Параметров процесса бурения (механический каротаж)

Еще одним источником информации о буримых породах можете служить регистрация некоторых параметров процесса бурения, фиксируемых на поверхности непосредственно в процессе бурения. Действительно при бурении в породах, отличающихся друг от друга по своим механическим свойствам и по буримости, основные параметры эффективности процесса бурения также будут различны. В первую очередь, это относится к механической скорости бурения (скорости углубки) Так в классификации горных пород по буримости приводится таблица с нормативными значениями механической скорости бурения для пород каждой категории. Если регистрировать (записывать на диаграмме) скорость углубки, то можно четко отмечать границы перехода из одних пород в другие, а, зная примерное геологическое строение разреза, соответственно идентифицировать буримые породы. Очевидно, что изменение скорости углубки может быт вызвано не только сменой пород, но и другими факторами – сменой параметров режима бурения, затуплением ПРИ, самозаклиниванием керна, заполированием алмазной коронки и.т.п. Поэтому, чтобы точно определить причину изменения скорости углубки, необходимо регистрировать и анализировать показатели нескольких параметров процесса бурения. Наиболее эффективно применение шестиканального регистратора параметров процесса бурения «РУМБ-1», который записывает одновременно скорость углубки, осевую нагрузку на ПРИ, частоту вращения, крутящий момент, расход и давление промывочной жидкости. При отсутствии такого регистратора можно ограничиться записью хотя бы двух параметров – скорость углубки и крутящий момент (затраты мощности), при фиксированных значениях частоты вращения и осевой нагрузки.

Такая регистрация и анализ параметров процесса бурения называется «механический каротаж»

Механический каротаж успешно применяется в сочетании с отбором шлама при бескерновом бурении для построения геологического разреза по скважине. Может он использоваться как дополнительное средство и при колонковом бурении, например для предупреждения о приближении к угольному пласту. Ранее было показано, что если не применить специальных мер (двойная колонковая труба типа «штамп»), то керн может быть полностью разрушен. Поскольку в твердых вмещающих породах ДКТ «штамп» бурить не может, важно точно угадать границу перехода от вмещающих порол к углю. Одним из признаков такого перехода является резкое увеличение скорости углубки. Существует даже специальный прибор «сигнализатор встречи угольного пласта», который при резком увеличении скорости углубки дает звуковой сигнал.

Кроме механического каротажа, выполняемого буровиками, ряд специальных каротажей в скважинах выполняют геофизики, но это уже их компетенция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: