Рациональный полюс (производство, сбыт, идеи) | |||
| |||
|
МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОЛЮС
Хороший лидер способствует усилению жизненных сил предприятия и его членов, а также конкретизации их проектов. Этот полюс может быть рассмотрен в двух аспектах:
*Каково "физическое" измерение рабочей команды? Несет ли оно достаточно жизненных сил, атрофировано или гипертрофировано?
- Соответствуют ли материальные средства (помещения, бюджет, оборудование) существующим потребностям?
- Качество выпускаемой продукции или предлагаемых услуг.
- Разрыв между целями и конкретными достижениями
*Как менеджер мобилизует свое собственное "физическое" измерение?
- Какие у него есть для этого материальные средства, что он с ними делает?
- Каким образом он действует, как воплощает свои проекты?
- Удается ли ему изменить способ функционирования ради достижения собственных целей?
- Что он знает о своем собственном измерении, о своем внешнем виде ("look"), своей непринужденности, своей жестикуляции, своей походке, своем голосе, своем взгляде…
- Как он воспринимает свою витальность, свой динамизм, свою утомляемость…
В этом полюсе, как и во всех остальных, мы выделяем сильные моменты и недостатки, и определяем конкретные действия, направленные на удовлетворительное развитие этого полюса.
ПОЛЮС ОТНОШЕНИЙ
Менеджер должен содействовать развитию человеческих отношений на своем предприятии Аффективная среда может изучаться в трех аспектах:
*Достаточно ли здоровы и насыщены собственная аффективная жизнь и отношения самого менеджера?
- Контакты с подчиненными, с начальниками, с рабочими и коллективом в целом
- Равновесие "личная жизнь - профессиональная жизнь"
- Стресс; способность к восстановлению
*Аффективная жизнь и отношения внутри его команды или коллектива:
- Как можно ей способствовать?
- Наличие и циркуляция информации непрофессионального характера
- Моменты неформальных встреч, общие праздники, вечеринки…
*Отношения с внешним миром:
- Клиенты, деловые обеды, подарки от предприятия
- Контакты с партнерами, переписка
Изучая эти три аспекта полюса отношений, составляя, так сказать, "опись помещений" и экспериментируя в новых, привнесенных на сессию ситуациях, лидер может развить свою способность к контакту и коммуникации, улучшить переход от зависимости или независимости к взаимозависимости, несущей пользу для каждого работника.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛЮС
Интеллектуальное измерение предприятия прорабатывается по следующим направлениям:
*Отводит ли менеджер специальное время и средства на обдумывания и размышления?
- Каковы его способности организовывать свое время, свою деятельность, поездки?
- Какие методы он применяет для определения своих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей?
- Какое время он проводит читая газеты, участвуя в переговорах, изучая новости?
- Стоят ли у него в числе приоритетов разработка планов, составление документов?
Вместе с осознаванием своего собственного способа функционирования человек начинае предпринимать действия, направленные на улучшение интеллектуальной эффективности.
* Менеджер и интеллектуальное измерение его коллектива
- Как он вызывает рефлексию в своем коллективе; как он ее использует для расширения или развития своих собственных целей?
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛЮС
Социальное измерение соответствует функционированию рабочего коллектива и предприятия в целом, иерархическим отношениям, влиянию предприятия на окружающую среду.
Мы изучаем социальное измерение в трех аспектах:
- Взаимодействие внутри отдельного коллектива
- Создание органограммы
- Внутрииерархические отношениея
- Циркуляция информации
- Профсоюзная жизнь
- Пропуски, прогулы, текучесть кадров в коллективе…
Мы предлагаем менеджеру найти то, что он может сделать сегодня в этой ситуации, принимая свою долю ответственности и учитывая свою способность влияния.
* Отношения коллектива с внешним миром:
- Какую роль, влияние играет конкретный отдел (служба, цех) внутри предприятия и в отношениях с внешним миром (клиенты, конкуренция, местные власти)
Изучая каждый из этих пунктов, менеджер задает себе следующие вопросы: "Подходит ли мне это? Какова моя доля ответственности? Что я могу улучшить?"
*Социальный полюс менеджера на предприятии:
- Как менеджер заставляет функционировать свое предприятие?
- Какие имплицитные или эксплицитные правила он создает?
- Как он переносит, проживает свое иерархическое положение?
- Какое время он проводит, занимаясь функционированием своего предприятия, урегулированием конфликтов, организацией работы?
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛЮС
На предприятии идеологическое измерение соответствует способности человека порождать планы и, наряду с этим, творить этику. Когда же план конкретизируется, то он принимает свое рациональное, аффективное, материальное или социальное измерение.
В идеологическом измерении мы затрагиваем две оси:
* Менеджер и его собственное идеологическое измерение:
- Его способность "мечтать"
- Его способность к воображению, к предвосхищению, к интуиции, к мечте, порождающая и дающая энергию
- Его этическая чувствительность, его поиски смысла, его собственная иерархия ценностей
- Его приверженность планам предприятия, его имиджу и марке.
* Менеджер и идеологическое измерение его коллектива:
- Как он воспринимает и делает более динамичной работу своих сотрудников?
- Способствует ли он поиску общих ценностей, некоей специфической "культуры предприятия"?
- Способствует ли он включению планов предприятия в цели своего коллектива?
Может ли он воспринять и взлелеять "мечту" - источник творчества и последующих конкретных достижений?