Князь Олег Вещий

великий князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.). Дата рождения Олега неизвестна, датой смерти считается 912 год (по Новгородской летописи Олег погиб в 922 г.). Вещий – означает провидящий будущее, ведающий Древнюю Мудрость Богов и Предков.

Согласно летописям, Олег был родственником Рюрика (шурином), который считается основателем государственности Руси, родоначальник династии Рюриковичей. Рюрик умер в 879 г., передав власть Олегу, и оставил ему на попечение малолетнего сына, Игоря. Три года Олег строил крепости, заставы и корабли, собирал дань, обучал дружину.

В 882 году Олег спустился по Днепру к Киеву, где князьями были Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и объявил: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». Предъявив наследника, малолетнего Игоря, Олег убил Аскольда и Дира, а Киев объявив «матерью городам руским». Олег объединил северный и южный центры восточных славян, поэтому его считают основателем Древнеруского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен ежегодно на 150 лет. Олег расширял границы державы. Присоединил северян, древлян, радимичей. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Готовил великий поход.

В 907 году Олег снарядил 2000 ладей по 40 воинов в каждой, и выступил в поход на Царьград, оставив Игоря наместником в Киеве. Византийский император Лев VI Философ преградил дорогу в город, приказав закрыть ворота и загородить гавань цепями, т.е. предоставил Олегу возможность грабить и разорять пригороды Константинополя, но Олегу нужен был сам Царьград: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки поспешили заключить мир: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Олег взял за каждую уключину 12 гривен. Византия обещала платить дань на русские города, и был подписан договор о безпошлиной торговле Руси и Византии. Но в следующем договоре 911 г., подтверждающем «многолетний» мир, упоминание о безпошлиной торговле исчезло.

Текст договора Вещего Олега с греками:

«В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и рускими, сей мир сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях – Царя вашего и своею рукою [Олега], - скрепили его клятвой предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога нашего и дали нашим послам... Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплатить дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону рускому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. Согласно ПВЛ, могила Олега находится в Киеве. Новгородская летопись сообщает о могиле в Ладоге, но также говорит, что Олег ушел «за море». В том и другом варианте смерть Олега связана со змеиным укусом.

Соловьев С. М. Гл. V. «…Олег будто бы сказал киевским князьям: "Вы не князья, ни роду княжеского, а я роду княжеского" и, указывая на вынесенного в это время Игоря, прибавил: "Вот сын Рюриков". Аскольд и Дир были убиты и погребены на горе. Разумеется, историк не имеет обязанности принимать предание с теми подробностями, в тех чертах, в каких оно достигло до первого летописца и записано им. В этом предании видно как будто намерение оправить Олега, дать северным князьям Рюрикова рода право на владение Киевом, где сели мужи Рюрика, не князья, не имевшие права владеть городом независимо. Олег представлен не завоевателем, но только князем, восстановляющим свое право, право своего рода, нарушенное дерзкими дружинниками. Быть может, само предание о том, что Аскольд и Дир были члены дружины Рюриковой, явилось вследствие желания дать Рюрикову роду право на Киев».

«…Олег, по летописи, отправил к императору послов…, которые вытребовали по 12 гривен на корабль да еще уклады на русские города: Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и др., потому что в тех городах сидели Олеговы мужи; Олег требовал также, чтобы русь, приходящая в Царьград, могла брать съестных припасов, сколько хочет; гости (купцы) имеют право брать съестные припасы в продолжение шести месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу, овощи; могут мыться в банях, сколько хотят, а когда пойдут русские домой, то берут у царя греческого на дорогу съестное, якори, канаты, паруса и все нужное. Император и вельможи его приняли условия, только с след. изменениями: русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины; князь должен запретить своим русским грабить села в стране греческой; русские, пришедши в Константинополь, могут жить только у св. Мамы, император пошлет переписать их имена, и тогда они будут брать свои месячины - сперва киевляне, потом черниговцы, переяславцы и другие; входить в город будут они одними воротами, вместе с чиновником императорским, без оружия, не более 50 чел. и пусть торгуют, как им надобно, не платя никаких пошлин. Из этих условий видна недоверчивость греков к русским».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: