II. Хранение музейных фондов

Одна из главных функций музея, цель которой - обеспечение физи­ческой сохранности музейных предметов на основе правильно выбранных режима и системы хранения, называется хранением музейных фондов.

Режим хранения призван максимально ослабить воздействие на предметы неблагоприятных факторов. Он складывается из совокуп­ности температурно-влажностного и светового режимов, мероприя­тий по защите от загрязнителей воздуха, биологических, механичес­ких повреждений, мер по предупреждению аварий, пожаров, краж и прочих опасных для сохранения предметов действий и факторов.

Задачи удобного, правильного и рационального, с точки зрения их досягаемости, размещения музейных предметов в фондохранилищах и на музейном оборудовании при обеспечении всех необходимых усло­вий режима хранения призвана решить система хранения фондов.

Каждый музей имеет не только свою тематику и направленность, но и массу других особенностей (устройство и географическое по­ложение зданий, объем фондов, количество сотрудников, размер эк­спозиционных площадей и т.д.), а потому в дополнение к общепри­нятым и обязательным для всех нормативным документам должен иметь и свои внутренние инструкции по хранению фондов.

Различные музейные предметы требуют и неодинаковых усло­вий хранения, и особого хранительского оборудования. Относительно универсальными показателями температурно-влажностного режима считается температура 18±1С и влажность 55±5. Все светочувстви­тельные материалы следует хранить в защищенном от света фондо­вом оборудовании, а освещенность помещения при работе с ними не должна превышать 50-75 лк.

Для борьбы с загрязнением воздуха в фондохранилищах и на экспо­зиции, а также для поддержания необходимых параметров температур­но-влажностного режима необходимо применять современные системы кондиционирования, очистки и обеспыливания воздуха. Это столь же обязательно, как и обеспечение всех помещений музея, а также фондово­го и экспозиционного оборудования наиболее надежными и технически совершенными системами пожарной и охранной сигнализации. Во мно­гих музеях сегодня устанавливается три рубежа охраны: по контуру помещения (стены, проемы), по объему, а также охрана отдельных витрин и экспонатов. В хранилищах, экспозиционных и выставочных залах ре­гулярно (не реже раза в сутки) осуществляется контроль температурно-влажностного режима с помощью психрометров, гигрометров, термомет­ров или самопишущих приборов - гигрографов и термографов. Показа­ния приборов необходимо фиксировать в специальном журнале.

Чрезвычайно опасными врагами многих музейных предметов явля­ются грызуны - мыши, крысы. Однако для борьбы с ними за последнее время сделано так много, что они перестали быть главной опасностью. Теперь на первый план выступили всевозможные насекомые-вредители: жуки (точильщики, древогрызы, притворяшки, хлебные точильщики, кожееды и пр.), моль, комнатные мухи, сахарные чешуйницы, тараканы и прочие. Для борьбы со всеми этими многочисленными вредителями в штат некоторых крупных музеев включают энтомолога - специалиста по борьбе с насекомыми. Но основным и самым верным оружием по-пре­жнему остаются поддержание чистоты помещений, защитные сетки на окнах и форточках, регулярное проветривание, влажная уборка, обеспыливание, изоляция музейных помещений от пищеблоков, обработка ин­сектицидами, наличие в музеях изоляторов и дезинсекционных камер для размещения и лечения зараженных предметов.

Исключительно важную роль в деле обеспечения сохранности музейных предметов играют их консервация и реставрация. Консервация - это сохранение предметов путем создания такого режима хра­нения, который бы существенно тормозил процессы их естественно­го старения, а также активное пресечение с помощью различных хи­мических и физических средств разрушительных процессов с после­дующим укреплением предметов. Реставрация - это восстановление облика (а иногда и функциональных качеств) предмета посредством устранения искажений и неисправностей предмета, произошедших в результате его естественного старения, а также избавления его от по­вреждений и/или преднамеренных изменений, нанесенных предмету в период нахождения в среде бытования или в процессе небрежного хранения в музее и использования на выставках и экспозициях.

Важно помнить, что сложная консервация и, тем более, реставра­ция должны осуществляться только специалистами, получившими соответствующую подготовку, и на основании решений реставрацион­ных советов музеев. Реставраторов необходимо также привлекать в процессе создания экспозиций и выставок. При их участии определя­ется срок экспонирования предметов, способы их монтажа, конструк­ция витрин, креплений и держателей. На выставках и экспозициях должен постоянно вестись контроль за температурно-влажностным и световым режимами, за надежностью витринного оборудования (герметичность витрин, их обеспечение светозащитными стеклами, дат­чиками охранной сигнализации, надежными замками и пр.). Немалую роль в деле сохранения музейных предметов играют и такие факторы, как регулирование потока посетителей, расстановка по залам музей­ных смотрителей, наличие в музее службы пожарной безопасности и постов круглосуточной милицейской охраны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: