орудийная деятельность. Особенности использования орудий антропоидов

Орудийная деятельность лежит в основе трудовой деятельности. Орудийная деятельность – это направленное использование предметов для воздействия на компоненты природной среды или экспериментальной ситуации.

В деятельность с первичным объектом (пищей) вовлекается вторичный объект (камень, прутик, палка и т.д.). Шимпанзе, живущие на свободе, для добывания пищи пользуются палками, прутиками, стеблями трав.

Выделяют 2 типа орудийной деятельности: узкоспецифический и разумный.

Узкоспецифические действия в определенных экологических условиях (гриф, ворот, низшие обезьяны)

1. Однотипность предметов-орудий.

2. Стереотипность действий с этими предметами.

3. Однотипность использования всеми особями вида.

4. Спорадическое – нерегулярное использование предметов.

Разумный тип орудийной деятельности у антропоидов характеризуется:

1. Разнообразием предметов орудий.

2. Использованием в различных комплексах поведения.

3. Выоским уровнем манипулирования (работы с орудием)

4. Возможностью группового манипулирования орудием.

5. Постоянное использование

Таким образом орудийные действия высших обезъян следует отличать от использования предметов в качестве орудий другими животных.

Известно употребление орудий для ловли муравьев и термитов у шимпанзе. Первые наблюдения "ужения" термитов были сделаны Джейн Гудалл в 1963 г. в Гомбе (Танзания), а затем в восьми местах Африки. Случай орудийной деятельности был зарегистрирован в Белинга на северо-востоке Габона. Было найдено 30 орудий, 28 орудий использованы. Все орудия изготовлены из веток, очищенных от листьев, мелких веточек, одно орудие было сделано из лианы. Длина их 68-76 см. Все они были найдены у домиков термитов, причем только в сезон, когда термиты находились на поверхности; предметы были изменены и подготовлены для определенной цели, "стандартизированы". Для изготовления орудий необходимы развитая моторика и опыт - знание свойств предмета, используемого в качестве орудия (длина, толщина, заостренность и т.п.), Главное сходство в изготовлении орудий для ловли муравьев и термитов заключается в их "стандартизации". Так, были обнаружены 174 орудия в виде веток длиной до 1,5 м и толщиной 1-4 см, очищенных от веток и со следами использования на одной стороне; было обнаружено также 323 орудия, находившиеся рядом с термитниками. Возможно, стандартизованность или стереотипность орудий у ранних гоминид могла отражать прочность социального наследования, но возможна и такая точка зрения, по которой стандартизация орудий свидетельствует о достаточно высоком уровне интеллекта.

У высших млекопитающих благодаря высокому уровню развития головного мозгла появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Возникла способность улавливать связь между различными элементами ситауции и выводить из нее правильно решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям. Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении задачи, о перемещении из одного места в др. или о получении и осмысливании информации, исходящий из среды.

Известен такой случай, когда самец шимпанзе повыси л свой соц.статус, придумав форку.с с двумя пустыми канистрами, он бил ими друг об друга, производя чудовищный шум.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурной, включающей:

1. Ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схема решения задачи.

2. Формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных на достижения цели.

3. Сличение выполненных действий с исходщным намерением. Характеризуется саморегулированием –если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается. Не приводит к нужному эффекту, в мозг поступает соответвующие сигналы и решение задачи начинается заново.

Известный немецкий психолог Келлер изучал поведения обезьян в сложных условиях. Пример. Обезьяна должна была использовать обходной путь, чтобы получить приманку или использовать специальные орудия.. приманку клали далеко от клетки. Чтобы не дотянуться. Достать могла лишь использовав обходной путь через дверь в задней стене клетки. Сначала обезьяна безуспешно пыталась достать приманку, тянулась, прыгала. Затем неподвижно сидела и рассматривала ситуацию, что было видно по движению глаз. Затем приходила к правильному решению.

Вопрос как животное приходит к интеллектуальному решению задачи сложно объяснить. Разные исследователи трактуют по разному.

Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как п роявления творческого озарения. Австрийский психолог Вюлер полагает, что использование орудий обезьянами – результат переноса прежнего опыта. Современные исследователи считают, что основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами, способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат ситуации.

Интеллектуальной поведение представляет собой верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики нового типа, свойственной только человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: