Реформы 60-х – начала 70-х гг. XIX в. В России ( земская, городская, судебная, военная и др.)

Крестьянская реформа, ее подготовка и проведение. Положение “19 февраля 1861 г.”.

Впервые о необходимости крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что “лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”. Непосредственно разработка концепции реформ началась с января 1857 г., когда был создан специальный секретный комитет для подготовки крестьянской реформы. Первым проектом, который обсуждался в комитете был проект, разработанный летом 1856 г. зам. министра внутренних дел Левшиным. С некоторыми корректировками основные положения этой программы были разосланы в виде рескриптов губернаторам (сначала Петербургскому и Виленскому), и одновременно создавали специальные губернские комитеты. Вскоре после этого секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу (1858 г.), а в его составе основные функции выполнял Земский отдел Министерства внутренних дел во главе с Милютиным. В губернских комитетах обсуждались различные варианты проектов, которые затем направлялись в созданные при главном комитете редакционные комиссии (февраль 1859 г.). Среди множества проектов принято обращать внимание на: 1. Унковского, где наиболее последовательно отразились стремления помещиков нечерноземной зоны (полный выкуп крестьян с землей, при содействии правительства). 2. Проект Полтавского - черноземные зоны (наделы крестьянам давались лишь на время, крестьянам свобода без земли). 3. Проект Самарина - наиболее последовательно отражавший проекты степной зоны - промежуточный вариант.

Манифест “19 февраля 1861 г.” предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юр. Лицо, вступать в брак без ведома помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословия мещан и купцов). Но сохранялась община. Крестьянство - единственное сословие, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. В “положении” раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Конкретные размеры участка должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые должны были быть составлены отдельно для каждого помещика и каждой общины. Если они не приходили к соглашению, то к решению спора привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса наделы были значительно урезаны. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. При размежевании угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилось чересполосица, заставлявшая крестьян арендовать помещичью землю. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить выкупные платежи. Размер выкупных платежей устанавливался не в зависимости от рыночной стоимости земли, а из соображений компенсировать помещику потерю бесплатного крестьянского труда. Этот доход помещик должен был получать ежегодно в качестве % по своему вкладу в Дворянский банк, банковский % 6.

80% - ссуда государства, в течении 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству. 20% - крестьянин должен отдать сам помещику. Выплаты крестьянами помещику растянулось на 20 лет. Так появилось временно обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел.

Удельные крестьяне получали те наделы, которые имели до реформы, с некоторым уменьшением в Петербургской, Самарской и Владимирской и с небольшим увеличением в остальных губерниях (положение от 26 июня 1863 г.) В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. Оброчная подать в пользу царской семьи была преобразованы выкупные платежи сроком на 49 лет.

Государственные крестьяне получили в наделы те земли, которые были ранее в их пользовании и еще получали лесные наделы. В 1886 г. государственная оброчная подать была переведена в выкупные платежи с увеличением ее, в среднем, на 45% и с уплатой в 44 г. В национальных районах крестьяне получали наделы меньше, чем было до отмены, за большие повинности.

Земская реформа.

В 1864 г. было издано положение “О губернских и уездных земских учреждений”. В губерниях и уездах создавались земства (выборные органы из представителей всех сословий). Из-за высокого имущественного ценза там преобладали помещики. Сфера их деятельности ограничивалась вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной властей. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии: 1. Уездные землевладельцы; 2. Городские избиратели; 3. Выборные от сельских обществ. На уездном земском собрании выбирались в уездную земскую управу (исполнительный орган) и депутаты в губернское земское собрание. Губернское земское собрание избирало губернскую земскую управу. Уездный и губернский предводители дворянства возглавляли управы. И те и другие избирались на три года.

Городская реформа.

“Городовое положение” 1870 г. создало в городах всесословные органы - городские думы, на четыре года. Они избирались по куриям в соответствии с имущественным цензом. Главную роль в них играла крупная буржуазия, под строгим контролем правительственной администрации. Городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган), состоявшую из городской головы и членов. Городской глава являлся председателем и городской думы и городской управы. Члены думы назывались гласными. Дума ведала вопросами городского хозяйства, образования и здравоохранения.

Судебная реформа.

“Новые судебные уставы” 1864 г. вводили в России новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда (крестьяне по-прежнему оставались подсудны особым судам волостные), его независимость от администрации, не сменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса (судебные процессы могли освещаться в прессе). Вопрос о виновности решался присяжными заседателями. Мелкие дела разбирались в мировом и коронном суде, а уголовные и тяжкие - в окружном (в уезде), особенно важные и государственные и политические преступления - в судебной палате на уровне губерний. Высшая судебная инстанция был сенат.

Судебные уставы вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру и прокуроров.

Военная реформа.

Создавались трехклассные юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии для среднего и высшего командного состава. Кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, но оставалось единственное элитарное учебное заведение - Пажеский корпус, который соединял военную гимназию и юнкерское училище. Туда принимали внуков и детей высших офицеров. В 1864 г. введены военные округа. Началось перевооружение в армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Улучшилась система управления вооруженными силами. Всеобщее сословное воинская повинность введена закон 1874 г. для мужчин достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6 лет и 9 лет в запасе, на флоте - до 7 лет и 3 года в запасе. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза (лица, имевшие высшее образование служили 6 мес.). Освобождение от службы в армии было возможно по здоровью единственный сын в семье, единственный кормилец в семье. Поздно введенное всеобщая воинская повинность было связанно с необходимостью предварительного развития сети жел. дорог, без которых невозможно было быстрое проведение мобилизации.

Реформы с сфере образования.

В 1864 г. издано “Новое положение о начальных народных училищах”. Женщины получали возможность преподавать в школах. Введено доступное всесословное образование. Начальные школы были разных типов - государственные, земские, церковноприходские, воскресные и т.д. Земство явилось инициатором постановки вопроса о введении обязательного начального образования в стране. Обучались около 3 лет. Уровень знаний не высокий. В 1862 г. церковноприходские школы переведены в подчинение синоду. В 1864 г. издали “Устав гимназий”. Этот устав не ликвидировал преемственность обучения. Появились женские гимназии с меньшим объемом изучаемых предметов. Гимназии делились на классические (гуманитарная подготовка) и реальные (имели практическую направленность). Учились 7 лет. После классической гимназии, если заканчивали на положительные оценки, можно было поступить в университет и институт. После реального училища можно было поступить только в специальные учебные заведения - горный, межевой и т.д. институты. И только до сдав экзамены можно было поступить в институт. В 1864 г. был издан новый “Университетский устав”. В 1863 г. институтам вернули автономию. Они сами решали административные и научно-педагогические вопросы. Женщины не могли поступать в высшие учебные заведения, но в 1869 г. в Петербурге были открыты первые Высшие женские курсы, которые работали по программе университетов, но до начала XX в. не давали диплом о высшем образовании. В 1872 г. в Москве открыты курсы профессора Герье, в 1878 г. в Петербурге открыты Бестужевские курсы.

Реформа сферы цензуры и печати.

В 1865 г. введены “Временные правила о печати”. Они отменяли предварительную цензуру для ряда печатных изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Редакторы могли отстаивать свои права в суде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: