Эрик Эриксон

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, будущий великий психолог и психоаналитик Эрик Эриксон родился в1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за доктора Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что доктор Гомбургер приходился ему отчимом.

Эриксон учился в гуманистической гимназии в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. В 1928 Эриксон начал психоаналитическую подготовку в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после окончания института в 1933 перебрался в Соединенные Штаты. Эриксон начал психоаналитическую практику в Бостоне, а исследования – в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1960 стал профессором Гарвардского университета, в 1968 вышел в отставку. Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994.

Отправным пунктом для Э. Эриксона были его изыскания в области культурной антропологии, социальной этологии и этнопсихологии, которые он осуществил, изучая жизнь индейцев различных племен, проживающих на севере Калифорнии и в штате Южная Дакота. Результаты этих исследований стимулировали интерес Э. Эриксона к изучению личностей, групп и этносов, которые впоследствии стали традиционными объектами внимания психоисториков. В годы второй мировой войны Э. Эриксон исследовал американских подводников и личность Адольфа Гитлера, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории.

Его книги: Детство и общество (Childhood and Society, 1950), Молодой Лютер (Young Man Luther, 1958), Понимание и ответственность (Insight and Responsibility, 1964), Идентичность: юность и кризис (Identity: Youth and Crisis, 1968) и т.д.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон, выдвинув и обосновав идею стадий психосоциального развития личности, пришел к выводу, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Но так как пройти все стадии только успешно практически невозможно, у каждого человека создаются предпосылки для возникновения внутриличностного конфликта. Э. Эриксон связывает его конфликт с кризисами психосоциального развития.

Внутриличностный конфликт по Э. Эрнксону:
1. Доверие-Недоверие (0-1 год);
2. Автономия-Стыд (1-3 года);
3. Инициатива-Чувство вины (3-6 лет);
4. Трудолюбие-Неполноценность (6-12 лет);
5. «Я» идентичность-Смешение ролей (12-19 лет);
6. Близость-Изоляцня (20-25 лет);
7. творчество-Застой (26-64 года);
8. Интеграция-Отчаяние (65 лет - Смерть).

Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994.

http://www.erikson.psy4.ru/bio.htm

http://www.e-reading.club/chapter.php/89737/1/Petrova_-_Erik_Erikson.html

http://www.peoples.ru/science/psihology/erik_erikson/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: