Задание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « Государственного и муниципального регулирования торговли. »

Вариант №1

Выполнила: студентка
_ 3_ курса, группы _ _31__
Факультета дистанционного обучения

Кривошеина Виктория Александровна

Проверил: преподаватель
Жигун Леонид Александрович

кафедры Государственного и муниципального регулирования.

звание, должность _ доктор экономических наук_

МОСКВА – 2015 год

Содержание

1. Оценка влияния федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. ФЗ №381
от 28.12.2009 г.» на развитие торговли России в 2010-2014 гг.

2. Задание.

Список литературы


Оценка влияния федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. ФЗ №381 от 28.12.2009 г.» на развитие торговли России в 2010-2014 гг.

Федеральный закон №381 вступил в силу с 1 февраля 2010
года и направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации,
в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестных практик и давления
на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также устранения излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.

Так, частью 6 статьи 9 ФЗ№381 установлен запрет на
включение участниками торговой деятельности в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть каких-либо видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, кроме допустимых частью 4 статьи 9 Закона о торговле. В соответствии счастью 12 статьи 9 Закона о торговле запрещается включение в
договор поставки продовольственных товаров условий о совершении поставщиком действий или об оказании услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых
и других), а также понуждение поставщика к заключению таких
договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных
способов навязывания торговыми сетями контрагентам и создания дискриминационных условий доступа поставщиков продовольственных товаров в торговые сети.

Кроме того, статьей 9 Закона о торговле устанавливается
обязанность для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети,
так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции
в сфере оптовой и (или) розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов.

Также Законом о торговле (статья 14) устанавливаются
ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей
для целей торговой деятельности. Данные ограничения будут распространяться на торговые сети, доля которых превышает 25% в
границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах
города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в
границах муниципального района, городского округа. Данные
ограничения, создадут возможности для развития конъюнктуры
рынка, развития торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы
будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли, защите и сохранению конкурентной среды на данном товарном рынке, что, в свою очередь,
должно способствовать снижению цен и улучшению обслуживания потребителя. Кроме того, данная норма направлена на поддержку
малого и среднего бизнеса на рынке услуг розничной торговли.

Кроме того, статьей 15 Закона о торговле определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут
привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети:

а). Закон о торговле под торговой деятельностью понимает вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и
продажей товаров, а под торговой сетью - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются
под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункты 1 и 8 статьи 2 Закона о торговле).

Торговым объектом, согласно Закону о торговле является здание или
часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным
и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при
продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Закона о торговле).

Таким образом, под хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, следует понимать хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, в двух и более зданиях,
строениях, сооружениях, специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации
товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, которые находятся под общим управлением или которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

б). В соответствии с частью 1 статьи 1027 ГК по договору
коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение
на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак,
знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Частью 2 статьи 1027 ГК предусмотрено, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных
от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению
иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Следовательно, хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, будет являться в том числе хозяйствующий субъект, заключивший с правообладателем средства индивидуализации договор коммерческой концессии.

в). Торговые объекты, находящиеся под общим управлением

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, является хозяйствующий субъект, владеющий по любому основанию одним или несколькими торговыми объектами.

Торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункт 8 статьи 2 Закона о торговле).

Основные проблемы.

На российском рынке увеличивается число торговых предприятий западного типа, таких как супер- и гипермаркеты, молы. Уровень конкуренции в секторе розничной торговли радикально изменяется. Известные торговые сети, такие как «Седьмой континент», «Рамстор», «Перекресток», «Пятерочка», «М.Видео», «Старик Хоттабыч» увеличивают свои обороты. Начали активно работать иностранцы, это - немецкая «Metro Cash and Carry», французская «Auchan», голландская «Spar», шведская «Ikea» и другие. На рынке розничных торговых предприятий конкуренция будет усиливаться.

Для выживания в конкурентной борьбе предприятиям необходимо постоянно заботиться о формировании и поддержании конкурентных преимуществ. На конкурентоспособность розничного торгового предприятия влияют множество факторов: удобство расположения, цены, ассортимент, качество предоставляемых услуг, уровень квалификации торгового персонала, применяемые технологии мерчендайзинга, отношения с поставщиками, снижение издержек и другие. Одни факторы можно воссоздать относительно легко, другие требуют длительного времени. Для завоевания устойчивых конкурентных преимуществ, прежде всего, необходима покупательская лояльность, одним из элементов достижения которой является правильное позиционирование магазина в своем рыночном сегменте так, чтобы потребители знали, какие преимущества заключены в предложениях розничного торгового предприятия.

Конкурентная позиция предприятия зависит от того, как оно создает и поддерживает свои конкурентные преимущества на рынке.

Разработка стратегии позиционирования для розничного торгового предприятия достаточно трудна, что связано с особенностями современного потребителя. Он имеет множество предложений для совершения покупки: в магазинах, по каталогу, по телефону, заказ в магазинах электронной торговли.

В последние годы потребитель стал очень разборчивым, чему способствуют следующие факторы:

· возросла его информативность (в России с 1999 года появился
рынок рекламы и на потребителя обрушился поток информации
из различных рекламных источников);

· благодаря глобализации мировой экономики, одни и те же крупные транснациональные компании торгуют на разных ранках мира;

· стремление фирм активно продвигать на рынок товары-новинки
привело к тому, что потребитель стал в меньшей мере ориентироваться
на марочные товары;

· увеличилось число предприятий торговли, но товарный ассортимент
в них часто близок по группам. Видам товаров и их товарным маркам;

· появился новый покупатель - знаток, обо всем имеющий собственное мнение;

· покупатели стали более искушенными и чувствительными к ценам;
на мотивы покупки все чаще влияет экономическая озабоченность;

· покупатели испытывают дефицит времени и в целях его экономии
хотят получить дополнительные удобства, предъявляют более
высокие требования к обслуживанию.

Эти изменения в покупательском поведении в первую очередь
влияют на розничные торговые предприятия, успех или неудача которых
во многом определяется степенью приверженности к нему покупателей. Лояльность же зависит от субъективной оценки магазина, которая формируется в их сознании. В связи с этим любое торговое предприятие необходимо рассматривать не только с функциональной. Но и с
рыночно-психологической точки зрения. Наличие привлекательного
имиджа магазина помогает покупателю воспринимать его как
нечто отличное от других, увидеть в нем преимущества, отсутствующие
у конкурентов, выбрать его в качестве постоянного места для
совершения покупок. Анализ практического опыта работы московских торговых сетей показал, что многие создали себе вполне определенные
и легко узнаваемые позиции. В продовольственной розничной торговле Москвы компания «Седьмой континент» заняла позицию в верхней
части рынка, основываясь на качестве продукции и стараясь привлечь гурманов. Магазины этой компании рассчитаны на тех, кто предпочитает покупать продукты с твердой гарантией качества.

Магазины дискаунтеры рассчитаны на массового потребителя.
Чтобы интерес к ним покупателей повышался, важно строить имидж предприятия, делая акцент на сочетания низких цен и гарантии
качества, отсутствующей на мелкооптовом рынке. Так позиционируют
себя магазины сети «Копейко». Позиционирование розничного торгового предприятия в основном базируется на соотношении «цена - качество»
и предложении дополнительных услуг.

На предпочтения покупателей в отношении розничного торгового предприятия могут оказывать влияние самые различные факторы: безопасность продаваемой продукции; качество упаковки; санитарное состояние магазина; удобные часы работы; дополнительные
услуги розничного торгового предприятия. Чем большего хочет
достигнуть торговое предприятие, тем больше внимания следует
уделять мелочам.

Большинство предприятий предлагает схожий ассортимент товаров в определенном сегменте рынка, конкурентное преимущество может
получить тот, кто первым выделиться из массы себе подобных.
Большое значение имеет внешнее и внутреннее оформление
магазина. От внешнего оформления магазина в немалой степени зависит сколько человек, проходящих мимо, заинтересуются и зайдут в него,
а о внутреннего - сколько денег они потратят на покупки. Вывеска,
витрина, вход в магазин, качество обслуживания, планировка магазина
и размещение товара - это факторы, формирующие имидж.

Перечень и качество дополнительных услуг во многом зависят
от специализации магазина и определяют, будет доволен покупатель или нет. Очень часто действительное качество этих услуг и стиль обслуживания
не соответствует ожиданиям покупателя.

Качество и имидж торгового предприятия во многом
определяются компетенцией и профессиональной подготовкой продавца.
Во-первых, он должен знать потребительские характеристики
предлагаемого товара и осведомлен о достоинствах и недостатках
товара, чтобы уметь представить его покупателю. Во-вторых, продавец должен быть осведомлен о состоянии дел предприятия - производителя,
в том числе и его финансовом положении. Специалисты по маркетингу выделяют следующие качества, необходимые для продавца: умение
общаться с клиентами, найти нестандартное решение, уверенность, способность к аналитическому мышлении и творческий подход, искусство убеждать, доброжелательность.

Покупатели отрицательно относятся к длинным очередям,
небрежно и мелко написанным ценникам, неудобным прилавкам. Между покупателями и продавцами должны устанавливаться хорошие дружественные отношения. Они способствуют сохранению старых клиентов и привлечению новых

Приоритет торговой точки (места продажи) для покупателей обусловливается многими факторами: близость, ассортимент, уровень цен, время, атмосфер.

Основные требования покупателей к розничным торговым предприятиям - невысокий уровень цен, стабильный выбор основных продуктов, чистота и отсутствие очередей. При росте дохода существенно возрастают требования к полноте ассортимента, удобства подъезда
на машине и наличию стоянки.

Высокая частота совершения покупок (11-12 раз в неделю)
показывает, что многие покупатели не могу удовлетворить все
свои потребности в торговых точках одного типа - различные виды
товаров покупаются в разных местах. Чтобы привлечь покупателя, руководители розничных торговых предприятий все чаще вынуждены устраивать в своих магазинах развлекательные мероприятия.
Многие магазины, где продаются книги, продукта питания и одежда,
имеют кафетерии, залы для лекций и театральных спектаклей.
Теперь существенным атрибутом этих магазинов стал «маркетинг впечатлений», помимо маркетинга ассортимента товаров. Всё вышеперечисленное привело к образованию нового формата
розничной торговли - гипермаркета, который характеризуется
помимо большого ассортимента (несколько тысяч наименований продовольственных и непродовольственных товаров в соотношении
60 к 40 процентов) наличием зоны отдыха. Оказывается, российский покупатель мало отличается от западного: он любит проводить
время в шопинг-центрах, где есть все - продукты питания, магазины
одежды и обуви, различной техники, рестораны, кинотеатры, детские аттракционы.

Задание.

Провести количественный и качественный анализ, оформить пояснительную записку.

Согласно предоставленным результатам выборочного обследования,
проведенного Росстат в III и IV кварталах 2014 года. Индекс
потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2014г. по сравнению с III
кварталом 2014г. снизился на 11 процентных пунктов и составил (-18%).[1]

Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено
отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом
наибольшее влияние оказало ухудшение субъективного мнения
населения относительно произошедших изменений в экономике
России.[2]

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2014г. по сравнению с III кварталом 2014г. снизился на 10 процентных пунктов и составил (-14%).

В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 18% опрошенных (в III квартале 2014г. - 24%). Доля негативных оценок увеличилась до 38% (в III квартале 2014г. - 29%). Считают, что экономическая ситуация в России не изменится, 35% опрошенных (в III квартале 2014г. - 37%).

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 19 процентных пунктов и составил (-26%) против (-7%) в III квартале 2014 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с III кварталом 2014г. сократилась до 12% (в III квартале 2014г. - 20%). В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 55% против 31% в III квартале 2014 года.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2014г. снизился на 8 процентных пунктов и составил (-12%) против (-4%) в III квартале 2014 года.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 10% (в III квартале 2014г. - 12%). Доля отрицательных оценок увеличилась до 28% (в III квартале 2014г. - 17%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 10 процентных пунктов и составил (-14%) против
(-4%) в III квартале 2014 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, сократилась до 11% (в III
квартале 2014г. - 15%). Доля респондентов, считающих, что их
материальное положение ухудшилось, увеличилась до 35% (в III квартале 2014г. - 23%).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на
8 процентных пунктов и составил (-24%) против (-16%) в III квартале
2014 года. Индекс благоприятности условий для сбережений снизился
на 13 процентных пунктов и составил (-44%) против (-31%) в III квартале
2014 года.

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в IV квартале 2014г. по сравнению с III кварталом 2014г. снизился по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) - на 12 процентных пунктов, у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 11 процентных пунктов, а у лиц старшего возраста (50 лет и более) - на 10 процентных пунктов.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в
IV квартале 2014г. по сравнению с III кварталом 2014г. также снизился
по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) – с
(-0,2%) до (-9%), у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - с (-2%) до
(-14%), у лиц старшего возраста (50 лет и более) - с (-7%) до (-16%).


Пояснительная записка.


Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае,
августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и
старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном
материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг)
и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные
(очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/ плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской
уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса
оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей
(в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных
и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются
во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение
пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений
личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности
условий для крупных покупок (5). Полученная в результате
обследования потребительских ожиданий населения информация может
быть использована, наряду с количественными статистическими
данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.[3]


Список литературы:


1. Федеральный закон №381 от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // [Электронный ресурс]. URL:http://gov.cap.ru/home/24/sait/potrebrynok/komment.doc

3. Аналитическая записка «Государственное регулирование торговли в России и анализ ФЗ№381» ноябрь 2010 г. (Демо-версия).

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт http://www.gks.ru

5. Федеральная антимонопольная служба. Управление контроля социальной сферы и торговли 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/upload/3.9.%20NIZHEGORODTSEV-RUS.pptx



[1] http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/205.htm

[2] http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d05/3.htm

[3] http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d05/3.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: