Современное состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России

Содержание

Лекция1. Современное состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России…………………………..3

Лекция_1.

Современное состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России.

Нефтяная промышленность.

Более 100 лет назад в России появился первый нефтепровод Баку-Батуми диаметром 203 мм и протяженностью 883 км. В настоящие время в России эксплуатируется 50 тыс. км магистральных нефтепроводов и около 200 тыс. км магистральных газопроводов большого диаметра, способных транспортировать 600 млн. тонн нефти и 800 млрд. м3 газа.

Современное состояние системы нефтетранспорта во многом определяется условиями и особенностями ее развития на протяжении последних 50 лет.

С момента открытия и начала разработки нефтяных месторождений Западной Сибири основной концепцией становится размещение нефтепереработки в районах массового потребления нефтепродуктов, отдаленных отмест добычи на тысячи километров. Такая стратегия, исходившая из логики централизованного управления народным хозяйством, потребовала сооружения сверхдальних нефтепроводов диаметром 1020¸1220 мм, которые в основном определяют сегодняшний облик нефтепроводного транспорта России и стран СНГ.

Наиболее крупными транспортными нефтепроводами являются Сургут-Полоцк, Холмогоры-Клин, Нижневартовск-Курган-Куйбышев, Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск, Куйбышев-Лисичанск, «Дружба-I», «Дружба-II», Усть-Балык-Омск, Павлодар-Чимкент.

Управление российскими нефтепроводами осуществляет АК «Транснефть», функциями которой являются: централизованное управление поставками, учет ресурсов нефти, ведение режимов перекачки нефти по транспортным нефтепроводам, управление нештатными ситуациями, контроль технологической дисциплины и управление централизованными средствами.

В связи с чрезмерно высокой интенсивностью развития сети нефтепроводов в 70 и 80-е годы и недостаточным вниманием к их ремонту большая часть нефтепроводов Тюменской области подлежит капитальному ремонту. Проведение ремонта в достаточном объеме невозможно ни с физической точки зрения ни с финансовой. В этих условиях свести к минимуму ущерб от возможных аварий можно только, ускоренным внедрением системы диагностики нефтепроводов и технически грамотной их эксплуатацией.

Надежность трубопроводов закладывается на стадии проектирования. Прочностной расчет трубопроводов на основе методов строительной механики с применениям коэффициентов запаса не может в полной мере учесть разнообразие условий сооружения и эксплуатации, сочетание различных факторов, статистический разброс механических свойств материала, нарушений формы, начальной дефектности труб, взаимодействие с грунтом. Эти обязательства предопределяют использование вероятностных моделей при расчете трубопроводов.

Необходим и пересмотр нормативной базы с учетом новых знаний и накопленного мирового опыта, по проектированию и строительству трубопроводов. Принципиально новым является требование проведения внутритрубной диагностики при сдаче трубопровода в эксплуатацию. Применение стеклопластиковых, металлопластиковых и пластмассовых труб для перекачки нефтей и сероводородсодержащих газов позволит практически исключить их коррозию, а следовательно и разрушения.

По-новому будут строиться и подводные переходы. Их большая надежность и безопасность достигается при применении метода наклонного бурения. Начиная с 1996 г., когда этот метод сооружения подводных переходов начал внедряться, реализовано более 50 проектов. Диаметры трубопроводов от 400 до 1420 мм включительно, в том числе Волго-Донской канал, реки Обь, Тура, Белая и др.

Применение аэрокосмических методов контроля за состоянием нефтепроводов, внутритрубных магнитных и ультразвуковых дефектоскопов нового поколения дает реальную картину состояния этих сооружений и позволяет упреждать возможные аварии путем внедрения новейших технологий ликвидации дефектов. Комплексная диагностика позволяет определять реальный уровень риска и остаточный ресурс трубопровода, реализуя стратегию выборочного ремонта. Полученные практические результаты по диагностике, применение технического мониторинга, эффективного обслуживания и ремонта позволяет прогнозировать увеличение срока службы магистральных нефтепроводов России на 30 лет, т.е. срок эксплуатации нефтепроводов удваивается по сравнению с нормативным.

Приоритетными в ХХ1 веке будут проблемы экологической безопасности и экологического мониторинга. Отсюда основная задача – надежность и безопасность трубопроводных систем и превентивные меры предотвращения аварий.

Газовая промышленность.

Отечественная газовая промышленность работает достаточно устойчиво, осуществляя поставки газа, как к внутренним потребителям, так и на экспорт. Свыше 93% всего объема добываемого в стране газа и практически весь его транспорт обеспечивает РАО «Газпром». Это – крупнейшая газовая компания, доля которой в общей мировой добыче составляет 22%.

Газпром представляет собой организационную структуру 38 предприятий, расположенных в различных регионах страны. Эти предприятия обеспечивают бурение скважин, добычу, переработку и транспорт до потребителей природного газа, конденсата и нефти. Численность персонала предприятий РАО Газпром и его дочерних акционерных обществ насчитывает 330 тыс. человек.

В ведении Газпрома находятся около 100 крупнейших месторождений природного газа с суммарными доказанными запасами около 38 трлн. м3; что составляет 77% общероссийских запасов. Из них 68 месторождений с запасами 17,9 трлн. м3 находятся в разработке.

В новых экономических условиях динамика добычи российского газа будет определяться не столько добывающими возможностями, сколько потребностями в нем на энергетическом рынке.

РАО Газпром, располагающее надежной ресурсной базой, широко разветвленной сетью магистральных газопроводов общей протяженностью свыше 141 тыс. км, мощным научно-техническим потенциалом, способно гибко реагировать на ожидаемый рост спроса на газ на мировом рынке и внести серьезный вклад в решение проблемы энергоснабжения Европейского континента.

Удовлетворение растущего спроса на газ будет обеспечиваться за счет наращивания мощностей на ряде действующих и вводе в разработку новых месторождений Надым-Пур-Тазовского региона Западной Сибири. Дальнейший рост газодобычи связан с освоением газовых ресурсов полуострова Ямал. Доказанные запасы газа позволяют обеспечить здесь годовую добычу порядка 180¸200 трлн. м3. В связи с этим в ближайшее время намечено приступить к сооружению газопровода Ямал-Европа, который пройдет по территориям России, Белоруссии, Польши и Германии.

В рамках долгосрочной политики внимание акцентируется на меры по сбережению энергии, которые, однако, не позволят сэкономить существенный капитал за короткий и средний периоды времени по сравнению с объемами газа, который может быть добыт при разработке новых месторождений. Западные экономисты, обсуждая низкие данные использования энергии России, имеют тенденции забывать о том, что значительно дешевле, быстрее и легче разработать новый источник энергии, чем улучшить эксплуатацию существующего, хотя бы только из-за размеров запасов в России. Объем запасов газа, как подтвержденных, так и предполагаемых, при сегодняшних темпах добычи, будет достаточно на предстоящие 82 года.

Единственным значительным источником нового поступления газа на протяжении последующих 15 лет будет являться Западная Сибирь с запасами порядка 40000 млрд. м3. Газпром надеется повысить уровень добычи до 750 млрд. м3 к 2010 г., разрабатывая Западно-Таркосалинское, Заполярное и Ямсовейское месторождение в 1996-97 гг., и некоторые из 25 месторождений п-ова Ямал, включая гигантское Бованенковское месторождение к 2010 г. Уже началась добыча на Западно-Таркосалинском месторождении с запасами 399 млрд. м3 газа, ожидается повышение уровня добычи от 8 млрд. м3 в 1996 г. до 15 млрд. м3 к 2002 г. «Газпром», как часть консорциума «Росшельф» будет вести работы на гигантском Штокманском месторождении в Баренцевом море, разработка которого будет иметь место в следующем столетии с последующей продажей 4 млн. тонн в год с Приразломного нефтяного месторождения, добыча на котором начнется в ближайшие годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: