по гражданскому процессу

Алгоритм решения задач

(государственный экзамен по гражданскому процессу; бакалавриат)

Для успешного решения задач важно следовать определенному алгоритму, отражающему логику последовательного поиска решения.

I. Независимо от конкретных вопросов, на которые в конечном итоге надлежит дать ответ, для правильного решения задачи в целом необходимо – в качестве промежуточных этапов решения задачи – определить:

1. предмет процесса – спорное правоотношение, его предположительную юридическую квалификацию (пример: предметом процесса является спорное семейное правоотношение, возникшее относительно права на получение алиментов несовершеннолетнего ребенка);

2. нормы материального права, предположительно регулирующие спорное правоотношение, составляющее предмет процесса (пример: нормы Семейного кодекса РФ);

3. стороны процесса и других участвующих в деле лиц – с обоснованием (пример: истцом является несовершеннолетний А. – как носитель материально-правового интереса и предполагаемого права на получение алиментов на свое содержание от родителя, не выплачивающего такое содержание; Н. – родитель, заявивший иск в суде о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, является в процессе законным представителем А. – в силу установлений СК и допуска его судом в качестве законного представителя; ответчиком является К. – второй родитель ребенка, к которому заявлен иск – как предполагаемый носитель обязанности отвечать по иску).

II. Далее решение конкретизируется – в зависимости от фабулы, условий задачи и конечных вопросов по задаче. При этом анализируются и подвергаются процессуальной квалификации все условия задачи.

1.Например: в условиях задачи указывается, что в дело определением суда был вовлечен орган опеки и попечительства – в целях дачи заключения по делу. – В данном случае надлежит определить: а) является ли дача заключения по делу субъектом ст. 47 ГПК РФ обязательной по данной категории дел (о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка – для решения этого условия необходимо обратиться к нормам СК РФ); б) при отрицательном ответе на вопрос (а) определить – может ли суд по своей инициативе вовлекать в процесс субъекта ст. 47 ГПК РФ для дачи заключения по делу и при каких условиях; в) наличествуют ли такие условия в фабуле задачи.

2. В целях правильного решения задачи определяется правильность действия каждого из указанных в фабуле задачи субъектов с юридическим обоснованием; в случае ошибки следует предложить правильное решение.

Пример А: «в стадии судебного разбирательства судья приостановил производство по делу в связи с необходимостью получения от ООП заключения по делу» – определяем процессуальную ошибку: в данном случае отсутствует основание для приостановления производства по делу; по общим правилам определение круга участвующих в деле лиц и их статуса осуществляется в стадии подготовки дела к судебному разбирательству – необходимость представления суду заключения по делу от ООП должна быть определена в определении о подготовке дела к судебному разбирательству; если общее правило не соблюдено, в стадии судебного разбирательства судья мог отложить судебное разбирательство для получения заключения по делу – но не приостановить производство по делу). При анализе следует продемонстрировать понимание отличия института приостановления производства по делу от института отложения судебного разбирательства.

Пример Б: «В деле о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка А. (мать ребенка) заявила, что у нее тяжелое материальное положение, ребенок страдает хроническим заболеванием, требующим дорогостоящего лечения, а ответчик – человек обеспеченный, с высоким доходом». – Необходимо определить предмет доказывания истца (его законного представителя). В данном случае важно квалифицировать, что из фактического обоснования требования имеет значение юридических фактов – а для этого следует обратиться к нормам СК РФ, определяющим юридически значимые факты, с которыми закон связывает возможность взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей (факт происхождения ребенка и отказ от уплаты алиментов). В указанной ситуации ни один из фактов, приводимых истцом (его законным представителем) юридическим не является, а потому в предмет доказывания не входит. Предмет доказывания истца по данному делу составят два факта: факт происхождения ребенка от ответчика (не доказывается в силу правовой презумпции, если – по фабуле – ребенок рожден от родителей, состоящих в браке); факт неуплаты алиментов ответчиком. – Далее, если ответчик (а) заявляет, что «платить алименты не может, так как является безработным и у него на иждивении нетрудоспособные родители», - даем юридическую квалификацию данного утверждения – как имеющего или не имеющего юридического значения – и для какого обстоятельства (по СК РФ не предусмотрено освобождение от обязанности платить алименты на несовершеннолетних детей – но материальное положение ответчика может быть учтено при определении размера подлежащих взысканию алиментов); (б) ответчик заявляет, «что он не является отцом ребенка, хотя ребенок рожден в браке, а потому платить алименты не желает». – В данном случае ответчик ссылается на новый юридический факт («я – не отец ребенка»), который – если будет им доказан – способен опровергнуть один из юридических фактов основания иска («ответчик – отец ребенка»). Поэтому данный факт входит в предмет доказывания ответчика.

3.При решении задачи следует демонстрировать понимание сущности соответствующих институтов процессуального права, их отличительных черт (института сторон, замены ненадлежащего ответчика, судебного доказывания, видов судебных доказательств и т.д.).

4.Не менее важно при решении задач демонстрировать понимание общих закономерностей процессуальной формы и принципов цивилистического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: