| Возраст | Основные линии развития | |||||
| Социальная | Когнитивная линия | Деятельностная | Рефлексивная | Ведущая линия развития, сензитивные периоды | ||
| начало эмоциональных взаимодействий с близкими взрослыми | доминирует восприятие, «врождённая ученическая программа» | рефлекторные двигательные реакции, созревание функций | потоки органических ощущений от внутренних органов, мышц, сухожилий, суставов, вестибулярных каналов и др. | право быть и право быть обеспеченным (питанием, заботой), «животное», физическое развитие, упражнения рефлексов, доминирует восприятие, максимальный темп развития | ||
| интенсивное развитие речи, после года – начало имитационной стадии | интерес к внешней стороне вещей, начало практического интеллекта, третичных круговых реакций (с повторениями и вариациями от цикла к циклу), с 18-ти мес. – 2-х лет – начало интериоризации схем действий | самоидентичность | память и речь начинает доминировать как функции, наиболее интенсивно развивающиеся, снижение темпа развития до среднего | |||
| окончание имитационной стадии, стадии адаптации, освоение-принятие роли одного другого, кризис трёх лет, развитие общих умственных интересов, с 2-х – осознание «Я», начало периода персоналистского противопоставления себя, завоевания самостоятельности. | самоконтроль как результат анальной стадии | чувство самоуважения, «Я» – тот, кто умеет говорить «Нет», позже расширение эго | сформированы право быть автономным (самостоятельным в делах) и право быть независимым (не зависеть от другого в удовлетворении потребностей), начало формирования права желать, снижение темпа развития до низкого, социальная и когнитивная линия доминируют, мышление как развивающаяся функция доминирует | |||
| начало школьного возраста, начало стадии интеграции при продолжении доминирования адаптации, с 5-ти лет – принятие ролей многих других, идентификация со взрослым своего пола, начало периода бесконфликтных продуктивных контактов со взрослыми, расширение социальных контактов со сверстниками, открытие для себя нового места в пространстве человеческих отношений | «поле внимание – один процесс», с 9-ти – «много процессов», начало стадии конкретных операций, с 8-ми – начало «пастушеской» стадии, цивилизованной эры в жизни человека, с этого момента ребёнка можно систематически обучать (базу для обучения подготавливает созревание организма), начало стадии анализа, начало индивидуальных особенностей и склонностей | способность находить рациональные решения проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, учебная деятельность, формирование права достигать – удовольствие может приносить не только само действие, но и воспоминание о проделанном действии | постижение различия между "Я-хороший" и "Я-плохой", Образ Я (Я реальное, искажённый или достоверный, и Я идеальное как направление стремлений), рациональный субъект | ведущая учебная деятельность, развитие связано с формированием специальных интересов, идентификация со взрослым своего пола, начало периода бесконфликтных продуктивных контактов со взрослыми, начало формирования права достигать (если мы правильно поняли автора периодизации) | ||
| 12-15 | конец детства либо отрочества (отрочество – переход от детства к юности), интимно-личностного общения как ведущей деятельности, переход от доморального уровня нравственного развития (наказание и награды – ориентиры) к конвенциональной (одобрение и авторитет) и автономной морали (совесть, обязательства перед обществом, общечеловеческие принципы), доминирование индивидуализации (в социуме) и начало интеграции в обществе, потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год, оказывал на него влияние, с 16-ти – начало принятия родителей как несовершенных и подверженных ошибкам, а не как всемогущей контролирующей силы, доминирование роли социума | конец периода «сна разума», период активного умственного развития, интерес к деньгам и точным наукам, предварительное самоопределение, стадия рассудочного синтеза, переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, с 14-ти – верхний сознательный слой, бодрствующее сознание, опирающееся в дальнейшем на социальную стадию развития, | в 15 – учебно-профессиональная деятельность выходит на первый план, становление субъектности и осознание себя субъектом, | собственные проприативные стремления, начало юности, периода «бурь и страстей», включение механизмов психологической защиты, начало периода «бури и натиска», соответствующих времени романтизма, | кризис, пубертатный возраст, доминирование роли социума | |
| граница молодости/брака, начало возмужалости в более древних периодизациях, юности/молодости в современных, осуществление «Я» – «социальные творения», переход от ступени персонализации к ступени индивидуализации, уход из родительского дома, кризис отрывания от родительских корней | в 15-ть – переход от «плоского» с многомерному вниманию (от «одна карта» к «много карт»), | обучение абстрактной профессии, предварительное самоопределение, с 17-ти – вхождение во взрослость мужчины, уточнение жизненных планов и начало их осуществления, специализация и приобретение мастерства, | осознание себя как взрослого человека, поиски себя, | с 16-ти – максимальный рост и влияние сексуального влечения на психическую жизнь | ||
| начало возраста «выполнения общественных обязанностей», переход к «золотому» возрасту, собственная семья, переход от персонализации к персонификации как персонализации с противоположным знаком (я не как все, а единственный и уникальный), перелом с завоевания жизненного базиса на подтверждение и сличение найденных основ жизни, с 35- ти – полное включение во взрослый мир, в начало периода интенсивного самоутверждения, реализации своих жизненных целей и планов, «первых серьёзных успехов», рост удовлетворённости смыслом жизни | консервативные рекомпозиции структур и функций, прежние представления о жизни оказываются не совсем верными, иногда строительство жизни заново | социально-производственная деятельность, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация, переход от переосмысления, недовольства к «корням и расширению», с 30 до 40 – время расплаты с обществом – выдачи ему полезного продукта, иначе оно перенесёт свои ожидания на представителей более молодого поколения, 32-33 – человек созревает как деятель, способный осуществить замыслы предыдущего периода, интенсивная самореализация в профессиональной сфере, 35 – самодостаточность | «кризис матёрости», окончание либо, напротив, переход к периоду «бури и натиска», переход к анализу своих истоков и принятием частей своего Я, которые раньше игнорировались, 30 – резкий скачок удовлетворённости смыслом жизни,, | время «расплаты» с обществом – выдачи ему полезного продукта, полное включение во взрослый мир, «кризис матёрости», «совершенный человек» | ||
| прощание с молодостью | расставание с иллюзиями | начало ступени универсализации, поиск новых целей и перестройки жизни, переориентация в профессиональных целях, вторая вершина деятельности, «когда свежесть еще не потеряна, и уже достаточно высока зрелость» деятельность продолжается без заметного ущерба в силу приобретенного опыта, «спелость», самореализация | кризис середины жизни, «узнавания границы», начало возраста «познания заблуждений», депрессия | экзистенциальный кризис, вторая половая зрелость, расцвет сил, но и открытие убывания жизненных сил, кризис «узнавания границы» | ||
| переход к фазе поздней зрелости | фаза созревания и мудрости, новый творческий подъем | «последний период творческой жизни» | возраст душевного кризиса, «отрезвлённый человек», но резкое повышение удовлетворённости в связи «с приходом особой мудрости» – с благодарностью принимать то, что есть, и не требовать невозможного | «отрезвлённый человек», борьба с собственным закатом, вопросы о ценности сделанного | ||
| 63-65 | отставка, но возможность ещё раз осознанно достичь кульминации своей жизни, просветление, мудрость | активная деятельная полезность либо ожидание смерти | преобладание деятельности «конкретного потребления» | |||
| 70, 75 | начало и осознание старости, угасания | деградация всех функций | ||||






