Эпоха бронзы (3-2 тыс. до н. э.)

Использование металла определило собой следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний, поэтому произошло второе, после выделения пастушеских племен, разделение труда – ремесло отделилось от земледелия. Самостоятельны­ми отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже – ткацкое. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, паш­нями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличи­лось имущественное неравенство. Завершился переход к пат­риархату. Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смотрели как на носителя божественной си­лы. После смерти над его гробницей воздвигали курган; в могилу для загробной жизни помещали огромное количест­во разнообразных вещей. (Поэтому курганы стали впослед­ствии главным источником культурных и художественных памятников). Первыми металлами, которыми начал пользоваться чело­век, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они бы­ли не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре нау­чились получать бронзу (сплав меди с оловом), и наступила эра господства металла. Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, брас­леты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ков­ка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных изделий остаются звери, каждый из которых имеет определенный магический, символический смысл. Фигуры животных трактуются по-разному в зависи­мости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигур­ки быков, которые были укреплены на стержнях, поддержи­вающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения зверей трак­тованы в монументальном, реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо пред­метов, изображения подчинялись формам предметов и трак­товались декоративно, превращались в узор. Таковы грави­рованные рисунки на кавказских бронзовых ритонах, поя­сах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя; сюжетная сценка на булавке: две собаки нападают на оленя – воспринимается как орна­ментальная вязь.

Но не только изготовление изделий из металла и высокие достижения декоративного искусства характеризуют эпоху бронзы. Важнейшим явлением этого времени была мегалити­ческая (мегалит – большой камень) архитектура, тесно свя­занная с религиозно-культовыми идеями. Выделяют три ви­да мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры – это вертикально поставленные камни различ­ной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесан­ными, и покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком вы­полнены как монументальная скульптура. Менгиры, как и другие виды мегалитов, встречаются на обширных террито­риях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на возвы­шениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2-3 км (Франция); порой были центром поселений. Возможно, менгиры были объектом поклонения как символы плодоро­дия, стражи пастбищ и источников или обозначали место це­ремоний. В степном Причерноморье антропоморфные стелы (так называемые каменные бабы) помещали над кургана­ми – они служили надмогильными памятниками. Дольмены – довольно сложные сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми; внутри плиты иногда покрыты символически­ми знаками. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров. Дольмены были местом за­хоронения членов рода. Кромлехи, самые значительные сооружения древности, представляют собой расположенные по кругу каменные пли­ты или столбы. Кругов (концентрических) могло быть нес­колько; иногда столбы перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. В то же вре­мя кромлехи, вероятно, являлись древнейшими обсерватория­ми. Таков, во всяком случае, самый знаменитый и сложный кромлех, находящийся в Англии близ Стоунхенджа. Считают, что и другие кромлехи Англии, а их около 600, бы­ли предназначены для астрономических наблюдений.

Таким образом, в эпоху бронзы начали свой путь новые формы выражения идей, мыслей и чувств человека: монумен­тальная пластика и культовая архитектура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: