Геометрия судового корпуса

Корпус судна представляет собой удлиненное тело, ограниченное днищем, бортами и палубой. Обычно эти поверхности имеют сложную кривизну и их невозможно совместить с плоскостью.

Суда с упрощенной формой корпуса (с прямолинейными ломаными шпангоутами, с плоскостными обводами или с развертывающейся на плоскость судовой поверхностью) в настоящих методических указаниях особо не рассматриваются.

Для получения общего представления о характере обводов корпуса его изображают на чертеже при помощи трет секущих основных взаимно перпендикулярных плоскостей и ряда плоскостей, параллельных основным и находящихся на определенном расстоянии друг от друга. В соответствии с ГОСТ 2.419-68 основными координатными плоскостями являются: диаметральная плоскость, плоскость мидель-шпангоута и основная плоскость (рис. 1.1).
Диаметральная плоскость (ДП), это вертикальная продольная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части. Плоскость мидель-шпангоута — вертикальная поперечная плоскость, перпендикулярная диаметральной плоскости и проходящая посередине длины судна между носовым и кормовым перпендикулярами. Основная плоскость представляет собой горизонтальную плоскость, проходящую через точку пересечения плоскости мидель-шпангоута с килевой линией (рис. 1.2). У металлических судов килевая линия проходит по внутренней поверхности наружной обшивки (горизонтального киля). Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна называется основной линией и обозначается ОЛ.

Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью называется ватерлинией и обозначается ВЛ.

За основу построения теоретического чертежа принимается конструктивная ватерлиния судна — ватерлиния, соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению судна. Она обозначается КВЛ.

Носовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовою точку конструктивной ватерлинии. Эта точка находится с внутренней стороны форштевня.

Кормовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера руля с плоскостью конструктивной ватерлинии.

При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97 % длины по конструктивной ватерлинии от носового перпендикуляра судна.

Для судов, имеющих погруженную, транцевую корму, в качестве кормового перпендикуляра допускается принимать вертикаль, пpoxoдящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца.

Линия пересечения внутренней поверхности наружной обшивки корпуса судна с плоскостью миделъ-шпангоута называется мидель-шпангоутом судна. На чертеже он обозначается знаками: или .

Линии пересечения теоретической поверхности судна (внутренней поверхности наружной обшивки) поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются шпангоутами судна.

Линии пересечения теоретической поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами.

Линии пересечения теоретической поверхности судна плоскостями, перпендикулярными к плоскости мидель-шпангоута и, по возможности, нормальными к обводам шпангоутов, называются рыбинами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: