Мероприятия по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

В результате крупнейшей в мировой истории техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС 70% радиоактивных продуктов взорвавшегося ядерного реактора, созданного и расположенного не в Беларуси, выпали на ее территории. Чернобыльская беда коснулась всех жителей республики, а почти четверть территории и практически каждый пятый житель Беларуси до сих пор испытывают вредоносное действие радиации. Нанесенный ущерб серьезно тормозит развитие экономики. Но народ и руководство республики нашли в себе силы противостоять беде, причем как комплекс возникших проблем, так и масштабность мероприятий по их решению, не имеют аналогов в истории. Суммарный ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, как известно, оценивается в 235 млрд. долларов США, что равно 32 бюджетам республики 1985 года. И это не окончательная оценка. Наука пока не располагает исчерпывающей информацией о медико-биологических, социальных и экологических последствиях чернобыльской катастрофы.

С целью сохранения здоровья населения Правительством Беларуси только с 5 мая по 9 декабря 1986 г. было принято 32 нормативных документа, направленных на проведение защитных мероприятий. Было принято трудное, но необходимое решение об эвакуации населения. Только в течение 1986 года из белорусской зоны аварии было эвакуировано 24700 жителей из 107 наиболее пострадавших поселков. Для ограничения дозы внутреннего облучения были введены временные допустимые уровни загрязнения продуктов питания и воды.

22 марта 1989 года ЦК КПБ и Совет Министров БССР приняли постановление о разработке Государственной программы преодоления последствий аварии на ЧАЭС. Такая программа была создана в июле 1989 года и одобрена XI сессией Верховного Совета БССР. На этой же сессии республика была объявлена зоной национального экологического бедствия. В апреле 1990 года Верховным Советом СССР была утверждена Государственная союзно-республиканская программа неотложных мер по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако после распада Советского Союза Республика Беларусь осталась один на один со всем комплексом чернобыльских проблем.

В 2000 году в Беларуси была одобрена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001--2005 гг. и на период до 2010 г. Это свидетельствует о том, что решение чернобыльских проблем для Беларуси будет оставаться на общегосударственном уровне еще долгое время.

В республиканском бюджете затраты на чернобыльскую программу составляют значительную часть. Однако этого недостаточно для решения всех проблем в ближайшем будущем. На преодоление ущерба, оцененного в 32 среднегодовых бюджета, за последние десять лет мы смогли направить лишь полтора среднегодовых бюджета.

Необходимой базой для мероприятий по преодолению последствий катастрофы служит чернобыльское законодательство. Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 году были приняты Законы "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС", а Национальным собранием в 1998 г. - Закон "О радиационной безопасности населения".

Выработка и реализация государственной политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы осуществляется под руководством и при непосредственном участии Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. В Беларуси действует система контроля за реализацией чернобыльского законодательства и Государственных программ минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Она включает периодические рабочие поездки Президента Республики Беларусь, Премьер-министра, членов Правительства в загрязненные радионуклидами регионы страны и рассмотрение на месте проблем социальной защиты пострадавшего населения; разработку конкретных мероприятий по реализации поручений Президента с указанием сроков исполнения, ответственных за исполнение должностных лиц, формы контроля и прочее. По результатам поездок Президента в пострадавшие районы (с период с 1995 по 2001 годы их было 13) сделано значительное число протокольных поручений по корректировке действий государственных органов и исполкомов по минимизации последствий катастрофы.

Несмотря на недостаток средств, благодаря усилиям органов государственного управления, законодателей, ученых и специалистов ряд важнейших проблем удалось решить. В их числе - следующее.

• Создана нормативная и правовая база практически по всем направлениям преодоления последствий аварии.

• Выполняется большой объем защитных мер в агропромышленном комплексе, что позволяет держать под контролем производство сельскохозяйственной продукции. Создана и надежно функционирует система радиационного контроля и мониторинга.

• В районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания, проводится мониторинг состояния здоровья населения. Углубленное медицинское обследование ежегодно проходят 1,6 миллиона человек, в том числе 344 тысячи детей.

• Действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения.

В настоящее время выполняется Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 1922).

Объем финансирования на 2011 – 2015 годы – около 2,3 млрд долларов США (по курсу на момент принятия программы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: