Наука и техника

Тыл в годы войны

1.Эвакуация на Восток промышленности

2.Введение обязательных сверхурочных работ, 11часового рабочего дня, отмена отпусков

3.Трудовая мобилизация приравнена к военной

4.Ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины

5.Движение скоростников (2-3 нормы) и овладение смежными профессиями

Совет по эвакуации – орган по организации эвакуации

1942г. – завершился перевод экономики на военные рельсы, начался рост военного промышленного производства

Культура во время войны

Писатели: Симонов («Жди меня»), Твардовский («Василий Тёркин»), Фадеев («Молодая гвардия»), Берггольц («Ленинградская поэма»), Гроссман. Шолохов.

Погибли Гайдар, Петров, Джалиль

Артисты театра и кино создавали фронтовые бригады и выступали перед бойцами: Жаров, Крючков, Ильинский, Тарасова, Царёв, Черкасов и др.

"Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера. (кино)

Военные песни: Шульженко, Русланова, Бернес

Священная война

Тёмная ночь

Вечер на рейде

В лесу прифронтовом

Землянка

Синий платочек

1943г. – создание нового гимна СССР

Создание в блокадном Ленинграде 7 симфонии Д.Шостаковичем

Церковь способствовала укреплению боевого духа, патриотических чувств, благословляла на ратный подвиг. Собрала деньги на танковую колонну «Дмитрий Донской».

Наука и техника

Нужно было в кратчайшие сроки решить три проблемы:

Разработка новых систем оружия и обороны.

Научная помощь промышленности.

Мобилизация сырьевых ресурсов страны, переход с дефицитных материалов на новое сырьё.

Нашим конструкторам во главе с М.И.Кошкиным был создан лучший танк периода 2-ой мировой войны Т-34.

Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик ИЛ-2, прозванный нашими воинами летающим танком, а враг называл его летающей смертью. Большой вклад в создание и совершенствование новых самолетов внесли талантливые авиационные конструкторы под руководством Архангельского, Ильюшина, Лавочкина, Туполева, Яковлева и других, а также конструкторов авиамоторов: Климова, Микулина, Швецова и других.

Металлурги Урала и Сибири, решив ряд сложнейших технологических проблем, наладили производство броневых и легированных сталей в обычных мартеновских печах. Только за первый год войны Магнитогорский комбинат освоил выпуск свыше 40 новых марок стали, а Златоустовский 163 марки качественного сплава стали. Производство качественной стали и проката уже в 1942 году достигло довоенного уровня, а затем значительно превысило его На Востоке были введены в действия крупные предприятия химической промышленности, которые быстро наращивали выпуск стратегического сырья. В работе по обеспечению фронта не было второстепенных участков. Каждое звено экономики было важно, от его успешной деятельности зависела слаженная работа всего военного хозяйства. Война резко увеличила многообразие форм и методов применения древесины и продуктов леса, ставших важнейшим стратегическим сырьем. С первых дней войны лесная промышленность стала вносить большой вклад в умножение военно-технического потенциала. Немалую помощь советским воинам оказали ученые-географы. В условиях прекращения международного обмена метеорологической информацией. Метеорологи и океанологи провели крупные научные исследования и опытно-конструкторские работы, позволившие усовершенствовать методы конструкции автоматических станций и гидрологических приборов Эти приборы использовались для передачи данных и с занятых противником территорий.

Плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко..." (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

Окраина Москвы

Оборона Севастополя

Кукрыниксы бегство фашистов из Новгорода 1944г

Парад на Красной площади


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: