом деятельности каждой комиссии было обсуждения или принятия нового закона.

Огромное практическое значение и ценность собранных членами комиссий материалов заключается в том, что они позволяют осветить вопрос об использовании труда детей в английской промышленности с учетом противоположных точек зрения: детей и их родителей с одной стороны и фабрикантов и надзирателей с другой.

Несмотря на то, что парламентские документы являются основным историческим источником для изучения вопроса о применении труда детей, на котором основывается вся классическая историческая литература, отдельные историки критически оценивают представленный в них материал. Наибольшее количество споров вызывают выводы первой парламентской комиссии 1832 года и второй комиссии 1833 года. Автор диссертации пытался использовать данные обоих упомянутых комиссий, опираясь на наиболее типичные случаи для того, чтобы воспроизвести правдивую и объективную картину условий жизни и труда занятых на производстве детей.

Другую группу источников составляют сборники документов по истории Англии и промышленного переворота, которые содержат отрывки писем, воспоминаний, выступлений, работ филантропов и историков того времени, различные показания и документальные материалы об условиях труда детей и взрослых рабочих, а также отрывки материалов парламентских комиссий, которые рассматривали вопросы детской занятости в промышленности. Их высокая историческая ценность подтверждается тем, что составители не ограничивают свой отбор общедоступными материалами, взятыми из докладов парламентских комиссий, и подают много документов других комиссий, которые были созданы для изучения состояния здоровья городской части населения, условий проживания низших слоев населения в городах и т.д.

Сборник “Отрывки Британской исторической статистики” содержит важные статистические данные о количестве детей и подростков, занятых регулярной производственной деятельностью в различных отраслях легкой промышленности Англии в период от 1835 до 1856 года.

Изучены источники позволяют глубже и полнее проиллюстрировать условия труда, состояние и численность работающих детей, а также основные этапы борьбы за законодательное ограничение их использования в производстве.

Во втором разделе “Причины и масштабы использования детского труда в английской промышленности первой половины XIX века” на основе анализа документов по истории промышленного переворота и статистических данных исследуется уровень и масштабы детской занятости в основных отраслях промышленности Англии в первой половине XIX века. Для достижения поставленной цели в пределах раздела автором проведен анализ социально-экономического положения Англии в этот период, выявлены основные причины использования труда детей и подростков в промышленности Англии, установлен уровень и масштабы детской занятости, проанализированы отличия в использовании труда мальчиков и девочек. Главное внимание уделяется важнейшим отраслям английской промышленности, а именно: текстильной, угольной и горнодобывающей, поскольку именно в них было сосредоточено основную часть рабочего класса, а доля детей среди общей массы рабочих была наивысшей.

Промышленный переворот в Англии характеризовался рядом специфических черт. Главная из них заключалась в том, что все процессы промышленной революции просачивались сравнительно быстро и были ярко выраженными. Уже в начале XIX века масштабное использование машин стало фактором, который значительно ускорил экономическое развитие и процветание страны. Внедрение машин в производство имело не только экономические, но и социальные последствия и в целом привело к падению жизненного уровня низших слоев населения.

Масштабные сдвиги в сфере материального производства наложили яркий отпечаток на идеологию и мировоззрение общества. Формируется философско-экономическая доктрина нового класса - буржуазии, которая благодаря идеологам Д. Локку, Т. Мальтусу, Д. Рикардо, И. Бентаму выдвигала на передний план преимущества индивидуалистического образа жизни, оправдывала идею свободного предпринимательства и изменения, которые были присущи промышленном переворота. Зарождение и развитие изложенных выше идей свидетельствовали о формировании и укрепления позиций нового класса собственников - буржуазии. В противовес ему из разоренных крестьян и ремесленников формируется новый класс производителей - пролетариат. Возникновение данных двух классов и дальнейшая глубокая социальная стратификация общества стали одним из важнейших социальных последствий промышленного переворота. Влияние промышленного переворота на положение рабочего класса был сильным и неоднозначным, что прежде всего пов’связано с ухудшением уровня их жизни, которое проявилось в постепенном снижении номинальной заработной платы и резком сокращении реальных доходов населения. Все это, наряду с ростом и расширением производства, привело к существенным изменениям в структуре рабочего класса и создало предпосылки массового использования труда женщин и детей в фабричном производстве.

Эксплуатация труда детей существовала в доиндустриальную эпоху в надомном производстве и сельском хозяйстве, поэтому не следует считать ее принципиально новым явлением, непосредственным порождением фабричного производства. Принципиально новым явлением в годы промышленного переворота стало изменение характера и интенсивности детского труда, резкое расширение сфер и масштабов ее использования, изменение условий труда и жизни малолетних рабочих.

Масштабное применение детского труда в промышленности Англии в первой половине XIX века было вполне закономерным и обосновывалось такими обстоятельствами:

1. Использование паровых машин требовало выполнения большого количества вспомогательных операций, которые не были связаны с применением значительной физической силы, не требовали высокой квалификации и могли успешно выполняться детьми и подростками.

2. Одной из главных причин, побудивших предпринимателей широко использовать труд детей, была ее дешевизна в сравнении с трудом взрослых рабочих, что открывало перед фабрикантами путь для получения дополнительных прибылей.

3. Физиологические и психические особенности детей превратили их в выгодных для капиталистов рабочих. Дети оказались удивительно ловкими при соединении разорванных нитей, заправке шпульки ткацкого станка и выполнении других операций. Кроме того, дети были наиболее беззащитной и покорной частью рабочих, которая беспрекословно подчинялась жестоким требованиям фабричного производства.

4. Общее ухудшение положения рабочего класса в период промышленной революции привело к неспособности взрослого населения собственным трудом обеспечить существование своих семей. Единственным путем спасения семьи от голодной смерти во многих случаях стало трудоустройство детей на фабриках и шахтах.

Анализ широкого исторического материала позволяет сделать вывод, что промышленный переворот сопровождался резким усилением эксплуатации детского труда во всех отраслях производства. Наибольшего распространения применения труда детей вступило в текстильной и угольной промышленности. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, эти две отрасли занимали ведущие позиции в английской промышленности, а с другой стороны тем, что технологический процесс в текстильной и угольной промышленности включал большое количество вспомогательных операций, которые с успехом могли выполняться детьми.

Дети возрастной категории от 11 до 16 лет составляли наиболее многочисленную группу текстильных рабочих в начале 1830-х годов, когда уровень детской занятости неуклонно рос. До 1840 года доля детского труда в текстильной промышленности составляла от 40% до 50% всей рабочей силы, а в 30-х годах XIX века распространение детского труда стало признаком практически всех отраслей промышленности.

Промышленная революция привела к росту масштабов использования и усиления эксплуатации детского труда не только в фабричном производстве, но и в горнодобывающей и угольной промышленности, которая по масштабам использования детского труда занимала второе место после текстильной. Дети и подростки, занятые регулярной работой на шахтах и металлургических заводах Англии, составляли высокий процент среди общего числа рабочих. Сравнивая эти показатели с аналогичными показателями в текстильной промышленности, можно прийти к выводу, что в угольной промышленности уровень детской занятости был несколько ниже и колебался в пределах от 30% до 40%.

Радикальные изменения масштабов и характера применения детского труда следует отнести к периоду с 1817 до 1839 года, который нередко определяется как пик промышленной революции. После 1840 года массовое внедрение в производство автоматических прядильных станков резко уменьшает спрос на детский труд. Важную роль в перегруппировке сил на рынке труда на пользу взрослых рабочих сыграло введение фабричного законодательства, а также изменения в отношении английского общества к проблеме использования детского труда.

В третьем разделе диссертации “Условия труда и жизни детей, занятых в промышленном производстве” освещаются вопросы об условиях труда детей в различных отраслях фабричного производства и угольной промышленности (возраст, в котором они принимались на работу, продолжительность и распорядок их рабочего дня, виды работ, которые выполнялись детьми, производственная дисциплина и отношение к ним, а также заработная плата и размер взноса детского труда в бюджет семьи). На основе фактического материала устанавливаются последствия тяжелого труда на здоровье, мораль и развитие занятых на производстве детей.

Самый факт существования в доиндустриальную эпоху труда детей как привычного явления свидетельствует о том, что тогдашнее общество было морально подготовленным для восприятия детей не только в качестве вспомогательной рабочей силы в надомном производстве и в сельском хозяйстве, но и как самостоятельной части производительных сил общества.

Переход от домашнего производства до фабричного не был внезапным и осуществлялся в основном двумя путями: через систему “ученичества”, которая использовала труд детей из работных домов и приходских приютов, и через семейную организацию фабричной труда на раннем этапе индустриализации, когда на фабрику обычно устраивалась вся семья: отец работал за станком, а дети выполняли вспомогательные операции. В связи с тем, что фабрики раннего периода промышленного переворота располагались в сельской местности, возникали серьезные трудности в обеспечении их рабочей силой. Поэтому на начальном этапе становления фабричной системы дети из работных домов и сиротских приютов были важным источником дешевой рабочей силы.

в Результате действия закона 1802 года, следующих законов, а главным образом в связи с массовым переходом производства на использование силы парового двигателя были созданы условия для постепенного вытеснения труда “учеников” и “подмастерьев” с производства и замены ее трудом “свободных” детей. До 1840 года система “ученичества” окончательно прекращает свое существование.

Массовое внедрение в производство парового двигателя привело к резкому росту количества фабрик в городах, что требовало большого количества дополнительных рабочих рук. Снижая заработную плату взрослых рабочих и отказывая им в трудоустройстве, фабриканты сознательно заставляли их отдавать своих детей на фабрики.

В связи с падением уровня заработной платы взрослых рабочих, ростом безработицы и углублением общего обнищания простого народа были созданы предпосылки для увеличения общей численности работающих детей и значительного снижения минимальной возрастной границы начала трудовой деятельности малолетних рабочих. В отдельных случаях дети начинали трудовую деятельность в 5-6 летнем возрасте. Основная масса детей поступала на фабрики в возрасте 8-9 лет. Показатели возраста, в котором дети приступали к работе на шахтах, в целом совпадают с аналогичными показателями начала регулярной трудовой деятельности в фабричном производстве. Продолжительность рабочего дня детей равнялась продолжительности рабочего дня взрослой части рабочих, а в отдельных случаях превышала ее. В целом на предприятиях практиковался 12-14 часовой рабочий день. За работу, которая не только по продолжительности, но и за интенсивностью не уступала труда взрослых рабочих, дети получали заработную плату в несколько раз меньшую, чем их родители. В отличие от зарплаты взрослых рабочих, уровень которой с 1812 по 1850 год в целом снизился, заработная плата детей характеризовалась относительной стабильностью через свой минимальный размер (от 1,5 шиллингов в молодом возрасте до 5 шиллингов в подростковом возрасте). Несмотря на такой низкий уровень заработной платы, детский вклад имел большое значение для бюджета семьи. Размер детского вклада составлял от? к? части семейного бюджета в зависимости от количества работающих детей.

В подавляющем большинстве случаев дети занимались монотонной, изнурительной работой в антисанитарных условиях при полном отсутствии элементарных требований техники безопасности. Тяжелое положение детей осложнялось жестоким отношением к ним надзирателей и мастеров, строгой дисциплиной, системой штрафов и телесных наказаний. Результатом изнурительной напряженного труда детей во вредных условиях производства был высокий уровень распространения несчастных случаев на производстве, развитие у детей профессиональных хронических заболеваний, преждевременная потеря трудоспособности, падение уровня морали и образования.

Факты многочисленных злоупотреблений, выявленных в ходе изучения положения детей в промышленном производстве Англии первой половины XIX века, свидетельствовали о необходимости безотлагательного законодательного вмешательства в дела промышленности и принятия законов, направленных на ограничение детского труда, улучшения условий, в которых трудились дети, и установление государственного контроля за действиями промышленников.

В четвертом разделе “Фабричное законодательство и его влияние на использование детского труда в Англии в первой половине XIX века” рассматриваются основные этапы движения за ограничение использования детской и подростковой труда в английской промышленности, который сыграл важную, если не решающую роль в принятии фабричных законов; освещается политическая ситуация, которая способствовала решению в парламенте вопрос о законодательное регулирование детского труда, анализируются содержание и характер принятых законов.

История внедрения фабричного законодательства является непосредственным отражением сложных экономических, социальных и политических процессов, которые происходили в Англии в первой половине XIX века. Фабричное законодательство было обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Сами промышленники не могли не признать пагубного влияния непомерно тяжелых условий фабричной труда на детей и подростков, ярким доказательством которого было резкий рост количества искалеченных и тяжелобольных детей. В связи с этим у капиталистов возникала озабоченность возможностью использования труда этого поколения рабочих в будущем. Медицинские показания, собранные парламентскими и правительственными комиссиями, убеждали в справедливости таких опасений. Отмечалось, что во многих случаях работоспособность рабочих, которые начинали трудиться на фабриках в раннем детском возрасте, полностью или частично терялась, когда они достигали возраста 25-30 лет. Перед членами парламента вырисовывалась безрадостная перспектива физического вырождения нескольких поколений рабочих. Было понятно, что существование фабричной системы в том виде, в котором она сформировалась на первой стадии промышленного переворота, вступало в противоречие с возможностью стабильного развития страны в будущем.

Благоприятную почву для формирования фабричного законодательства создавало обострения политической борьбы за власть между землевладельческой аристократией и крупной промышленной буржуазией. Мало или совсем не заинтересованы в развитии фабричного производства аристократы, объединенные в партию тори, выражали недовольство практикой использования детского труда. Этот факт свидетельствовал о политическом характере борьбы за ограничение использования труда детей в.

На грани ХVIII - XIX веков английское общество оказалось неподготовленным к проведению реформ, направленных на улучшение положения занятых в фабричном производстве детей. Несмотря на то, что борьба филантропов не привела к существенному сокращению детского труда в промышленном производстве, она имели определенное влияние на общественное сознание и значительно ускорила принятие первых законодательных актов, в защиту которых попали дети из работных домов и сиротских приютов.

Следующий этап борьбы за принятие фабричного законодательства начал английский социалист-утопист Роберт Оуэн. В результате его деятельности был принят важный закон, который положил начало законодательному ограничению труда всех категорий занятых на производстве детей. Дело Р.Оуена продолжили Р.Остлер, М.Садлер и лорд Эшли, идеи которых вызвали решительное сопротивление владельцев фабрик. Фабриканты обосновывали свои позиции тем, что сокращение продолжительности рабочего дня для детей неизбежно поставит их перед необходимостью полной реорганизации основных технологических процессов и нанесет значительный ущерб.

Важную роль в зарождении и формировании фабричного законодательства сыграло усиление активности народных масс, которое вылилось в чартистское движение. В ходе этой борьбы были созданы предпосылки для принятия закона о 10-ти часовой рабочий день.

На время принятия законодательных актов 1833, 1842, 1844 лет наблюдаются определенные сдвиги в формировании нового мировоззрения английского общества. Важным признаком нового мышления становится забота об улучшении условий труда работников и их детей, которые были главной производительной силой общества, гарантом стабильного роста экономики в будущем. Для крупных фабрикантов фабричное законодательство сулило немалые выгоды. Внедрение и неуклонное выполнение фабричных законов во всех отраслях промышленности привело бы к ослаблению конкурентоспособности мелких производителей. Кроме этого, активное внедрение в производство более сложных и более совершенных машин требовало от рабочих высшей квалификации и способствовало сокращению дешевого детского труда.

В целом промышленное законодательство первой половины XIX века было запоздалым и имело ограниченный характер. Несовершенство, нечеткость и двусмысленность многих статей законов создавали благоприятную почву для многочисленных нарушений. Реальное сокращение масштабов использования детской и подростковой труда в промышленности Англии было обусловлено не только введением фабричного законодательства, но в значительной мере и экономическими причинами, связанными с внедрением нового поколения машин в производство.

Со временем основные положения фабричного законодательства (десятичасовой рабочий день и меры, направленные на обеспечение безопасности труда) коснулись и взрослых рабочих.

<…>

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1.Широкова О.Г. Некоторые аспекты промышленного переворота в Британской историографии // Вопросы новой и новейшей истории стран Европы и Северной Америки: Сборник научных статей. Выпуск 2. - Черновцы: ЧГУ, 1993. - С.259-269.

2.Широкова О.Г. Условия труда и жизнь детей в промышленности Англии в первой половине XIX века // Вопросы истории нового и новейшего времени: Сборник научных статей. Выпуск 6. - Черновцы: ЧГУ, 1999. - С.209-222.

3.Широкова О.Г. Законодательное регулирование детского труда в промышленности Англии в первой половине XIX века // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета имени Владимира Гнатюка. Серия: История. Выпуск IX. - Тернополь. - 1999. - С.133-138.

4.Широкова О.Г. Проблема детского труда в промышленности Англии первой половины XIX века в Британский историографии // Вопросы истории нового и новейшего времени: Сборник научных статей. Выпуск 7. - Черновцы: ЧГУ, 2000. - С.102-113.

5.Широкова О.Г. Использование детского труда в угольной промышленности Англии (первая половина XIX века) // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета имени Владимира Гнатюка. Серия: История. Выпуск Х. - Тернополь. - 2000. - С.207-211.

6.Широкова О.Г. К вопросу о причинах и масштабах использования детского труда в промышленности Англии в первой половине XIX века // Молодежь и актуальные проблемы исторической науки: Тезисы общественно-политических чтений, посвященных 70-летию комсомола Украины. - Черновцы, 1989. - С.218-219.

7.Широкова О.Г. Современная Британская историография промышленного переворота в Англии // Актуальные проблемы исследования и преподавания новой истории стран Западной Европы и Америки. - Одесса, 1992. - С.76-79.

8.Широкова О.Г. Возникновение конфликта в связи с применением детского труда в промышленности Англии (первая половина XIX века) // Природа, феноменология и динамика конфликтов в современном мире: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Ч.1. - Черновцы, 1993. - С.122-123.

<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: