Бюджетирование в системе

ГЛАВА 12

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ФИНАНСОВОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

12.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования на предприятии

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретают вопросы планирования финансов. Финансовое планирование является одной из главных функций фи­нансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Финан­совое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием матери­альных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укреп­ления финансового состояния предприятия.

В нашей стране сложилось двоякое отношение к финансовому планированию на предприятии. Директивное планирование, присущее командно-административной экономике, выработало достаточно нега­тивное отношение к процессу планирования. Преобразования в эконо­мике и построение рыночных отношений, нестабильность экономиче­ской конъюнктуры не позволяли оценить значимость и необходимость финансового планирования для деятельности любого хозяйствующе­го субъекта. Вместе с тем именно неопределенность усиливает риск предпринимательской деятельности, и следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка возрастает.

Главной целью финансового планирования на предприятии явля­ется обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономи­ческого компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.


Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и претво­рению их в жизнь. Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи:

■ конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

■ выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации;

■ обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

■ определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

■ обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства;

■ осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.
Основой финансового планирования на предприятии является

составление финансовых прогнозов. Прогнозирование представляет собой разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредо­точено на наиболее вероятных событиях и результатах. Прогнозирова­ние в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно на практике осуществить разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.

Сложившейся в настоящее время системе планирования присущ целый ряд недостатков. Процесс планирования на предприятии в со­временных условиях является очень трудоемким и недостаточно пред­сказуемым. В условиях нестабильности российской экономики невоз­можно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям хозяйствования. В практике большинства российских предприятий отсутствует управ­ленческий учет, разделение затрат на постоянные и переменные, что не поз­воляет в процессе планирования использовать показатель маржиналь­ной прибыли, оценивать эффект операционного рычага, проводить анализ безубыточности, определять запас финансовой прочности. Процесс плани­рования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции. При планировании объема продаж преобладает затратный механизм ценообразования. Цена формируется исходя из полной себе­стоимости и норматива рентабельности, не учитывая рыночные цены. Это приводит к созданию неконкурентоспособной продукции, а следо­вательно, к необъективно запланированным показателям объемов реа­лизации, которые заведомо будут отличаться от фактических резуль-


татов деятельности предприятия. Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управ­ленческих решений. Финансовые, бухгалтерские и плановые службы действуют раздельно, что не позволяет создать единый механизм управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия.

12.2. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия

Построение эффективной системы управления финансами явля­ется главной целью финансовой политики, проводимой на предпри­ятии. Разработка финансовой политики предприятия должна быть под­чинена как стратегическим, так и тактическим целям предприятия. Стратегическими задачами финансовой политики являются:

■ максимизация прибыли предприятия;

■ оптимизация структуры источников финансирования;

■ обеспечение финансовой устойчивости;

■ повышение инвестиционной привлекательности.

Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учет­ной, налоговой и кредитной политики предприятия, политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолжен­ностями, управления издержками предприятия, включая выбор амортизационной политики. Совмещение интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для этих целей и сохранение платежеспособности предприятия возможно только при согласованности стратегических и тактических задач, которые формализуются в процессе финансового планирования на предприятии. Фи­нансовый план формулирует финансовые цели и критерии оценки деятельности предприятия, дает обоснование выбранной стратегии и показывает, как достичь поставленных целей. В зависимости от це­лей можно выделить стратегический, краткосрочный и оперативный виды планирования.

Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы воспроизводства. В широком смыс­ле его можно назвать планированием роста, планированием развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с приня­тием основополагающих финансовых и инвестиционных решений. Финансовые планы должны быть тесно связаны с бизнес-планами компании. Финансовые прогнозы только тогда приобретают прак­тическую ценность, когда проработаны производственные и марке­тинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза


в жизнь. В мировой практике финансовый план является важнейшим элементом бизнес-планов.

Текущее финансовое планирование необходимо для достижения конкретных целей. Этот вид планирования обычно охватывает кратко­срочный и среднесрочный периоды и представляет собой конкретиза­цию и детализацию перспективных планов. С его помощью осуществ­ляется процесс распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей.

Оперативное финансовое планирование заключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспо­собности предприятия. Оперативное планирование дает возможность отслеживать состояние оборотных средств предприятия, маневриро­вать источниками финансирования.

Финансовая часть бизнес-плана разрабатывается в виде прогноз­ных финансовых документов, которые призваны обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.

В этом разделе должны быть подготовлены следующие документы:

1) прогноз доходов;

2) прогноз движения денежных средств;

3) прогноз баланса.

Прогнозы и планы могут быть выполнены с любым уровнем детализации. Составление комплекса этих документов — один из наи­более широко используемых подходов в практике финансового прог­нозирования. Финансовый прогноз представляет собой расчет буду­щего уровня финансовой переменной: величины денежных средств, величины фондов или их источников.

Как известно, деятельность предприятия принято разделять на три основные функциональные области:

1) текущую; 2) инвестиционную; 3) финансовую.

Под текущей подразумевается деятельность организации, пресле­дующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не име­ющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с пред­метом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными вида­ми деятельности.

Под инвестиционной понимается деятельность организации, свя­занная с капитальными вложениями организации в связи с приобре-


тением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудова­ния, нематериальных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Под финансовой подразумевается деятельность организации, свя­занная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, вы­пуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облига­ций и т.п.

Составление прогнозных финансовых документов обычно на­чинают с составления прогноза доходов (прогнозного отчета о прибылях и убытках). Именно в этом документе отражается текущая деятельность предприятия (табл. 12.1).

Прогноз прибыли и убытков отражает производственную деятель­ность предприятия. Поэтому его также называют прогнозом резуль­татов производственной деятельности. Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью. Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производст­венных показателей, динамика которых была обоснована в других раз­делах бизнес-плана.

Составление прогноза прибыли и убытков следует начинать с по­строения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из раздела бизнес-плана по планируемому объему продаж.

Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, кото­рую предприятие собирается завоевать. Построение прогноза объема


продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существу­ющих потребителей. При этом необходимо ответить на следующие во­просы:

1. Каким был уровень сбыта за прошлый год?

2. Каким образом сложатся отношения с покупателями продукции по ее оплате?

3. Можно ли прогнозировать такой же уровень реализации продукции, как и в отчетном периоде?

При этом очень важно проанализировать именно базовый пери­од, так как именно он дает ответы на целый ряд вопросов и позволяет спрогнозировать влияние отдельных факторов на объем продаж в пред­стоящем периоде. Так, можно оценить, каким образом на объемные по­казатели повлияют изменения качества продукции, уровня цен, уров­ня спроса, а следовательно, более точно определить величину выручки от реализации продукции исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен, а также спрогнозировать и пред­полагаемые изменения в уровне затрат и будущую прибыль предприя­тия. Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюде­ния строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эф­фективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции — один из важнейших качественных показателей деятель­ности предприятий. Состав затрат по производству и реализации про­дукции регламентируется Положением о составе затрат по производ­ству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополне­ниями.

В представленном расчете прибылей и убытков не все элементы затрат предприятия отражаются на порядке осуществления платежей. Многие элементы затрат, показанные в прогнозе прибыли и убытков, никак не отражаются на осуществлении платежей предприятия. Так, например, материалы, используемые в процессе производства, могли быть приобретены и оплачены за много месяцев до того, как эти за­траты отразятся в расчете прибыли и убытков. Вместе с тем может быть и обратная ситуация, когда материалы использованы в процессе про­изводства, учтены в прогнозе прибыли и убытков, но не оплачены. Такие элементы затрат, как аренда, оплата коммунальных услуг, проценты за кредит и т.п., происходят постепенно, в течение года, и поэтому показа­ны в расчете прибылей и убытков как равные суммы. В действительно-


сти такие платежи производятся поквартально, в полугодовой период или ежегодно, и поэтому данные для тех месяцев, в которые они дей­ствительно производятся, могут быть значительно выше. По этим и дру­гим причинам получение предприятием прибыли не обязательно означа­ет, что денежные средства увеличились, а увеличение денежных средств не означает, что предприятие получает прибыль. Следовательно, необ­ходимо планировать и контролировать оба параметра. Часто могут су­ществовать большие различия между наличностью и прибылью. Плани­ровать поступление наличности можно путем составления прогноза движения денежных средств (плана денежных потоков). В основе по­строения этого документа лежит метод анализа денежных потоков cash­flow (поток наличности, или денежный поток).

Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денеж­ных средств.

Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, пред­ставляет собой время, в течение которого денежные средства отвлече­ны из оборота. Продолжительность финансового цикла в днях оборота можно рассчитать как разницу между продолжительностью операци­онного цикла и временем обращения кредиторской задолженности. В свою очередь продолжительность операционного цикла равна сумме времени обращения производственных запасов, затрат и времени об­ращения дебиторской задолженности. Время обращения производ­ственных запасов и затрат можно определить как отношение средних остатков производственных запасов и затрат к затратам на производ­ство продукции, умноженным на продолжительность периода. Время обра­щения дебиторской задолженности определяется отношением средней дебиторской задолженности к выручке от продаж в кредит, умноженным на длину периода. Время обращения кредиторской задолженности опре­деляется отношением средней кредиторской задолженности к затратам на производство продукции, умноженным на продолжительность периода.

Анализ движения потока денежных средств производится, как правило, по трем основным направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В основе анализа лежат дан­ные отчета о движении денежных средств (форма № 4 финансовой отчетности). В нем отражаются поступления, расход и изменения де­нежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и фи­нансовой деятельности предприятия за определенный период. Основ-


ной задачей этого отчета является предоставление пользователям необходимой информации о получении и расходовании денежных средств за отчетный период. Отчет о движении денежных средств – важный аналитический инструмент, который может быть использован менедже­рами, инвесторами и кредиторами для определения:

■ увеличения денежных средств в результате производственно-хозяйственной деятельности;

■ способности организации оплатить свои обязательства по мере наступления сроков погашения;

■ способности организации выплачивать дивиденды в денежной форме;

■ величины капитальных вложений в основные фонды и прочие внеоборотные активы;

■ размеров финансирования, необходимых для увеличения инвестиций в долгосрочные активы или поддержания производственно-хозяйственной деятельности на настоящем уровне;

■ способности организации получать положительные денежные потоки в будущем.

Отчет о движении денежных средств дает возможность пользова­телям проанализировать текущие потоки денежных средств, оценить будущие поступления денежных средств, оценить способность пред­приятия погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, про­анализировать необходимость привлечения дополнительных финансо­вых ресурсов.

При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учи­тывать все возможные источники поступления средств и также направ­ления оттока денежных средств. Прогноз разрабатывается по подпери-одам в такой последовательности:

■ прогноз денежных поступлений;

■ прогноз оттока денежных средств;

■ расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток);

■ определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании.

Все поступления и платежи отображаются в плане денежных по­токов в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуще­ствления этих платежей, с учетом времени задержки оплаты за реализо­ванную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продук­ции, а также условий формирования производственных запасов.

Прогнозирование денежных поступлений предполагает расчет объ­ема возможных денежных поступлений. Основным источником по-


ступления денежных средств является реализация товаров. На прак­тике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который потребуется покупателям для того, чтобы оплатить счета, т.е. определяет средний срок документооборота.

Основным элементом этапа прогнозирования оттока денежных средств является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя. Если же кредитор­ская задолженность не погашается своевременно, то отсроченная кре­диторская задолженность становится дополнительным источником краткосрочного финансирования.

Расчет чистого денежного потока осуществляется путем сопо­ставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат.

Таким образом, прогноз движения денежных средств (план денеж­ных потоков) демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.

Данные об избытке или дефиците показывают, в каком месяце можно ожидать поступления наличности, а в каком — нельзя, поэтому эти два параметра исключительно важны. Иными словами, они отра­жают то, как бизнес приносит денежные средства (быстро или медлен­но). Конечное сальдо банковского счета ежемесячно показывает состо­яние ликвидности. Отрицательная цифра не только означает, что предприятию потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но и показывает необходимую для этого сумму, которая может быть по­лучена путем использования различных финансовых методов.

Прогноз движения денежных средств содержит три основных раз­дела, отражающих движение денежных средств в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.


Как видно из приведенных в табл. 12.2 данных, прогноз движения денежных средств совершенно отличается от прогноза прибыли и пока­зывает движение денежных средств, а не заработанную прибыль. В прог­нозе прибыли отражается операционная деятельность предприятия, определяется эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации производственной продукции или услуг. В отличие от него прогноз движения денежных средств содержит два дополнительных раздела: чистый денежный поток от инвестиционной деятельности и чистый денежный поток от финансовой деятельности.

Существуют несколько параметров, которые появляются в прог­нозе прибыли и отсутствуют в прогнозе движения денежных средств, и наоборот. В прогнозе прибыли отсутствуют данные о капитальных платежах, о дотациях, о НДС, а в прогнозе движения денежных средств нет сведений об амортизации. Амортизационные отчисления относят­ся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в со­ответствии с установленными нормами амортизации и относятся в про­цессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не выплачивается и остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в прогнозе движения денежных средств отсутствует статья «Аморти­зационные отчисления». Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования


деятельности предприятия, являясь внутренним источником финан­сирования. Они являются фактором, стимулирующим инвестицион­ную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предпри­ятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и соответственно больше чистый денежный поток от произ­водственной деятельности предприятия.

Для проверки правильности составления прогноза прибыли и дви­жения денежных средств целесообразно разработать прогнозный ба­ланс. С этой целью используют баланс, составленный на последнюю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод финансо­вого прогнозирования в литературе называют методом формальных финансовых документов. В основе этого метода лежит прямо пропор­циональная зависимость практически всех переменных издержек и большей части текущих активов и текущих обязательств от объема продаж, поэтому этот метод иногда называют прогнозированием на основе процента от продаж. В соответствии с этим методом осуществ­ляется расчет потребности предприятия в активах с целью обеспече­ния увеличения объема реализации продукции и прибыли предприятия. Этот расчет базируется на условии, что активы предприятия возраста­ют прямо пропорционально росту объема продаж, а следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источни­ки финансирования.

Задачей прогнозного баланса и будет расчет структуры источни­ков финансирования, так как возникшую разницу между активом и пас­сивом прогнозного баланса необходимо будет перекрыть за счет допол­нительных источников внешнего финансирования.

Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается, как правило, выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования одновременно является и коррекцией баланса. Состав­ление этих документов не дает полной картины о финансовой устойчи­вости предприятия. Для того чтобы оценить платежеспособность и лик­видность прогнозируемого баланса, кроме прогноза прибыли и баланса обязательно составляется прогноз движения денежных средств.

Бюджетирование в системе

финансового планирования на предприятии

Современная система управления финансами требует координации принимаемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходованием средств, создать ре­альные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.


Посредством бюджетирования реализуется текущее и оператив­ное финансовое планирование, обеспечивается их взаимосвязь и под­чиненность финансовой стратегии предприятия.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Процесс бюджетирования — это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюд­жет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели

Бюджеты нужны предприятиям для достижения многих целей. Они не только помогают в планировании и координации экономической дея­тельности, служат основой для оценки эффективности деятельности пред­приятия, но и используются также как средства управления и сти­мулирования. Проводя финансовый анализ составленных бюджетов предприятия, можно еще на стадии планирования оценить финансовую состоятельность отдельных видов деятельности предприятия, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансированнос­ти источников поступления денежных средств и их использования, оп­ределить объем и формы, условия и сроки внешнего финансирования.

В основе построения системы бюджетирования заложены опре­деленные принципы.

Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения предприятием намеченных задач. Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение запланированных показателей бюд­жета. При этом руководство предприятия следит за тем, чтобы интере­сы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с ин­тересами всего предприятия. Обеспечивается это путем согласования бюджетных планов и их корректировки.

Принцип ответственности предусматривает передачу ответствен­ности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием. Передача ответ­ственности непосредственно увязывается со степенью влияния, кото­рое конкретный руководитель может оказывать на затраты, выручку или другие показатели.

Принцип гибкости предусматривает включение в систему не только статичных, но и гибких бюджетов, которые помогают выбрать опти­мальный объем продаж.


Система бюджетного планирования деятельности предприятия включает процесс формирования бюджетов, разработку их структуры, а также ответственность за их формирование и исполнение.

Основная цель процесса бюджетирования — разработка определен­ной финансовой структуры предприятия. В финансовой структуре выде­ляются центры финансовой ответственности и центры финансового уче­та. К центрам финансовой ответственности, как правило, относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий резуль­тат деятельности предприятия. Предпосылками для выделения структур­ных подразделений в центры финансовой ответственности являются:

■ региональная или производственная изолированность или завершенность хозяйственной деятельности структурного подразделения;

■ объем производства;

■ способность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке;

■ возможность нести полную ответственность за затраты, доходы,
денежные потоки от своей деятельности.

Наиболее распространены центры ответственности затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

Центры финансового учета — это те структурные подразделения, ко­торые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия.

Процесс формирования бюджетов включает работу по составле­нию целого ряда бюджетов предприятия. Для организации бюджетно­го планирования деятельности предприятия целесообразно создавать сквозную систему бюджетов на предприятии, включающую основные, операционные и вспомогательные группы бюджетов.

Основные бюджеты предприятия должны являться неотъемлемой частью его бизнес-планов, а следовательно, включать в свой состав три основных документа финансовой отчетности. Такие бюджеты называют также финансовыми бюджетами. К основным (финансовым) относят­ся бюджеты финансовых результатов (бюджет прибылей и убытков), движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс.

Принципы построения основных (финансовых) бюджетов анало­гичны рассмотренному выше порядку формирования прогнозной фи­нансовой отчетности в составе бизнес-плана предприятия.

В экономической литературе часто в состав основных бюджетов включают инвестиционный бюджет, или бюджет капитальных вложений.

Такой подход правомерен, так как составление данных бюджетов является элементом финансового планирования деятельности предпри­ятия, однако эти бюджеты находят косвенное отражение в трех основ­ных бюджетах предприятия, поэтому, с нашей точки зрения, целесооб­разнее отнести их к вспомогательным бюджетам предприятия.


Особое место в системе бюджетирования занимают операционные или функциональные бюджеты. Именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования. В состав операционных бюдже­тов входят бюджет продаж, бюджет производства, бюджет производ­ственных запасов и целая группа затратных бюджетов.

К затратным относятся бюджеты прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов.

Подход к составлению данных бюджетов базируется на подраз­делении затрат на переменные и постоянные и на понятии области реле­вантности, в которой сохраняется особая форма запланированных вза­имоотношений выручки и затрат.

Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов предприятия. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Пе­речислим наиболее значимые бюджеты: амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный и т.д.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюдже­та продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе цен, установленных на продукцию и услуги, и натуральных показателей по предполагаемым продажам. Разработанный бюджет продаж в системе бюджетирования использу­ется для достижения определенных целей.

Во-первых, для определения величины выручки от продажи това­ров, продукции, работ, услуг. Именно данные бюджета продаж служат основанием для подготовки бюджета прибылей и убытков, так как вы­ручка в данном бюджете формируется по принципу передачи права собственности, а не оплаты за приобретенные товары и услуги.

Во-вторых, для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения денежных средств предприятия. Чтобы рассчитать бу­дущий приток денежных средств предприятия, необходимо распределить во времени планируемый объем продаж по факту поступления выручки от продаж. С этой целью разрабатывается график погашения дебиторской за­долженности предприятия. В основу построения данного графика берутся данные о сформировавшемся коэффициенте инкассации выручки предпри­ятия. Коэффициент инкассации определяет долю дебиторской задолжен­ности, оплаченной в соответствующий период времени от момента отгруз­ки продукции. Для расчета коэффициента инкассации необходимо создавать на предприятии реестры старения дебиторской задолженности. Сумма при­тока денежных средств от продаж (от текущей деятельности) найдет отражение в будущем прогнозе движения денежных средств предприятия по строке «Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг».


В-третьих, для определения остатков дебиторской задолженности предприятия. Расчет остатков дебиторской задолженности необходим для того, чтобы сформировать прогнозный баланс предприятия. Буду­щие остатки дебиторской задолженности можно рассчитать на основе данных объема продаж и составленного графика поступления денеж­ных средств от продаж по формуле

Дебиторская Дебиторская Объем Объём поступлений

Задолженность = задолженность + продаж – денежных (12.1)

на конец на начало средств

периода периода

На основе бюджета продаж строится бюджет производства. При построении бюджета производства необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода.

Объем Объём Остатки Остатки

производства = продаж + на конец – на начало (12.2)

периода периода

Для определения остатков нереализованной продукции целесо­образно рассчитать скорость оборота на основе сложившейся финан­совой отчетности.

Бюджет производства является основой для составления прямых затратных бюджетов предприятия (бюджета прямых материальных затрат и бюджета затрат на оплату труда). Бюджет прямых материаль­ных затрат строится на основе либо установленных, либо средних за­трат материалов на производство продукции. При составлении бюд­жета прямых затрат на оплату труда берутся трудозатраты и расценки, установленные на предприятии. Данные бюджеты дают нам информа­цию для подготовки следующих бюджетов.

Во-первых, бюджета финансовых результатов. Прямые материаль­ные затраты и прямые затраты на оплату труда являются элементом себестоимости и включаются в себестоимость проданных товаров, про­дукции, работ, услуг.

Во-вторых, бюджета движения денежных средств. Объем матери­альных затрат служит основой для определения объема закупок мате­риалов в предстоящем периоде. При этом, определяя объем закупок, необходимо учесть и движение остатков материалов на складе пред­приятия. Для того чтобы правильно спланировать отток денежных средств на приобретение материалов, нужно разработать график по­гашения кредиторской задолженности предприятия поставщикам за приобретаемые материальные ресурсы. Для формирования оттока де­нежных средств по оплате труда строится график погашения задолжен­ности по оплате труда.


На основе подготовленных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, которые необходимо знать для того, чтобы составить прогнозный баланс предприятия. Расчет остат­ков кредиторской задолженности осуществляется следующим образом:

Кредиторская Кредиторская
задолженность задолженность Заработная Заработная
по оплате труда = по оплате труда + плата – плата (12.3)
на конец периода на начало периода начисленная выплаченная

Кредиторская Кредиторская

задолженность = задолженность + Объем – Объем (12.4)
по материалам по материалам закупок оплаты

на конец периода на начало периода

В состав затратных бюджетов предприятия входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные, выбирается объемный показатель, в соответствии с которым корректируются переменные затраты. Для формирования денежного потока необходимо также из общей суммы, включаемой в эти бюджеты, исключить амортизацию, присутствующую как элемент затрат. Это связано с тем, что начисление амортизации не приводит к оттоку денежных средств предприятия.

При формировании бюджета финансовых результатов необходимо помнить о том, что проценты за банковский кредит, включаемые в состав себестоимости, не включаются в строку «Управленческие расходы», а показываются отдельной строкой.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание основных этапов финансового планирования.

2. Сформулируйте основные цели финансовой политики.

3. Финансовый цикл предприятии, его определение и методика расчета.

4. Перечислите основные принципы построения системы бюджетирования.

5. Назовите основные типы финансовой ответственности предприятия.

6. Какие бюджеты предприятия относятся к операционным?

7. Методика формирования затратных бюджетов предприятия.

8. Взаимосвязь бюджета продаж с другими бюджетами предприятия.

9. Как рассчитывается коэффициент инкассации выручки и для каких целей он

используется?

10. Как воздействует амортизация на чистый денежный поток предприятия?

11. К какому виду деятельности относятся операции по долгосрочным финансовым

вложениям? 218


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: