Необходимость в фокусированной работе с телом
Необходимо иметь достаточно времени для проведения сессии холотропного дыхания. Традиционно процесс занимает от полутора до трех часов. Примерно за это время процесс приходит к своему естественному завершению, но в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии и иногда во время дыхательного процесса ведущий или ситер обеспечивает поддержку и предлагает работу с телом в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы в зависимости от того, что происходит с дышащим, создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению при разрядке симптомов, какую бы форму это ни принимало. Эта работа с телом во время сессий холотропного дыхания является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.
Рисование мандал
После сессии холотропного дыхания и ситтер, и холонавт идут рисовать мандалы. Рисование - это творческое отображение своих переживаний. Кроме того, через некоторое время холонавтом осуществляется проговор своих переживаний.
Обсуждение
Групповое обсуждение происходит в тот же день после большого перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и холотропное дыхание. Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять посредством рефлексии свои прозрения, полученные в сессии холотропного дыхания. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. Возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.
Переживания
Феноменология переживаний, получаемых во время дыхательной сессии С. Гроф комбинирует в 4 области[12]:
1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого).
3. Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ), в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 Начало родов, пока матка ещё не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой все становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 рождение в новом качестве.
4. Трансперсональный уровень (надличностный).
Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию: Выход за пределы пространственных границ:
§ переживание двуединства;
§ отождествление с другими людьми;
§ отождествление с группой и групповое сознание;
§ отождествление с животными;
§ отождествление с растениями и ботаническими процессами;
§ единство с жизнью и всем творением;
§ переживание неодушевленной материи и неорганических процессов;
§ планетарное сознание;
§ внеземные переживания;
§ отождествление со всей физической вселенной;
§ парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства.
Выход за пределы линейного времени:
§ внутриутробные переживания;
§ опыт предков;
§ опыт расового и коллективного бессознательного;
§ переживания прошлых воплощений;
§ филогенетические переживания;
§ переживания планетарной эволюции;
§ переживания космогенеза;
§ парапсихические феномены, выходящие за пределы времени.
Физическая интроверсия и сужение сознания: Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени:
§ спиритические и медиумические переживания;
§ энергетические феномены тонкого тела;
§ встречи с духами животных;
§ встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими существами;
§ посещение других вселенных и встречи с их обитателями;
§ переживание мифологических и сказочных сюжетов;
§ встречи с божествами;
§ переживания универсальных архетипов;
§ интуитивное понимание универсальных символов;
§ творческое вдохновение и прометеевский импульс;
§ опыт Демиурга и переживание космического творения;
§ опыт космического сознания;
§ сверхкосмическая и метакосмическая пустот.
Психоидные трансперсональные переживания: Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления:
§ сверхнормальные физические способности;
§ спиритические феномены и физический медиумизм;
§ повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
§ неопознанные летающие объекты (НЛО-феномены).
Намеренный психокинез:
§ ритуальная магия;
§ целительство и ведовство;
§ сиддхи;
§ лабораторный психокинез.
Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода.